Основные сведения
О подразделении

Сайт кафедры: http://inntech.org.ru/

Страницы в социальных сетях:



Кафедра «Инновационные технологии» создана 13 ноября 2002 г. во исполнение приказа Министерства образования Российской Федерации № 3594 от 15. октября 2002 г. и решения Ученого совета Московского государственного университета путей сообщения от 23 октября 2002 г., для подготовки по студентов по специальности 220601 «Управление инновациями», направление подготовки дипломированных специалистов 220600 «Инноватика» группы «Техника и технологии» с 2003/2004 учебного года и специальности 220701 «Менеджмент высоких технологий», направление подготовки дипломированных специалистов 220700 «Организация и управление наукоемкими производствами» - с 2005/2006 учебного года.

В соответствии с решением Ученого совета МИИТа от 23 октября 2002 г. в МИИТе была открыта образовательная программа по специальности 073500 (впоследствии 220601) "Управление инновациями". Кафедра "Инновационные технологии" была создана приказом ректора № 211/а от 13 ноября 2002 г. для подготовки инженеров-менеджеров по этой специальности. Этим событиям предшествовала длительная работа инициативной группы преподавателей МИИТа, представлявших различные направления знаний, по созданию образовательного стандарта с условным названием "Техническая политика на железнодорожном транспорте".

Валентина Николаевна Тарасова: «Идея о создании такого стандарта родилась у меня во время длительной стажировки в Массачусетском, Ренселаеровском, Иллинойском, Калифорнийском технических институтах, которая стала возможной благодаря выигранному гранту в образовательном фонде Ч. Спенсера в США, а длительная, в течение семестра, стажировка – поддержке ректора университета Б. А. Лёвина, выделившего почасовой фонд преподавателям, которые меня заменяли. Внимание к США было не случайным. Фонд поддержал мою исследовательскую программу, посвященную сравнению инженерной подготовки в России и США. Но параллельно с этой тематикой я исследовала вопросы, связанные с функционированием инновационной инфраструктуры: после принятия в США законов Стивенсона-Уайдлера и Бай-Доула в 1980 г. и в странах Европейского содружества законов об инновациях в конце 1990-х гг. (например, во Франции Федеральный закон "Об инновациях и научных исследованиях" 1999 г.) – путь от прохождения НИОКР на стадии фундаментальных исследований до создания опытного образца и тиражирования малой серии стал значительно короче.

Авторам образовательного стандарта приходилось начинать на "целине". Ведь аналогичный закон об инновационной деятельности, одобренный Государственной думой, был отклонен вновь избранным Президентом России В. В. Путиным в 1999 г. Мне удалось найти соратников в педагогическом коллективе МИИТа. Профессор М. М. Болотин, в тот период ученый секретарь МИИТа, скорректировал предложенный мною примерный перечень федеральных и вузовских (отраслевой компонент), дисциплин и порекомендовал ученых МИИТа для разработки дидактических единиц. Существенную методическую и техническую помощь оказала доцент кафедры "Физика-2" А. В. Пауткина.

Подготовленный проект отраслевого стандарта длительное время согласовывался в Департаменте технической политики (руководитель В. С. Наговицын) и Департаменте кадров и учебных заведений (руководитель Н. М. Бурносов) Министерства путей сообщения (МПС) России. Осторожное отношение было вызвано недоверием к междисциплинарному принципу обучения (распределению в соответствующих пропорциях естественнонаучного, инженерного, финансово-экономического и организационно-управленческого блоков).

Квалификационная характеристика будущего специалиста была разослана и в дальнейшем согласована службами технической политики Северной, Юго-Восточной, Горьковской и Московской железных дорог – работодателями целевых студентов МИИТа, что позволило нам получить поддержку Руководителя кадров и учебных заведений МПС России Н. М. Бурносова. Министерство высшего и среднего специального образования России, рассмотрев проект этого образовательного стандарта, порекомендовало объединиться в усилиях с Петербургским государственным политехническим университетом и Государственным университетом управления, которые инициировали создание образовательного продукта, близкого нашему аналогу по содержательному наполнению, нацеленного на подготовку в экспериментальном порядке специалистов по управлению инновациями. Эти вузы имели в прошлом, соответственно, опыт подготовки инженеров-системотехников и инновационных менеджеров.

На кафедре открыто 4 научных направления, возглавляемых профессорами В. Н. Тарасовой ("История и философия нововведений, управление инновациями"), Р. И. Зайнетдиновым ("Создание и внедрение инновационных транспортных конструкций на базе повышения их качества, надежности и безопасности"; "Прикладная синергетика, мультифрактальный и вейвлетный анализ процессов на транспорте"); В. И. Лукашевым ("Стратегический маркетинг инновационных технологий и менеджмента").

Время подтвердило целесообразность нахождения этой выпускающей кафедры в Институте транспортной техники и организации производства МИИТа, где нас обслуживают ведущие преподаватели по таким математическим и общим естественнонаучным, а также общепрофессиональным дисциплинам федерального и вузовского блока, как "Высшая математика" – кафедра "Высшая математика"; "Начертательная геометрия" и "Компьютерная графика" – кафедра "Автоматизированное проектирование и графическое моделирование"; "Механика" – кафедра "Вагоны и вагонное хозяйство"; "Организация управления НИОКР" – кафедра "Локомотивы и локомотивное хозяйство"; "Технологии и материаловедение" – кафедра "Технология сварки, материаловедение, износостойкость деталей машин"; "Промышленные технологии и инновации" – кафедра "Технология транспортного машиностроения и ремонта подвижного состава"; "Метрология, взаимозаменяемость и стандартизация" – кафедра "Машиноведение и сертификация транспортной техники" и др.

