РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > News and announcements > Новости образования
28.04.2011 19:03 

Инна Завалишина. Новый Колизеум и рабское сознание


Мы любим обвинять политиков, высших чиновников и остальных, а себя называть ни в чём не повинными стрелочниками. Дескать, наше дело маленькое, от нас ничего не зависит. Тогда как именно стрелочники, исполнители претворяют в жизнь все планы всех этих непорядочных или недалёких политиков, коррумпированных чиновников и т.д.

Не было бы директоров учебных заведений, исполняющих любые приказы сверху, не глядя на их последствия, – не было бы самих этих приказов! Не было бы директоров школ, держащихся за свои тёплые директорские кресла – не было бы сегодня платного школьного образования, не было бы всех этих реформ, от которых плохо всем: и учителям, и ученикам, и их родителям, но зато неплохо руководителям учебных заведений. И чем лучше они исполняют и реализуют эти реформы, тем крепче и комфортнее сидят на своих местах. Такие люди всегда нужны системе.

Инна Завалишина Молодой московской учительнице Инне Завалишиной хватило несколько лет работы в столичных школах и детских садах, чтобы навсегда разочароваться в педагогическом сообществе. На свои деньги она издала книгу Ненавижу школу. Жанр можно определить как записки из учительской. Подробнее – в эксклюзивном интервью GZT .RU

Сейчас часто слышу от, казалось бы, умных известных людей очень не умную мысль о том, что коррупция – это воровство. На Руси веками воровали, и будут воровать – скажет кто-нибудь в очередной дискуссии о коррупции в стране. Нет, коррупция – это не просто воровство, это целый клубок сложных взаимоотношений, завязанных, безусловно, на наживе, но коррупционеры – это не просто воры: пришёл, украл и убежал до следующего раза. Это люди, сидящие на руководящих местах разного уровня и управляющие различными учреждениями и жизненно важными процессами жизни общества не на благо участников этих процессов, а на благо своего круга, и, главное, не дающие другим людям нормально жить и работать. Вот что такое коррупция.

Коррупционеры – это не просто воры: пришёл, украл и убежал до следующего раза. Эти люди, сидящие на руководящих местах разного уровня, умеют беречь свое кресл

Если бы они только воровали! Они не дают другим людям жить и работать – вот что они делают! Чтобы нормальные люди не вытолкали их взашей, они не позволяют им развиваться, видеть чуть дальше своего носа, иметь своё мнение, – одним словом, не делятся с людьми своей властью, безграничной и неподсудной.

Всё это я за годы работы в различных школах хорошо разглядела в директорах и завучах, и во всей гопкомпании их приближённых: тесного кружка из подружек, родственников, знакомых из департаментов, и просто очень удобных людей, которые стали такими удобными, дабы получить свою крошку с барского стола. Эта свора сидит и за всех всё решает, всё лучшее делит между собой, друг друга нахваливает. Неугодных или неудобных они ставят на место в стойло или вообще устраняют из заведения, устраивают травлю, заставляющую человека уволиться и т.д.

А покорное большинство – те самые исполнители – за всем этим безмолвно наблюдает. Это как на школьном дворе: местные хулиганы бьют какого-то парнишку, а остальные дети и взрослые, видят это всё и проходят мимо – зачем связываться, ещё и нам попадёт; бьют, значит, есть за что, а если даже и не за что, то всё равно нам-то какое дело.

Но вот вопрос – таким ли человек рождается? Нет! Дети дошкольного и младшего школьного возраста не демонстрируют такие модели поведения: у них отсутствует это желание создать кружок по управлению и подавлению одними других. Да, они ссорятся, даже могут подраться из-за игрушки, да, они обижаются друг на друга, капризничают и др. – но всё это продиктовано совсем иными мотивами: слишком непосредственным и открытым, плохо послушным ещё механизмом эмоционального восприятия и ответного поведения, отсутствием владения регуляторами этих внутренних движений, этого богатой и разновекторной внутренней жизни. Более того, большинство из этих раздражителей и побудителей негативного внешнего поведения лежит если не в плоскости самозащиты (обороны, а не агрессии), то уж точно по лекалам окружающих их примеров поведения взрослых людей; отражая подсмотренные и усвоенные образцы примеров подобного поведения. Но никогда не в движении к какому бы то ни было, даже бессознательному превосходству.

