Мы в ВКонтакте: https://vk.com/ittsu_ntts
В 1924 году профессором (впоследствии – академиком АН СССР) В.Н. Образцовым образована кафедра "Механизация погрузочно-разгрузочных работ". Первым её руководителем был д.т.н., профессор отделения инженерных сооружений Инженерно-строительного факультета Дмитрий Васильевич Шумский (1874-1947). Он возглавлял кафедру с 1924 по 1947 годы.
С 1947 по 1956 год кафедрой заведовал д.т.н., профессор Константин Васильевич Алфёров (1899-1960) – крупный учёный в области транспортирующих машин, конструирования путевых и строительных машин. Под его руководством была создана конвейерная линия Каширской ГЭС. Особенно значительный вклад внесен им в теорию и практику бункеров, затворов, питателей, его методиками пользуются инженерные и научные работники.
![]() | ![]() | ![]() |
В.Н. Образов | Д.В. Шумский | К.В. Алфёров |
С 1956 по 1981 год кафедру возглавлял д.т.н, профессор Георгий Петрович Гриневич (1906-1990) – крупный специалист в области механизации и автоматизации погрузочно-разгрузочных работ, организации грузовой работы и складского хозяйства. В 1936 году он организовал в МИИТе специальность «Механизация погрузочно-разгрузочных работ», создал школу механизаторов. На железнодорожном транспорте проработал 63 года, из них 50 лет в ВУЗах (МИИТ, Военно-транспортная академия). Профессор Г.П. Гриневич подготовил более 80 кандидатов технических наук, в том числе 16 – для МИИТа. Шесть человек по его руководством выполнили и защитили докторские диссертации. Под его руководством и при его непосредственном участии выполнено более 200 научных работ, из них опубликовано в печати свыше 100, учебник для ВУЗов «Комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ» издан в нашей стране и за рубежом, награжден медалью ВДНХ и дипломом почета ВДНХ. За успешную научную и педагогическую работу профессор Г.П.Гриневич награжден знаком «Почетный железнодорожник».
С 1981 по 2002 год кафедрой руководил профессор И.И. Мачульский, являющийся специалистом в области подъемно-транспортных машин и машин напольного транспорта. В 1984 года на кафедре образована специальность "Роботы и робототехнические системы".
В 2002 году кафедра получила наименование "Путевые, строительные машины и робототехнические комплексы" и с 2002 по 2017 год ее возглавлял д.т.н., профессор В.Ф. Ковальский, специалист в области строительно-дорожных машин и оборудования. В.Ф.Ковальский внес существенный вклад в разработку и создание лабораторной базы кафедры. Он опубликовал более 60 научных трудом, имеет патенты на изобретения в области путевых машин.
В 2017 г. кафедру возглавил Неклюдов Алексей Николаевич, специалист в области компьютерного моделирования напряженно-деформированного состояния.
С 2019 года кафедра стала называться «Наземные транспортно-технологические средства» (НТТС), что отражает направление научной и педагогической деятельности кафедры. В соответствии с определением наземные транспортно-технологические средства — машины и механизмы, а также высокотехнологичные комплексы, предназначенные для перемещения людей, грузов и выполнения различных задач в таких сферах как строительство, производство, коммунальное хозяйство и других областях деятельности человека, на целостной и непрерывной оболочке Земли.
По итогам 2017 г. кафедре был присвоен статус "лучшая выпускающая кафедра".
![]() | ![]() | ![]() |
Г.П. Гриневич | И.И. Мачульский | В.Ф. Ковальский |
Кафедра НТТС готовит инженеров по специальности:
Кафедра ведет подготовку бакалавров по двум направлениям:
Также кафедра ведет подготовку магистров по следующим направлениям:
В рамках направления 23.04.02 идет обучение по двум магистерским программам:
Основные дисциплины, читаемые кафедрой: «Путевые машины», «Приводы и системы управления путевых машин», «Основы динамики машин», «Гидравлика и гидропневмо- привод», «Электротехника, электроника и электропривод», «Строительные и дорожные машины», «Грузоподъёмные машины и оборудование», «Электрооборудование подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования», «Технология производства подъемно-транспортных, строительных, дорожных средств и оборудования», «Автомобили и трактора», «Транспортная логистика», «Основы мехатроники и робототехники», «Электронные устройства мехатронных и робототехнических систем», «Микропроцессорная техника в мехатронике и робототехнике», «Программное обеспечение мехатронных и робототехнических систем», «Мехатронные модули в робототехнике», «Компьютерное моделирование динамики механических систем», «Системы автоматического управления робототехническими системами», «Технология автоматизированного машиностроения и приборостроения», «Подъемно-транспортные и складские машины-роботы».
