Начавшийся в конце восьмидесятых годов переход от административных к рыночным методам управления экономикой вызвал серьезный интерес у многих молодых руководителей и специалистов железнодорожного транспорта ко второму образованию, ориентированному на финансово-экономические аспекты производственной деятельности предприятий железнодорожного транспорта.
С другой стороны, рационализация численности персонала железнодорожного транспорта, приведение ее к фактическим объемам эксплуатационной работы, сопровождались выходом ряда нормативных правовых документов МПС России, содержащими требования наличия высшего профессионального образования для работников, занимающих должности специалистов и руководителей подразделений предприятий железнодорожного транспорта.
Для практической реализации потребностей в получении второго высшего образования и первого высшего образования на базе профильного среднего специального образования ИПК МПС России в 1993 году учредил негосударственное образовательное учреждение "Институт экономики и управления", ректором которого был назначен к.т.н., доцент Аршинов Михаил Наумович (1940 – 2006 г.г.).
После вхождения Российской академии путей сообщения (РАПС) в состав Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), решением Ученого Совета МИИТа "Институт экономики и управления" был ликвидирован, а в структуре РАПС в 2000 г. создано подразделение — Отделение высшего профессионального образования (ОВПО).
Первым руководителем ОВПО был назначен к.т.н., доцент Аршинов М.Н.
Первоначально обучение в ОВПО велось по двум специальностям: «Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)» и «Бухгалтерский учет, анализ и аудит». В 2001 г. к ним добавились специальности «Локомотивы», «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» (специализация «Безопасность движения»), «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» (специализация «Управление грузовой и коммерческой работой»), а с 2006 г. — «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» (специализация «Магистральный транспорт»).
ОВПО выстроена образовательная система, позволяющая в соответствии с требованиями Министерства образования и науки России вести обучение по заочной сокращенной форме в течение 3,5 лет на базе профильного среднего специального образования, а также непрофильного высшего профессионального образования. Учебный процесс построен по традиционному графику с проведением установочных сессий, выдачей заданий и методических указаний по их выполнению на целый семестр, самостоятельной работой студентов и прибытием на зачетную сессию для сдачи зачетов и экзаменов. Сокращение сроков обучения достигается за счет подготовки качественного учебно-методического материала, активным использованием опыта производственной деятельности студентов и специальных знаний, полученных студентами при обучении в техникумах.
Подобная форма обучения нашла широкий отклик практиков, работавших на железных дорогах и имевших среднее профессиональное образование. Сочетание индивидуального подхода к каждому студенту с требованиями к качеству образования позволило быстро организовать и наладить учебный процесс. Наличие в РАПС общежития гостиничного типа сняло бытовые проблемы, связанные с организацией проживания студентов, прибывающих из других городов.
В 2002 г. ОВПО возглавил к.т.н., доцент Будицкий Евгений Григорьевич.
Большой вклад в становление ОВПО внесли его организаторы обучения: к.ф.-м.н., доцент Власов Юрий Павлович, д.т.н., профессор Киселев Валентин Иванович, к.т.н., профессор Лысенко Николай Евгеньевич. Именно они смогли организовать взаимодействие ОВПО с соответствующими кафедрами Института экономики и финансов, Института управления и информационных технологий, Института пути, строительства и сооружений, Гуманитарного института МИИТа, привлечь к преподаванию лучшие кадры профессорско-преподавательского состава и, в конечном итоге, вывести первые наборы студентов на этап защиты дипломных проектов.
Результаты напряженной работы коллектива ОВПО положительно сказались на показателях работы ОВПО – выпуск студентов постоянно нарастал и составил за 2003-2008 гг. 1928 человек, в том числе:
по специальности «Локомотивы» — 380 чел.;
по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте (железнодорожный транспорт)» — 648 чел.;
«Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)» — 407 чел.;
«Бухгалтерский учет, анализ и аудит» — 493 чел.
Организация взаимодействия со студентами ОВПО, оперативное решение всех учебных вопросов, возложено на менеджеров групп Антон Ирину Николаевну, Кузнецову Галину Евгеньевну, Никифорову Ирину Владимировну. Они обеспечивают учебный процесс, подготовку текущей, отчетной и итоговой документации, сбор заявок на обучение и формирование новых наборов студентов и итоговые аттестации.
Среди выпускников ОВПО есть руководители отделов Департаментов ОАО «РЖД», структурных подразделений филиалов компании, руководители и специалисты линейных предприятий, фактических, большинства железных дорог России, специалисты железных дорог Литвы.
В настоящее время ОВПО сотрудничает почти с 40 кафедрами институтов МИИТа и других высших учебных заведений г. Москвы.