Дети ссорятся, даже могут подраться из-за игрушки, но у них отсутствует это желание - создать кружок по управлению и подавлению одними других.

Ребёнок обижается на своего друга, потому что тот что-то такое сказал или сделал, что демонстрирует нелюбовь или недостаток любви к этому ребёнку. Ребёнок протестует: всё, я с тобой не играю. Так же со взрослыми: ребёнок кричит на того взрослого, который в глазах ребёнка недостаточно его любит. В то же время дети сразу прощают и очень быстро забывают все обиды, потому что для них важна не самость и её ущемление, а дружба, любовь, совместная жизнь! Вот приоритеты маленьких детей. Но среда и законы жизни взрослых дают быстрые плоды: уже ко второму-третьему классу дети научаются держать обиду, мстить, сплетничать, собираться во враждующие группировки, гнобить одиночку, гнобить тех, кто слабее. Всему этому они научились у главного хищника планеты Земля. А детство своё они, к сожалению, забывают, они забывают, какими они были в раннем детстве, как они были добры и простосердечны, беззлобны и бесхитростны (какая же это хитрость, если она предупреждена и наглядна, открыта для всякого постороннего).

С ранних лет детей приучают к конкуренции – будь лучшим хоть в чём-то, не в математике, так во вранье и умении оправдаться, выкрутиться, или манипулировать другими (т.н. лидерские качества), или в умении сделать вид, что ничего не видел (хотя видел). Детям с рождения навязывается установка: не будь хорошим, а будь лучше кого-то. Человек, верящий (а мы почти все так верим), что он лучше кого-то – не может быть хорошим человеком, не может не впасть в соблазн кого-то объехать, прижать, или просто на кого-то наплевать. Человек, думающий, что он лучше других, не может быть хорошим по отношению к другим людям, к животным, к природе. Думая, что другие хуже, ниже его по развитию и т.п., он начинает их нелюбить или неуважать, вредить им (пусть и невольно): начиная от бытовой ерунды и заканчивая бомбёжкой стран и городов. Об этом хорошо сказано у Ф.М Достоевского в Преступлении и наказании, которого и в школе все проходят, и за границей читают, вот только ума почти ни у кого от этого не прибавилось, к сожалению.

Человек, думающий, что он лучше других, не может быть хорошим по отношению к другим людям, к животным, к природе

Сейчас как никогда модны методики воспитания детей в условиях жёсткой конкуренции, специально подпитываемой организаторами таких образовательных программ и мероприятий. Все эти клубы для избранных, советы по управлению школой или отрядом в летнем лагере, конкурирующие молодёжные движения – все построены на одном и том же принципе – превосходства избранных над остальными, на иерархии и управлении одних другими. Мы не просто ученики, как все, мы особенные, мы Совет школы или лагеря, избранный педагогами или по результатам какого-то конкурса, судимого незнамо как, вернее, известно как (как и все наши пресловутые Выборы): учителя продвигают своих любимчиков и об объективности здесь говорить просто смешно! Избранные детки начинают понимать своё исключительное положение: теперь мы лучшие, мы первые и имеем право распоряжаться тем, как будут существовать в данном пространстве остальные дети. Не просто клуб юного натуралиста, а тайный клуб чего-то там, опять превосходство перед теми, кто этой какой-то тайны не знает. А эти игры в государство или управление корпорациями – так популярные в частных детских лагерях, да и везде! Ах, как это нравится родителям этих деток, они и рады с малых ногтей готовить их к управлению быдлом- и пестуют их самость и желание руководить! Тут же поспевает и предложение – организаторы подобных лагерей и школ знают, что нравится их клиенту! А есть сейчас и такие частные школы, где руководство и педсостав пошли дальше – они устроили полное самоуправление в детском коллективе, где детки самых богатых родителей гнобят более простых на глазах у всех. А возмущающиеся родители ставятся администрацией школы перед фактом: у нас такая система, не нравится – идите в другую школу.

