Поехали в город: какие инновации запускают на московском транспорте
Какие технологические тренды сейчас есть в городском транспорте и останется ли в мегаполисе будущего место для личного автомобиля, разбираемся вместе с проектом «Транспортные инновации Москвы»
«Транспортные инновации Москвы» (ТИМ) — отраслевой акселератор для пилотирования продуктов стартапов в транспортном комплексе Москвы. Проект создан при поддержке Департамента транспорта Москвы в октябре 2020 года.
За полтора года в рамках проекта были запущены три акселерационных программы с пилотированием, международный акселератор, а также хакатоны и внутренние активности по развитию продуктового мышления сотрудников транспортного комплекса. Сейчас акселератор вырос в полноценный инновационный хаб с собственным инвестиционным фондом «Транспортные инновации Москвы».
Что внедряют в городе: 5 инновационных трендов
По оценкам экспертов НИУ ВШЭ, спрос российского транспорта и логистики на инновации к 2030 году превысит ₽626 млрд. Это сопоставимо с затратами на всю космическую программу РФ за несколько лет. По сравнению с 2020 годом, спрос на транспортные инновации увеличится примерно в семь раз.
Однако эти инновации не всегда выглядят так, как думают потребители. «Когда говорят об инновационных трендах в транспортном комплексе, то сразу представляют себе летающие автомобили и сложные системы искусственного интеллекта, которые избавят город от проблем, — говорит генеральный директор фонда «Транспортные инновации Москвы» (ТИМ) Иван Юнин. — Но масштабных инновационных процессов не получится без «приземления». Чтобы совершить качественно новый скачок, необходимо внедрять изменения step by step — сначала на более низких уровнях, а затем подниматься выше».
По его словам, инновации — это в том числе и новые подходы, которые несут в себе новые эффекты для города. Всякий раз, когда какой-то процесс в отрасли кардинально меняется и выполняется по-новому, — это инновация. Например, оплата проезда с помощью системы распознавания лиц — настоящая инновация для московского транспорта.
С момента запуска «ТИМ» поработал с почти 1 тыс. стартапов. Специалисты проекта изучали бизнес-модели стартапов, анализировали сделки венчурных фондов по всему миру и участвовали во внутренних экспертных сессиях с представителями городских и корпоративных структур.
Все это позволило «ТИМ» выделить несколько технологических трендов, которые меняют отрасль и представление о мобильности в мегаполисах. Следовать этим трендам помогают разработки стартапов, отобранные специально для столицы.
1. Цифровизация процессов
Больше
половины (55%) российских компаний в сфере транспорта уже реализуют
стратегии digital-трансформации, отмечают в Strategy Partners.
Автоматизация внутренних процессов — от документооборота до проверки
контрагентов — обязательная часть этих стратегий.
«Транспортный
комплекс Москвы — это гигантская инфраструктура, которую обслуживает
более 100 тыс. человек. Команда фонда «ТИМ» непрерывно работает с
внутренними стейкхолдерами и выявляет возможности для оптимизации и
автоматизации множества внутренних процессов. Такая погруженность в
операционный уровень позволяет нам строить гипотезы о масштабировании
потенциальных инновационных решений далеко за пределы внешнего контура
транспортного комплекса», — говорит Юнин.
Например, сейчас
тестируется платформа для создания 3D-курсов и симуляторов для
подготовки технических специалистов — Mechanicum3D. Благодаря ей можно
снизить расходы и сократить длительность обучения в два-три раза. При
этом сотрудники, по данным проекта, усваивают и запоминают информацию в
среднем на 45% лучше, чем при обучении традиционным способом. 2. Беспилотный транспорт
Автомобили-беспилотники
способны решить самые острые транспортные проблемы мегаполисов,
полагают в BCG. По оценкам аналитиков, Лос-Анджелес может сократить
выбросы СО2 на 2,7 млн т в год за счет совместного использования
беспилотного транспорта. А Нью-Йорк — освободить пространство,
эквивалентное примерно 900 кварталам, которое сейчас используется для
парковки. В свою очередь, в Лондоне с помощью беспилотников могли бы
избежать более 15 тыс. ДТП ежегодно.
Крупнейшие агломерации,
включая Москву, уже экспериментируют с этой технологией. Беспилотные
такси от «Яндекса» могут появиться в столице уже в феврале 2022 года.
Параллельно в городе испытывают решения для общественного транспорта. В
том числе беспилотный автобус для парковых зон, созданный Московским
политехническим университетом.
Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/61f8fe839a794764663f78ab?from=newsfeed
1. Цифровизация процессов
Больше
половины (55%) российских компаний в сфере транспорта уже реализуют
стратегии digital-трансформации, отмечают в Strategy Partners.
Автоматизация внутренних процессов — от документооборота до проверки
контрагентов — обязательная часть этих стратегий.
«Транспортный
комплекс Москвы — это гигантская инфраструктура, которую обслуживает
более 100 тыс. человек. Команда фонда «ТИМ» непрерывно работает с
внутренними стейкхолдерами и выявляет возможности для оптимизации и
автоматизации множества внутренних процессов. Такая погруженность в
операционный уровень позволяет нам строить гипотезы о масштабировании
потенциальных инновационных решений далеко за пределы внешнего контура
транспортного комплекса», — говорит Юнин.
Например, сейчас
тестируется платформа для создания 3D-курсов и симуляторов для
подготовки технических специалистов — Mechanicum3D. Благодаря ей можно
снизить расходы и сократить длительность обучения в два-три раза. При
этом сотрудники, по данным проекта, усваивают и запоминают информацию в
среднем на 45% лучше, чем при обучении традиционным способом. 2. Беспилотный транспорт
Автомобили-беспилотники
способны решить самые острые транспортные проблемы мегаполисов,
полагают в BCG. По оценкам аналитиков, Лос-Анджелес может сократить
выбросы СО2 на 2,7 млн т в год за счет совместного использования
беспилотного транспорта. А Нью-Йорк — освободить пространство,
эквивалентное примерно 900 кварталам, которое сейчас используется для
парковки. В свою очередь, в Лондоне с помощью беспилотников могли бы
избежать более 15 тыс. ДТП ежегодно.
Крупнейшие агломерации,
включая Москву, уже экспериментируют с этой технологией. Беспилотные
такси от «Яндекса» могут появиться в столице уже в феврале 2022 года.
Параллельно в городе испытывают решения для общественного транспорта. В
том числе беспилотный автобус для парковых зон, созданный Московским
политехническим университетом.
Подробнее на РБК: https://trends.rbc.ru/trends/industry/cmrm/61f8fe839a794764663f78ab?from=newsfeed