Основные сведения
О подразделении

Кафедра специализируется в области:

  • проектирования, эксплуатации, технического обслуживания и ремонта грузовых и пассажирских вагонов, контейнеров, рефрижераторного и специализированного несамоходного подвижного состава железных дорог и промышленного транспорта;
  • механики вагонов, испытаний вагонных конструкций, создании цифровых двойников вагонов;
  • организации работы вагонного комплекса, вагоноремонтных и вагоностроительных предприятий;
  • проектирования и разработки предприятий по ремонту вагонов;
  • тормозных систем;
  • надёжности вагонов и систем;
  • безопасности движения поездов и экспертизы случаев нарушений безопасности движения.
Образовательные программы
Специалитет
  • 23.05.03 Подвижной состав железных дорог по направлению (специализации) «Грузовые вагоны», для следующих видов деятельности: проектного; организационно-управленческого; производственно-технологического; научно-исследовательского.
  • 23.05.03 Подвижной состав железных дорог по направлению (специализации) «Пассажирские вагоны», для следующих видов деятельности: проектного; организационно-управленческого; производственно-технологического; научно-исследовательского.
Аспирантура
  • 23.06.01 Техника и технологии наземного транспорта по направлению (специализации) 2.9.3 Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация (научная специальность 2.9.3 Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация)
Преподаваемые дисциплины

Базовые модули:

1. Пассажирские вагоны (общий курс);

2. Грузовые вагоны и контейнеры (общий курс);

3. Автоматические тормоза подвижного состава;

4. Электрическое оборудование пассажирских вагонов, его эксплуатация и ремонт;

5. Системы кондиционирования воздуха пассажирских вагонов;

6. Холодильное оборудование рефрижераторных вагонов и контейнеров;

Модули для проектного вида деятельности:

7. Математические модели вагонов и процессов;

8. Динамика вагонов;

9. Строительная механика вагонов;

10. Механика и технологии;

11. Конструирование и расчёт вагонов;

Модули для организационно-управленческого вида деятельности;

12. Правила технической эксплуатации железных дорог и организация обеспечения безопасности движения поездов;

13. Эксплуатация и техническое обслуживание вагонов;

14. Техника и технологии наземного транспорта;

15. Организация и управление производством;

16. Надёжность вагонов и систем;

17. Вагонное хозяйство;

Модули для производственно-технологического вида деятельности;

18. Технологические основы вагоноремонтного производства и типовые технологические процессы ремонта вагонов;

19. Техническая диагностика нетягового подвижного состава;

20. Системы автоматизации производства и ремонта вагонов;

21. Проектирование технологических систем предприятий по ремонту вагонов;

22. Машины и гибкие технологии вагоноремонтного производства;

Модули в области цифровизации:

23. Цифровые технологии в профессиональной деятельности;

24. Автоматизированные рабочие места и экспертные системы вагоноремонтного производства;

25. Экспертиза конструкций вагонов;

26. Цифровые технологии научных исследований;

27. Информационные и цифровые технологии в научной деятельности.

Направления научно-исследовательской деятельности
  • Оптимизация основных параметров и конструктивных схем вагонов, технико-экономические исследования новых вагонных конструкций и систем (основатель школы д.т.н., профессор Леонид Абрамович Шадур, учёные д.т.н., профессор Александр Алексеевич Хохлов, ведущие специалисты д.т.н., профессор Анатолий Иванович Быков, к.т.н., доцент Татьяна Георгиевна Курыкина и др.);
  • Обеспечение безопасности при перевозке опасных грузов (основатель школы д.т.н., профессор Виктор Николаевич Филиппов, учётные и ведущие специалисты к.т.н., доцент Игорь Викторович Козлов, к.т.н., доцент Борис Лаврентьевич Недорчук и др.);
  • Строительная механика вагонов, системы автоматизированного проектирования и моделирования (основатель школы д.т.н., профессор Владимир Николаевич Котуранов, учёные и ведущие специалисты, д.т.н., профессор Сергей Валерьевич Беспалько, к.т.н., доцент Игорь Валентинович Плотников, к.т.н., доцент Михаил Петрович Козлов и др.);
  • Динамика вагонов и их взаимодействие с железнодорожным путём (основатель школы д.т.н., профессор Сергей Васильевич Вершинский, учёные д.т.н., профессор Владимир Давидович Хусидов, ведущие специалисты д.т.н., профессор Геннадий Иванович Петров, Иван Константинович Сергеев и др.);
  • Организация вагоноремонтного производства и повышение технического уровня производственных систем (основатель школы д.т.н., профессор Иван Фомич Скиба, учёные д.т.н., профессор Михаил Михайлович Болотин, к.т.н., профессор Константин Васильевич Мотовилов, ведущие специалисты к.т.н., доцент Валерий Геннадьевич Воротников, с.н.с., доцент Виктор Михайлович Меланин, к.т.н., доцент Вячеслав Иванович Богачёв и др.);
  • Надёжность и организация систем технического обслуживания вагонов (основатель школы д.т.н., профессор Пётр Андреевич Устич, учёные и ведущие специалисты д.т.н., доцент Михаил Николаевич Овечников, к.т.н., доцент Александр Анатольевич Иванов и др.);
  • Автоматические тормоза – основатель школы к.т.н., профессор Бронислав Людвикович Карвацкий, учёные д.т.н., профессор Владимир Григорьевич Иноземцев, ведущие специалисты д.т.н., профессор Владимир Александрович Карпычев, к.т.н., доцент Александр Николаевич Шамаков и др.).
История

Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» была основана в 1931 году.

Стремительное развитие сети железных дорог в царской, а после и в советской России требовало подготовки квалифицированных инженеров – специалистов железнодорожного дела. Одной из специальных дисциплин, преподаваемых в железнодорожных учебных заведениях, был курс «Вагоны», который читали до 1930 г. для слушателей Тягового факультета Московского института инженеров железнодорожного транспорта (МИИТ).

В 1931 г. на Тяговом факультете МИИТа впервые в практике транспортных учебных заведений была организована подготовка инженеров вагонного дела. Для этого организовано вагонное отделение и создана кафедра «Вагоны». Первым заведующим кафедрой был назначен Сергей Романович Дадыко, проработавший много лет на Мытищинском вагоностроительном заводе и преподававший в школах ученичества железнодорожного транспорта.

В 1932 г. по приказу Наркома путей сообщения (НКПС) был организован вагонный факультет в Московском электромеханическом институте инженеров железнодорожного транспорта (МЭМИИТ, который был выделен из структуры МИИТа).

В 1933 г. решением ЦК ВКП(б) и Совнаркома СССР вагонное хозяйство на железных дорогах страны выделено в самостоятельную отрасль железнодорожного транспорта, а вагонные факультеты были созданы и в других транспортных институтах страны. При создании первого в стране вагонного факультета в МЭМИИТ были определены основные направления подготовки специалистов вагонного дела и созданы четыре профилирующих кафедры «Вагоны», «Вагонолинейное хозяйство», «Вагоноремонтные заводы» и «Автотормоза», которые были основой развития научных направлений. Они стали базовыми направлениями при подготовке инженеров – вагонников.

Для педагогической работы были приглашены специалисты с производства, в числе которых были Михаил Михайлович Стемпневский, Алексей Иванович Михайлевский, Антон Львович Бродовский, Василий Дмитриевич Сибаров и др. Новый факультет был сразу укомплектован студентами вплоть до 4 курса в количестве 16 учебных групп, а первым деканом вагонного факультета был назначен Сергей Романович Дадыко.

В 1934–1936 гг. факультет выпустил 400 первых инженеров-механиков вагонной специальности. Большинство выпускников возглавили предприятия вагонного хозяйства сети железных дорог страны. На кафедрах факультета успешно осуществлялась подготовка научных кадров. Так, в 1935–1939 гг. по специальности «Вагоны и вагонное хозяйство» обучалось в аспирантуре около 20 человек, которые в последствии стали известными специалистами в области конструирования, расчёта, динамики подвижного состава, тормозного оборудования, организации, планирования вагоноремонтных предприятий, технологии изготовления и ремонта вагонов. Среди таких учёных Н.З. Криворучко, З.О. Каракашьян, А.Н. Сергеев, В.М. Чернышев, И.Ф. Скиба, Л.А. Шадур, В.Ф. Девятков, С.П. Бялынович, Ф.Д. Ткаченко и др.

В 1939 г. кафедры вагонного факультета были объединены в единую кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство», которую возглавил доктор технических наук, профессор, член-корреспондент АН УССР Михаил Алексеевич Короткевич. На кафедре продолжали работать высококвалифицированные специалисты, имеющие опыт преподавательской деятельности и работы на производстве. Среди них профессора Б.Л. Карвацкий, А.А. Попов, доценты С.Р. Дадыко, В.И. Туровцев, З.О. Каракашьян, Л.А. Шадур, В.М. Чернышёв и др.