И ведь находится же целая армия учительниц, согласных работать по таким принципам и бессовестно, не моргнув глазом, отвечать родителям не нравится – уходите! А ведь всё опять исполнители. Их хата с краю. Не они ведь принимают решение лететь и бомбить каких-нибудь ни в чём не повинных людей, но летят и бомбят именно они, родимые! Не инженеры и конструкторы военных самолётов, не механики принимают решение бомбить кого-то, …но они создают и подготавливают эти орудия для убийства, они поддерживают их в боевой готовности, готовят к боевому вылету, обеспечивают подвоз топлива и заправку, навигацию в небе, готовят для них аэродромы и взлётные полосы, кормят пилотов горячим кофейком с круассанчиком… А потом обвиняют плохих политиков.

Исполнители создают и поддерживают в боевой готовности орудия убийства, готовят к боевому вылету… А потом обвиняют политиков. Источник © AP Photo/Andrew Medichini

Маленькая кучка мужичков и баб в деловых костюмах управляет многомиллиардным населением планеты, не баранами, не стадом невменяемых существ, но… – вот оно, главное слово – послушных, управляемых людей! Которые всё время плачут и жалуются (как в сказке Корнея Чуковского Тараканище), не понимая одного: они сами своими руками и мозгами работают на эту систему. Они сами учат своих детей не быть добрыми, а быть лучше кого-то и получать больше кого-то и т.д., а не умеешь стать хищником – сиди и помалкивай, твоё место в стойле. Ну, в общем, как в ещё одной литературной метафоре, где умные старшие братья Иванушке-дурачку всё время говорили: Сиди на печи, да не высовывайся народ смешить! Хотя в конце-то смеёмся всё же почему-то над ними, а не над Ванькой-дураком…

А откуда же из обычных, простых и вроде бы неплохих, добропорядочных людей берутся эти самые – послушные исполнители, покорные винтики уродливой системы? А оттуда, что каждый хочет своё кольцо пусть не Всевластия, ну так хоть какой-то властишечки или принадлежности к таковой, прислужения. Сам не выше других, так пристроится к сильному и будет у него на побегушках, зато как у бога за пазухой. Да, он исполняет чужой приказ, но он чувствует, что за этим приказом стоит власть, пусть чужая но, власть, превосходство!!! А он, маленький, так хочет быть к ней хоть каким бочком причастным! У больших начальников большие, широкие, тяжёлые кольца власти, у других поменьше, не такие блестящие, а у большинства маленькие и пусть даже паршивенькие, кривенькие колечки, из помоишной проволочки, но всё же каждый так и радуется, если ему есть что показать перед другими, у кого и таких нету, есть чем покрасоваться, похвастать! Хоть что-то. Лучше, чем ничего. И главное как удобно: если что-то плохое совершится, всегда можно сказать: это не я, я человек подневольный, что хозяин сказал, то и выполняю.

Уже стотысячный раз в очередных телерасследованиях на тему нарушений чьих-либо прав, каких-нибудь преступлений и т.д. – видим одну и ту же картину: закрытая дверь и охранник, не пускающий внутрь журналистов. Приказ никого не пускать, – говорит он, а на все вопросы отвечает одно и то же: А я-то что, я ничего не знаю, стою у двери и выполняю инструкцию. И давайте не будем забывать – он ведь зарплату за это получает, т.е. продаётся (т.е. его молчание и безмозглость, безрассудительность и покорность – просто покупаются). А кто там чего, кого убили, кого обокрали, чьё награбленное охраняю – не моё дело.

Дело охраны - не пущать Источник reviewerOF

И работники коммунальных служб, кто последние городские деревья спиливает перед очередной застройкой, кто собак бездомных убивает – они ведь тоже люди подневольные, где им приказали рубить, там они бедные и рубят, где им приказали убивать – они убивают. За деньги. Покорные солдаты на службе царя-батюшки (имя которому – денежка, мошна, Мамона). И судебные приставы и работники соцзащиты, отбирающие детей у малоимущих (по какой-то оценочной шкале, непонятно кем определённой), или выгоняющих кого-то бомжевать на улицу по решению суда (суда святых мучеников и угодников праведных, не иначе)… Вот она, сила простых исполнителей!

  Полная версия статьи Новый Колизеум и рабское сознание. Часть Первая.