Учебный процесс в ОВПО планируется централизованно и отличается от того, как это принято при очном обучении. Так, текущая сессия, на которую вызываются студенты, продолжается, как правило, три недели. В течение этого периода они сдают экзамены за предыдущий семестр, слушают установочные лекции по дисциплинам нового семестра, а также проходят консультации и методические инструктажи по выполнению контрольных и курсовых работ.
Вызовы на сессии осуществляются в течение всего года, начиная с января и заканчивая декабрем. Это предъявляет серьезные требования к планированию учебного процесса, особенно обучения в текущей сессии, так как расписание занятий, экзаменов и зачетов приходится составлять каждый раз по-новому в зависимости от загрузки преподавателей и аудиторного фонда. Планирование осуществляется заместителями заведующего ОВПО под руководством заместителя директора РАПС Будицкого Е.Г.
Общее число экзаменов и зачетов за весь период обучения колеблется от 67 (по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») до 77 (по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»). При этом количество курсовых работ и проектов находится в пределах от 8 (по специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») до 13 (по специальности «Организация перевозок и управление на транспорте»). Все это свидетельствует о напряженности учебного процесса, в ходе которого за 8 семестров полностью осваивается программа пяти лет обучения, причем последний семестр полностью посвящен подготовке и защите дипломной работы (проекта).
Для обеспечения высокого качества подготовки применяется система текущего контроля знаний студентов, привлечение для проведения занятий лучших преподавателей, а также постоянный обмен практическим опытом студентов, приезжающих с различных регионов страны. Особенно это эффективно сказывается при изучении практически направленных дисциплин, например, «Бухгалтерского финансового учета» или «Железнодорожные станции и узлы». Практикующие бухгалтеры способны в простой и доступной форме объяснить нюансы решения конкретных учебных задач, а специалисты-движенцы или специалисты по грузовой и коммерческой работе могут детализировать сложные вопросы реализации конкретных перевозочных технологий.
Темы дипломных работ и проектов выбираются, исходя из специфики деятельности каждого студента и нацелены на разработку предложений по совершенствованию существующих технологий и процессов на предприятиях железнодорожного транспорта. Результаты разработок студентов ОВПО достаточно часто являются исходным материалом для преподавателей МИИТа при организации и проведении исследований в прикладной области или служат нормативно-справочным материалом в ходе выполнения инженерных или экономических расчетов. В ряде случаев дипломные работы носят исследовательский характер, поэтому государственная экзаменационная комиссия рекомендует их авторам продолжить обучение в аспирантуре МИИТа.
Привлечение лучших профессорско-преподавательских кадров - главное условие качества обучения студентов. С ОВПО сотрудничают заведующие кафедрами «Экономика и управление на транспорте» д.э.н., профессор Терешина Н. П., «Управление эксплуатационной работой» д.т.н., профессор Батурин А. П., «Железнодорожные станции и узлы» д.т.н., профессор Пазойский Ю. О., «Финансы и кредит» д.э.н., профессор Кожевников Р. А., «Бухгалтерский учет и статистика» к.э.н., профессор Данилин В. Ф.
Длительное время преподают в ОВПО профессора Галабурда В. Г., Ефимова О. В., Ильин В. В., Кокин М. В., Левицкая Л. П., Межох З. П., Михненко О. Е., Новиков В. М., Смехова Н. Г., доценты Антоненко В. С., Анненков А. М., Бабан С. М., Глущенко И. Н., Горбачева Н. П., Демянкова Т. В., Иванова Е. А., Коваленко Н. А., Кузьмина Л. В., Кузьминова Т. Н., Летягин В.Г., Липкина З.С., Логидзе Р.М., Орельчикова А.Ю., Печников А.В., Потапович Н.А., Савина О.И., Серпикова М.Б., Стерлигова О.П., Самохвалов А.И., Соколов Ю.И., Телятинская М. Ю., Чернышева Л. М., Шапкин И. Н., старшие преподаватели Заломова Н. А., Руденко Т. Ю.
Стало хорошей традицией, что курс обучения студенты ОВПО начинают с ознакомления с историей МИИТа — одного из старейших транспортных вузов страны. Специальное занятие с ними проводит заведующая музеем Николаенко А. К. Руководство ОВПО также обращает внимание на повышение общекультурного уровня развития выпускников. С этой целью организуются занятия по русскому языку и культуре речи, этике делового общения, культурологи и политологии. Во время пребывания на сессии многие студенты посещают театры, музеи, выставки. Все это способствует тому, что дипломированные специалисты становятся как бы на новую ступень своего профессионального роста.