Кафедра вела большую работу по оказанию технической помощи производству. Преподаватели, научные сотрудники, аспиранты и студенты выезжали в командировки для организации строительства вагонных депо, вагоноремонтных пунктов, распространяли передовой опыт на предприятиях вагонного хозяйства.

В послевоенные годы с 1946 г. кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство» возглавил крупный специалист в области динамики и конструкций вагонов д.т.н., профессор Михаил Васильевич Винокуров, обладавший огромным опытом производственной работы.

С 1955 г. руководил кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» кандидат технических наук, доцент Владимир Дмитриевич Бехтерев. В 1959 г. при кафедре была создана отраслевая научно-исследовательская лаборатория. Первым исполняющим обязанности заведующего лабораторией был В.А. Петров. А первым заведующим лабораторией позднее был назначен лауреат Государственной премии Г.А. Казанский, ставший позже директором Всесоюзного научно-исследовательского института вагоностроения – ВНИИВ (ныне ОАО НИИ вагоностроения).

С 1960 г. кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство» возглавил Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Леонид Абрамович Шадур, который являлся одним из ведущих учёных в области вагоностроения. Под его научным руководством были проведены исследования, испытания и внедрены целая серия большегрузных восьмиосных вагонов. Сформирована научно-исследовательская лаборатория «Испытаний вагонных конструкций».

В 1976 г. заведующим кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» стал Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Владимир Николаевич Котуранов.

С 1984–1987 гг. исполнял обязанности заведующего кафедрой доктор технических наук, профессор Михаил Михайлович Болотин.

В 1995 г. кафедру возглавил лауреат премии Совета Министров СССР, Заслуженный работник транспорта Российской Федерации, доктор технических наук, профессор Пётр Степанович Анисимов.

С 2000 г. и по настоящее время кафедру возглавляет доктор технических наук, профессор Геннадий Иванович Петров, крупный специалист в области динамики подвижного состава.

На протяжении всего времени кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» остаётся одной из ведущих кафедр Российского университета транспорта. На кафедре работает высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав. В составе кафедры 4 профессора и 16 доцентов.

За время существования кафедры её учёными были выполнены фундаментальные работы по динамике подвижного состава и конструкции его механической части, разработаны важнейшие положения строительной механики, теории надёжности вагонов, методы проектирования вагонов и их систем, фундаментальные положения автоматизации и организации вагоноремонтного производства, организации систем технического обслуживания и ремонта вагонов. Ведущие учёные кафедры входят в составы нескольких советов по защите диссертаций на соискание учёных степеней кандидатов и докторов наук, созданных при различных образовательных и научных организациях, в составы редколлегий отечественных и зарубежных научных журналов, отраслевых научно-технических и правительственных межведомственных советов.

За годы существования кафедры было подготовлено свыше 6400 инженеров вагонной специальности, более 200 кандидатов и 20 докторов технических наук. Среди них:

Н.З. Криворучко – специалист в области организации вагонного хозяйства;

З.О. Каракашьян – специалист в области продольной динамики поезда, разработчик гидравлических поглощающих аппаратов автосцепки;

В.М. Чернышев – специалист в области продольной динамики поезда, автосцепки и поглощающих аппаратов;

И.Ф. Скиба – специалист в области организации и планирования вагоноремонтных предприятий;

Л.А. Шадур – ведущий специалист в области вагоностроения, проектирования и расчёта вагонов;

В.Ф. Девятков – специалист в области эксплуатации буксовых узлов вагонов;

С.П. Бялынович – специалист по автосценым устройствам вагонов;

В.И. Туровцев – специалист по подшипникам качения и смазок;

В.И. Лариохин – специалист по тормозному оборудованию вагонов;

В.А. Петров – специалист по смазкам и подшипникам качения.

Под научным руководством и при непосредственном участии сотрудников кафедры защитили диссертации:

Бубнов В.М. – генеральный конструктор крупнейшего завода по производству цистерн ПО «Азовмаш»;

Сенько В.И. – ректор Белорусского государственного университета транспорта;

Ле Ван Хок – ректор Ханойского университета транспорта;

Лхамжавын Болд – начальник вагонной службы Улан-Баторской железной дороги.