Меня много спрашивают, даже укоряют: ну вот вы раскритиковали школу, поставили диагноз, а дальше что, что делать-то со всем этим?! Вопрос резонный, правда, задают его в основном те, кто сам ничего делать и не собирается, а хочет посмотреть, как другие будут это делать, некие СПЕЦИАЛИСТЫ, не абы кто. Ну что ж: смотрите, как всё сделают без вас, без вашего участия, участия каждого человека в меру его сил… но, боюсь, вам не понравится результат. Потому что эти специалисты будут это делать для себя, а не для ваших детей и не для учителей-трудовых лошадок. Потому что эти специалисты живут под лозунгом я и мои близкие лучшие и первейшие, а остальные на вторых и сотых планах. Однажды услышала такое: ну сменят какого-нибудь нехорошего директора, так на его место придёт новый такой же и т.д. Дескать, что толку что-то делать? Да, если только сменить того или иного руководителя, но не поменять законы системы, механизмы управления – ничего не изменится. Значит, нужно менять законы системы! Но кто ж даст это делать?! Те самые в костюмчиках? – Да они на пушечный выстрел не подпустят к своей вотчине тех, кто угрожает текущему положению вещей! Зачем им это надо-то?! Вот и всё – на этом, надеюсь, вопросы по изменениям и предложениям закончились.

До тех пор, пока мы живём в псевдодемократии, а именно в ней мы и живём (причём весь мир), мы ничего не можем, кроме как мириться, покритиковывая, или жаловаться и плакать. Мы же не можем голосовать (не в интернете, а на настоящих выборах, референдумах) за принятие или отмену тех или иных норм, регулирующих нашу жизнь, мы не можем выбирать модели развития тех или иных сфер – нам разрешили только выбирать фамилии в галстуках, о которых большинство избирателей знает только то, что положено знать. Да и выбор-то весьма невелик и отнюдь не разнообразен! Те, что вчера были коммунистами, сегодня перекрасились в либералов – где сытно и тепло, там и они, неважно, под каким флагом. Поэтому многие вообще не ходят на выборы. А их родственники нет-нет, да и напомнят им об их гражданской несознательности. Это те самые родственники, которые в свое время голосовали за Ельцина, а потом с нетерпеньем ждали, когда же он уйдёт с президентского поста. Потому что нет совершенно никакого механизма снятия по требованию народа неугодного ему правителя (что ставит людей перед выбором единственной альтернативы в виде никому не радостных экстремистских методов – типа восстания или революции). Надо терпеливо ждать, когда он сам соизволит уйти на заслуженный отдых. И ещё не факт, что огромная свита метящих на его место десятков Гнилоустов, даст что-то изменить.

Люди, которые в свое время голосовали за Ельцина, потом с нетерпеньем ждали, когда же он уйдёт с президентского поста. Потому что нет совершенно никакого механизма снятия по требованию народа неугодного ему правител Источник (c) РИА Новости/ Владимир Федоренко

Поэтому менять нужно не сверху – там ничего не изменится, как не меняется уже не одно столетие, слишком далеки они от народа и всегда будут далеки, и всегда будут делать своё, им самим в первую очередь выгодные дела (а все остальные, включая государство и его народ – во вторую). А идти можно только путём воспитания человека с самых младых ногтей, т.е. детей, в духе истинной гуманности и равенства всех, и ответственности за благополучие всех на этой земле.

Основополагающими принцами любого детского учебно-воспитательного учреждения (как государственного, так и частного), а также семейного воспитательно-образовательного процесса должны быть:

Первое: воспитание в духе сотрудничества, взаимопомощи (противоположность конкуренции, которая должна быть абсолютно исключена).

Второе: воспитание и обучение без похвалы результатов учёбы, или вообще каких бы то ни было жизненных достижений ребёнка (и порицание недостаточного результата) – вместо этого воодушевление в процессе учёбы и похвала за старания, а не за результат. Тогда тот, у кого результат выше, не будет иметь превосходство перед менее успешным в этом деле, при этом результаты его труда не потеряют ценность, а, наоборот, обретут истинную ценность вне контекста тщеславия. Кстати, я далеко не первый педагог, говорящий о том, что конкуренция и жёсткое нацеливание ребёнка на результат мешает процессу развития, и нередко даже вызывает серьёзные психологические проблемы, которые выливаются в асоциальное, преступное поведение, а то и самоубийства. Здесь сделаю уточнение: я не подпеваю в дуду нынешним реформаторам, ратующим за сокращение учебной нагрузки. Само по себе количество учебных часов ничего не определяет, главное – содержание и форма учебного процесса. Если они будут интересными и правильно организованными – дети успешно справятся с нагрузками. Реформаторы бессовестно прикрываются заботой о детях, преследуя совсем другие цели.

