В 2003 г. МИИТ в числе шести вузов страны начал подготовку по специальности 220601 «Управление инновациями» инженеров-менеджеров для транспортной отрасли, преимущественно железнодорожного транспорта. Особенностью данного образования является обучение в командах и продвижение в бизнес проектов, созданных на инженерных кафедрах МИИТа, промышленных предприятиях Северо-Восточного административного округа и центрах акционирования инновационных разработок г. Москвы еще на студенческой скамье.
Коммерциализация технологий требует разносторонней подготовки студентов по естественнонаучным, техническим и социально-экономическим дисциплинам, менеджменту, а главное, приобретения опыта инновационной деятельности, опережая текущее вузовское образование по объему новых знаний. По итогам рейтинга выпускающих кафедр 2009 г. Кафедра «Управление инновациями на транспорте» заняла первое место (годом раньше – второе место), в том числе держит ведущие позиции по воспитательной работе со студентами, обучая в том числе инициативности и креативности. Поэтому не случайно, что из 100 студентов, отобранных на обучение в Школе успешной молодежи МИИТа (ШУММ) - 14 - от ИТ (самый высокий показатель по кафедрам). В финале в 4 проектах из 7 были задействованы 7 студентов ИТ из 21 студента МИИТа. Победителем стала команда первокурсников ИТ с проектом «Школа абитуриентов МИИТ».
Выпускники специальности успешно работают в качестве управляющих инновационных проектов в ОАО «РЖД», ее филиалах и дочерних предприятиях, других транспортных компаниях, а также в Siemens, Воmbardier, проходят стажировку и практику в Alstom.
Шагая в ногу с Болонским процессом, Кафедра «Управление инновациями на транспорте» наравне со специалитетом ведет подготовку бакалавров и магистров по направлению 222000 «Инноватика». В рамках четырехлетнего образовательного процесса будущие бакалавры техники и технологий учатся управлять ожиданиями, формировать логистику от идеи к рентабельному технологическому бизнесу, разрабатывать стратегию принятия системных решений с целью использования интеллектуального капитала и достижения лидерства, работать в команде, приобретать навыки предпринимательской культуры.
С 2010 г. в двухлетней магистратуре, где студенты получают знания управления проектами и программами в рамках инновационного развития территорий и предприятий и педагогические навыки по подготовке кадров для инновационной сферы, открыта международная магистерская программа «Clobal Innovation and Technology Management». По ее окончании магистрант получает одновременно два диплома: магистр МИИТ по направлению «Инноватика» (обучение в течение первого года) и Лаппеенрантского технологического университета (ЛТУ, Финляндия): магистр наук в области технологий (обучение в течение второго года) с защитой диссертаций на русском и английском языках.
Опыт Финляндии для России уникален. Страна занимает первое место в мире по индексу конкурентоспособности. В формуле финского успеха три классических слагаемых: высокий уровень образования (4,9% от ВВП), конкурсный принцип распределения средств на науку (3,5% от ВВП) и развитая инновационная инфраструктура. В итоге доля принципиально новой продукции в среднем по отраслям промышленности в Финляндии составляет 17 %, в объеме мирового рынка наукоемкой продукции - 0,5%. Для сравнения, в России расходы на НИОКР составляют 1,2 % от ВВП. Доля принципиально новой продукции в среднем по отраслям промышленности в России составляет 0,6 %, а в объеме мирового рынка наукоемкой продукции - всего 0,3 %. На высшее образование тратится 3,5 % от ВВП.
Для студентов, обучающихся в этой международной магистерской программе, открыты перспективы общеевропейского пространства образования и исследований, в том числе создания моделей совместных с финнами предприятий по заказу российских и зарубежных компаний с возможностью последующего трудоустройства в них, преодоления фрагментации инновационной среды, стратегического партнерства в технологических инновациях. Обучаться в Финляндии можно за счет собственных средств, а также выиграв на конкурсной основе стипендии Президента РФ, европейских программ, ЛТУ, а также грантов российских и зарубежных компаний.
На Инновационном форуме в Финляндии, прошедшем с 25 по 27 мая 2010 г. на базе университета-партнера МИИТа - Лаппеенрантского технологического университета, куда Россия была впервые приглашена как равноправный участник, были определены пути взаимодействия Евросоюза и нашего государства в инновационной и, в том числе, образовательной деятельности. На этом форуме была поддержана инициатива МИИТа по созданию российско-финского инновационного технологического бизнеса.
За двухуровневой системой образования в России будущее, а в рамках направления 222000 «Инноватика» будущее становится реальностью уже сейчас.