Мышков В.Г. – декан Иркутского института инженеров транспорта;

Митюхин В.Б. – заместитель начальника ГВЦ МПС;

Светлов В.И. – Генеральный директор Тверского вагоностроительного завода;

Кобищанов В.В. – заведующий кафедрой «Вагоны» Брянского государственного университета путей сообщения;

Лапшин В.Ф. – заведующий кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство» Уральского государственного университета путей сообщения и многие другие.

На основании комплексных научно-технических исследований кафедры в рамках основных научных направлений получены патенты и созданы:

• восьмиосный полувагон грузоподъёмностью 125-130 т, принятый к серийному производству в 1965 году (руководители работ Л.А. Шадур, Б.С. Евстафьев);

• восьмиосная цистерна грузоподъёмностью 120 т для перевозки нефтепродуктов с шестью шпангоутами (руководители работ Л.А. Шадур, В.Н. Котуранов);

• восьмиосные полувагон и цистерна с опорами кузова на скользуны двухосных тележек (руководитель работ Б.С. Евстафьев);

• тормозные рычажные передачи восьмиосных вагонов (руководитель работ В.И. Лариохин, В.А. Юдин);

• соединительные балки четырёхосной тележки литой и штампосварной конструкций (руководитель работ Л.А. Шадур);

• вагоны-цистерны бункерного типа для перевозки порошкообразных грузов. МИИТ, АЗВОМАШ. Патенты России (руководитель работ В.Н. Котуранов);

• гидрогазовые поглощающие аппараты автосцепки ГА-100М с ходом 70 мм и ГА-500 с ходом 120 мм. МИИТ, КгВЗ, авторские свидетельства на изобретение, патенты США, Франции, Англии, ФРГ, Канады, Индии, Японии (руководитель работ З.О. Каракашьян);

• машинно-ориентированный паспорт вагонного депо, инструктивно-методические указания по оценке технического уровня производства (Утв. МПС 08.07.1989. №ЦВ/ЦВТС-1)., автоматизированные программные комплексы: «ПАСПОРТ», «ПЛАН», «УРОВЕНЬ», «МОЩНОСТЬ»; захватное устройство манипулятора, авторское свидетельство СССР № 1215997,1985 г, Подъёмно-транспортный агрегат: авторское свидетельство СССР № 1801940 1992 г, Подъёмно-транспортный агрегат, патент РФ №2112736 1998 г., поточные линии ремонта вагонов и узлов с гибким маневрированием, разработаны рекомендации по совершенствованию вагоноремонтной базы на Горьковской, Юго-Восточной, Восточно-Сибирской, Целинной железных дорогах (руководители работ М.М. Болотин, В.Г. Воротников);

• вагоны для перевозки опасных грузов с техническими средствами защиты при аварийных режимах СГ-Транс, Азовмаш, УВЗ, Атоммаш, МИИТ, Атомармпроект, ВНИИПО, НПО Машиностроение, фабрика вагонов Свидница (Польша), КАМАХ (Польша), ЦКБТМ, патенты России (руководитель работ В.Н. Филиппов);

• безрамные цистерны для перевозки нефтепродуктов и сжиженных газов СГ-Транс, Азовмаш, МИИТ (руководитель работ В.Н. Филиппов);

• эластомерный поглощающий аппарат автосцепки 73ZW с ходом 90 мм., ЛЛМЗ-Камакс, СГ-Транс, МИИТ, фабрика вагонов Свидница (Польша), Патенты России и Польши; эластомерный поглощающий аппарат автосцепки модели 73ZW-12М с ходом 120 мм., КАМАКС, (Польша), СГ-Транс, МИИТ, Патенты Польши и России (руководитель работ В.Н. Филиппов);

• многофункциональные длиннобазные платформы для перевозки труб большого диаметра, листового проката, контейнеров. МИИТ (руководители работ В.Н. Филиппов, Г.И. Петров);

• сливо-наливная арматура с тремя запорными устройствами для нефтебензиновых цистерн. МИИТ, ПКТИ «Атомармпроект». Патенты России (руководитель работ В.Н. Филиппов);

• адаптеры букс кассетного типа для тележек грузовых вагонов. МИИТ. Патенты России (руководитель работ Г.И. Петров).

Сегодня кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство» является одной из немногих кафедр университета, обеспечивающих стопроцентное трудоустройство своих выпускников на предприятиях вагонного комплекса железных дорог, метрополитена, федеральных органах власти, вагоностроительных и вагоноремонтных предприятиях, операторских и перевозочных компаниях, конструкторских бюро, научно-исследовательских институтах. Лучшие выпускники поступают в аспирантуру, которую оканчивают с защитой кандидатской диссертации, многие молодые учёные остаются на кафедре для ведения научной и педагогический работы.