Далее. РАВНОПРАВИЕ детей, различающихся по уровню всего и вся, по-разному талантливых в разных областях, имеющих разные качества и степени их проявления, различные степени владения ими и мн.мн.др. Что недостижимо при таком явлении, как любимые ученики и более любимый в семье ребёнок. Всё общение с детьми должно произрастать из следующего посыла: все разные, но при этом все хорошие на равных основаниях – каждый по-своему и все (чтобы каждый ребёнок понимал, что и он сам хороший, и все его друзья, братья, одноклассники тоже хорошие). Необходимо избегать в общении и работе с детьми сравнения их между собой или сравнения их результатов, порождающие превосходство одних и приниженность других. Забыть такие привычные клише, как Посмотрите, какой у Коли красивый почерк, не то что у Саши: как курица лапой, Вот твоя старшая сестра: и оценки хорошие из школы приносит, и то, и сё, а ты совсем не то. И надо видеть, какие оттенки самодовольства и превосходства возникают на лице у старшей сестры, как она потом начинает пренебрежительно общаться с младшей. А младшая начинает завидовать и отравляться ядом зависти на всю жизнь или потихоньку превращается в пофигистку – это такой внутренний механизм защиты от зависти. И так до бесконечности. Это не значит, что никогда нельзя ставить кого-то кому-то в пример, бывают случаи, когда это необходимо, но нельзя злоупотреблять такими вещами – они не должны проходить красной нитью в процессе воспитания и преподавания. И делать это надо очень внимательно, так, чтобы ребёнок, которому ставят кого-то в пример, захотел этому примеру последовать, а не обиделся, пусть даже глубоко в душе, чего невнимательный взрослый даже не заметит.

Учёба должна быть ради процесса познания, а не ради циферки в листочке, констатирующей степень твоей успешности. Поэтому оценки должны ставиться за труд и старания, а не за результат.

Что касается оценок в школе. Учёба должна быть ради процесса познания, вникания, анализа, мышления, развития, а не ради циферки в листочке, констатирующей степень твоей успешности и отражающей количество ошибок, допущенных тобой в контрольной работе. Поэтому либо их вообще быть не должно, либо оценки должны ставиться за труд и старания, а не за результат. А особо успешные (с хорошими результатами) будут иметь возможность проявить свои способности и достижения как в классной, так и во внеклассной деятельности, но не ради красного диплома или грамоты, а ради самого дела, предмета – почувствуйте разницу. Хорошую оценку должен получать не только ребёнок с врожденной грамотностью, и уж тем более не богатенький отпрыск, натасканный дорогими частными преподавателями, а, в первую очередь, тот, у кого нет денег на репетиторов, у кого нет врождённой грамотности, – но кто старается, пусть даже не всегда достигая желаемого результата (проболел, отстал, учитель скучно или неудачно объяснил материал, не понял, не справился с контрольной, сложно даётся конкретный предмет или тема и т.д.). Некоторые хорошие учителя негласно исповедуют именно такой подход на практике (что порицается официальной педагогической системой): да, я знаю, что ошибок много в этой работе, но я знаю уровень стараний, усилий этого ученика, поэтому я ему плохую оценку не поставлю. Но подавляющее большинство учителей ставят оценки исключительно по количеству ошибок. 1-2 ошибки – четвёрка, 3-4 – тройка и т.д. А надо ввести обратную систему, чтобы все работали, как первые из упомянутых учителей, которые зрят в корень, а не пляшут по глупой, бездушной букве инструкции, основанной на количественном критерии, а не качественном, а не человеческом.

Это всего-навсего тот практический минимум, с которого нужно начинать прежде, чем переходить к другим, более непростым и трудоёмким задачам реформирования текущей порочной системы. Конечно, все согласятся что порочной, но как же разорвать сей порочный круг, привычно вопрошают они снова и снова, уже давно не замечая формальности своих стенаний, поскольку борьба с текущей порочностью диктует необходимость перемен в области такого привычного и удобного положения вещей, таких привычных и приятных законов и моделей поведения.

  Полная версия статьи Новый Колизеум и рабское сознание. Часть Вторая