Некоторые дисциплины отраслевой компоненты обслуживаются Институтом управления и информационных технологий, в том числе "Общий курс железных дорог", "Современные технологии управления перевозочным процессом", "Отраслевые информационные системы", "Информационный менеджмент и технологии управления наукоемким производством", "Транспортная логистика", "Управление рисками"; Институтом пути, строительства и сооружений – "Теория решения изобретательских задач" и "Строительные технологии"; Институтом систем управления, телекоммуникаций и электрификации – "Электротехника" и "Метрология". Такие дисциплины экономического блока, как "Маркетинг в инновационной сфере" и "Экономика и финансовое обеспечение инновационной деятельности" ведутся, соответственно, преподавателями кафедр "Экономика и управление на транспорте" и "Финансы и кредит" Института экономики и финансов МИИТа.

В 2006/2007 учебном году кафедра "Инновационные технологии" начала трудоустраивать в компании железнодорожного транспорта, ориентированные на продвижение на рынок технических средств и технологий, лучших студентов 4 курса специальности "Управление инновациями" (на часть ставки). В их числе: дочерние компании и филиалы ОАО "РЖД" – ЗАО "Отраслевой центр внедрения", Центр научно-технической информации, "Торговый дом"; "Дормашинвест" – транспортная компания Северстальтранс, зарубежная компания "NetCracker" и др.

Отчетливо понимая, что объекты железнодорожного транспорта еще не в полной мере готовы принять наших выпускников, мы в течение 2006/2007 учебного года направляли студентов на распределенную практику в Центр акционирования инновационных разработок в свободное от учебы время, где они готовили заявки изобретателей на конкурсы фонда Бортника и "Лидер высоких технологий".

Для участия студентов 4 курса в конкурсе "Русские инновации", организованном инновационным бюро "Эксперт", кафедра в деловой игре сформировала четыре группы и определила в них лидеров, обучила их бизнес-планированию в рамках дополнительных занятий с д. э. н., профессором В. И. Лукашевым. Группы работали над четырьмя проектами, три из которых вышли в финал конкурса. В мае-июне 2007 г. каждому из участников конкурса "Русские инновации" были предложены индивидуальные проекты по бизнес-планированию результатов завершенных НИОКР ОАО "РЖД" 2004-2005 гг. Труд большинства ребят, справившихся с этой непростой задачей, был оплачен из средств, полученных кафедрой по хозрасчетной деятельности.

В 2007/2008 учебном году кафедра вышла на завершающую стадию пятилетнего учебного плана специальности "Управление инновациями". Мы формулируем темы дипломных проектов, исходя из задач, поставленных работодателями наших студентов и ведущими железнодорожными инженерными кафедрами МИИТа. Ректорат университета поддержал нашу идею продвижения на рынок, в том числе в ходе разработки бизнес-планов, результатов лучших дипломных проектов этих кафедр.

Железнодорожный транспорт все более поворачивается на инновационный путь. Мы направили во вновь созданный Центр инновационного развития ОАО "РЖД" первых старшекурсников, прошедших практику на объектах инновационной инфраструктуры города. В настоящее время обсуждается предложение Российской корпорации транспортного машиностроения, некоторых логистических компаний, патентных отделов научно-исследовательских институтов ОАО "РЖД" о рекрутировании студентов специальности "Управление инновациями".

В 2008/2009 учебном году кафедра открывает двухуровневую подготовку: бакалавриат (квалификация "Бакалавр техники и технологии") и магистратуру (квалификация "Магистр инноватики"). Магистерская программа по управлению инновационными процессами предназначена для роста профессиональной квалификации выпускников специальности "Управление инновациями", а также бакалавриатов и специальностей, преимущественно инженерных и экономических направлений, проявивших склонность к научной работе, способных в дальнейшем развивать инноватику как объект и субъект исследований.»

С 2011/2012 учебного года мы переходим на двухуровневое образование и начинаем готовить бакалавров техники и технологий по направлению 222000 "Инноватика" (профили: "Управление инновациями (по отраслям и сферам экономики)" и "Управление исследованиями и разработками". Магистров готовим по направлениям 222000 "Инноватика" (программа "Глобальные инновации и технологический менеджмент") и 222600 "Организация и управление наукоемкими производствами" (программа "Менеджмент высоких технологий").

С 2014/2015 учебного года на дневной форме обучения по направлению 222000 «Инноватика» открываются в дополнение к существующим: «Управление инновациями» и «Управление исследованиями и разработками» новые профили: «Проектное управление в инновационной сфере» и «Предпринимательство в инновационной сфере». Учиться по профилю «Управление инновациями» можно будет не только на дневной, но и на очно-заочной (вечерней) и заочной формах. Третий предмет ЕГЭ – информатика!!!

Материально-техническая база кафедры позволяет проводить занятия с использованием мультимедийных форм обучения (презентации, учебные фильмы). Занятия могут проходить как в мультимедийных аудиториях, так и в компьютерных классах. Современная подготовка проводится с применением всего комплекса новых информационных технологий и технических средств базы института. При проведении семинарских и практических занятий, текущего и итогового контроля преподаватели кафедры широко используют компьютерные классы и другие технические средства обучения. Современное компьютерное оборудование с выходом в Интернет, мультимедийные проекторы, ЖК-панели и интерактивные доски в аудиториях позволяют проще донести изучаемый материал до студента.