Кафедра тесно сотрудничает с: ОАО «РЖД», его филиалами и дочерними вагонными компаниями, АО «СГ-Транс», АО «Алтайвагонзавод», АО «Уралвагонзавод», АО «Тверской вагоностроительный завод», «Метровагонмаш», «МТЗ трансмаш», Тверским институтом вагоностроения, ВНИИЖТ, ВНИКТИ, ПКБ ЦВ, ПКБ ЦЛ, транспортными предприятий Москвы и регионов, операторскими компаниями и др. организациями, а также зарубежными университетами.

Традиционно, с момента своего основания, кафедра готовит инженеров вагонного дела для предприятий вагоностроения, вагоноремонтных депо и эксплуатационных предприятий, в том числе для производства и эксплуатации рефрижераторных и пассажирских вагонов.

Блок подготовки «Вагоностроение» в образовательной программе ориентирован на подготовку высокопрофессиональных специалистов-проектировщиков вагонных конструкций, тормозного и другого оборудования вагонов. При подготовке инженеров в образовательной программе основной акцент сделан модули конструирования и расчёта конструкций, динамики вагонов, строительной механики вагонов и автотормозов, а также современных комплексов САПР и др. дисциплин.

Блок подготовки «Эксплуатация вагонов и вагонное линейное хозяйство» образовательной программы предназначен для изучения вопросов эксплуатации, организации технического обслуживания и ремонта подвижного состава, организации вагоноремонтных предприятий и совершенствование их работы для обеспечения надёжности, безопасности движения, а также экономической эффективности эксплуатации вагонного парка.

Блок подготовки «Вагоноремонтное производство» в образовательной программе традиционно ориентирован на подготовку квалифицированных специалистов-организаторов вагоностроительного и вагоноремонтного производств. Основные преподаваемые дисциплины блока непосредственно связаны с изучением технологий изготовления и ремонта вагонов, организацией, механизацией и автоматизацией вагоноремонтного производства, проектированием вагонных депо и вагоноремонтных заводов.

В новых программах будущих специалистов знакомят с особенностями конструкции рефрижераторного подвижного состава и контейнеров, холодильного и энергетического оборудования, правилами их эксплуатации и ремонта. Направление «Рефрижераторные вагоны» с 1980 г. долгое время считалась одной из самых престижных на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» Механического факультета МИИТа. Это объяснялось тем, что существовал большой спрос на инженеров этой специальности, вызванный широким массовым внедрением автономных рефрижераторных вагонов в эксплуатацию, созданием специализированных вагонных депо, выполняющих подготовку вагонов в рейс, а также их техническое обслуживание и ремонт. Помимо традиционных дисциплин механики изучают электрооборудование вагонов, методики теплотехнических расчётов, правила проектирования электромеханических систем.

Одним из самых молодых на кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство» является направление (специализация) «Пассажирские вагоны». В связи с внедрением новых типов пассажирских вагонов, повышением требований к комфорту, безопасности, повышением скоростей движения, вырос спрос на специалистов вагонников для пассажирских компаний. Пассажирский вагон сегодня – это сложная система, в которой использованы новейшие достижения не только механики, но и электроники, микропроцессорной техники и др. областей знаний. Особенности проектирования и расчёта, эксплуатации пассажирских вагонов и систем жизнеобеспечения (кондиционирования, отопления, электроснабжения, освещения, вентиляции и т.п.), а также вопросы организации технического обслуживания и ремонта вагонов и вагонного оборудования студенты изучают в модулях (дисциплинах) «Электрооборудование пассажирских вагонов его ремонт и эксплуатация», «Кондиционирование воздуха, отопление и водоснабжение пассажирских вагонов», «Эксплуатация и техническое обслуживание пассажирских вагонов» и др.

Больше половины студентов дневного отделения проходят обучение по целевым направлениям и заключают договоры на старших курсах с предприятиями Московской, Горьковской, Северной, Юго-Восточной, Приволжской, Октябрьской железных дорог, АО «ФПК», вагоноремонтных компаний. Кроме того, кафедра готовит специалистов без отрыва от производства, организуя очно-заочную форму обучения, а также обучение работников вагонного хозяйства по специальной программе на рабочих местах. Регулярно проводит курсы повышения квалификации сотрудников компании ОАО «РЖД» и др. организаций.