Среди выпускников кафедры много заслуженных научно-технических работников и организаторов управления железнодорожного транспорта: Герой социалистического труда, лауреат Государственной премии СССР А.М. Драгавцев, лауреаты Государственной премии СССР Н.Н. Гуленко, А.А. Игнатьев, известный в нашей стране и за рубежом ученый в области разработки теоретических и практических основ расчета и проектирования приводов путевых, строительных и подъемно-транспортных машин Ю.П. Майоров, Г.Н. Гринчар.
Более 10 лет на кафедре преподавал профессор Сорокин П.А., специалист по автоматизации. Сорокин П.А. – автор 5 учебных пособий, имеет 25 авторских свидетельств и патентов, за время работы на кафедре подготовил 6 кандидатов технических наук.
![]() | ![]() | ![]() |
Ю.П. Майоров | Г.Н. Гринчар | П.А. Сорокин |
В настоящее время на кафедре работают два доктора технических наук.
Сферой деятельности профессора Гринчара Николая Григорьевича является надежность и диагностирование строительно-дорожных машин и оборудования. Н.Г. Гринчар – потомственный миитовец, имеет государственные награды. Он является автором учебника по надежности гидравлических приводов и более 120 учебных пособий, имеет 4 патента на изобретения.
Областью научных интересов профессора Сладковой Любови Александровны является интенсификация способов разработки грунтов и льда, трибология и криптология. Л.А. Сладкова имеет около 50 патентов, автор 6 монографий и более 400 научных трудов. Ею подготовлено 19 кандидатов технических наук. Награждена медалями «За трудовую доблесть» и Нобеля.
За время обучения в ВУЗе студенты проходят учебную, технологическую и преддипломную практики, которые углубляют, систематизируют и закрепляют теоретические знания. Студенты направляются на практику в ОАО «РЖД», АО «Фирма Твема», ГУП «Московский метрополитен», ПКБ по Инфраструктуре ОАО «РЖД», АО «ВНИИЖТ», ФГБУ «3-й ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации, АО «ЦНИИАГ», АО «Мосинжпроект», ПАО «Михайловский ГОК», ОАО «Ивантеевский Элеватормельмаш» и других.
Темы дипломных проектов выпускников связаны с решением вопросов совершенствования путевых и строительно-дорожных машин, разработкой стендов для их испытаний. В дипломных проектах разрабатываются машины для осуществления передовой технологии погрузки-выгрузки насыпных и штучных грузов, для работ по строительству железных дорог, для ремонта пути. Часть дипломных проектов разрабатывается по заданиям предприятий.
Дипломники кафедры регулярно участвуют и побеждают во Всероссийском смотре-конкурсе выпускных квалификационных работ в БГТУ им. В.Г.Шухова (г. Белгород).
Выпускники кафедры широко востребованы и работают во многих научно-исследовательских, проектно-конструкторских и производственных предприятиях, таких как ПТКБ ЦП ОАО «РЖД», АО «ВНИИЖТ», ФГБУ «3-й ЦНИИ Министерства обороны Российской Федерации, группа компаний «Ремпутьмаш», ПМС, дистанциях пути ОАО «РЖД», ГУП «Московский метрополитен» и транспортных подразделениях промышленных предприятий.
Кафедра проводит научные исследования в следующих областях: «Динамика приводов путевых и строительных машин», «Надежность гидроприводов путевых и строительных машин», «Автоматизация и роботизация погрузочно-разгрузочных и складских работ на железнодорожном транспорте». Преподавателями кафедры получено более 100 авторских свидетельств и патентов на изобретения, а студенты и аспиранты кафедры регулярно выступают с докладами на научно-технических конференциях ведущих ВУЗов России и стран СНГ.
Кафедра располагает современными, хорошо оснащенными лабораториями: «Эксплуатация путевых и строительно-дорожных машин», «Надежность путевых и строительно-дорожных машин», «Механизация погрузочно-разгрузочных работ», «Путевые машины-роботы», «САПР и дистанционное обучение», научно-исследовательская лаборатория, а также компьютерными классами с современным программным обеспечением.
Наличие современного компьютеризированного оборудования позволяет успешно решать самые сложные задачи в области совершенствования путевых, строительных и грузоподъемных машин, как учебные, так и научные.
Кафедра регулярно участвует в научно-промышленных и технических выставках, проходящих в Москве, Калуге, Санкт-Петербурге и других городах России.