РУТ (МИИТ)
07.06.2013 12:30 

Граф Альмавива с дипломом МИИТа


Среди молодых певцов, выступавших недавно на творческом вечере народного артиста СССР Евгения Нестеренко, проходившем в Большом театре, я вдруг увидела знакомое лицо. Где я могла раньше встречать тенора Сергея Радченко, исполнявшего в «Севильском цирюльнике» партию графа Альмавивы? Вспомнила: наша газета уже писала о нём. Тогда он был студентом МИИТа. Ныне Сергей Радченко, выпускник Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), – солист молодёжной оперной программы Большого театра России.

Сергей, что за неожиданный поворот в вашей судьбе?

– У меня с детства было два увлечения: музыка и железная дорога. Усердно занимался в музыкальной школе по классу фортепиано и с не меньшим удовольствием бегал на небольшую железнодорожную станцию Белые Берега, что под Брянском, рядом с которой мы жили. Наблюдал, как работали здесь люди.

И после школы выбор пал на железную дорогу?..

– По совету родных и знакомых поехал поступать в МИИТ. Главные аргументы старших состояли в том, что на железной дороге стабильны и работа, и зарплата.

Выбрал институт пути, строительства и сооружений, специальность – строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство. Три года был круглым отличником. Помню, что после первого курса даже некоторое время поработал на МЖД, в лаборатории службы пути. Но музыка продолжала быть рядом. Горжусь, что был тогда удостоен благодарности министра транспорта РФ «За отличную учёбу и выдающиеся творческие достижения». Хотя на первых порах я не собирался посвящать пению большую часть жизни. Но постепенно становилось всё более интересно, процесс затягивал.

Что значит – музыка была рядом?

– Поступив в МИИТ, я естественным образом оказался в университетском дворце культуры.

Художественный руководитель ДК Владимир Михайлович Голованов, к которому я попал на собеседование, спросил, что умею делать. «Играю на фортепиано и пою», – ответил я, хотя петь начал лишь в старших классах и делал это, как сейчас понимаю, по-дилетантски. Тем не менее, Владимир Михайлович, ставший, как я считаю, моим крёстным отцом на пути к вокальному творчеству, похвалил исполнение. Через несколько месяцев я принимал участие в студенческом фестивале. К тому же Владимир Михайлович нашёл мне педагога по вокалу. А чуть позже жизнь свела меня с тенором Анатолием Васильевичем Зайченко, в прошлом солистом Большого театра. И он сказал, что пением мне надо заниматься серьёзно.

И вы прислушались к этому совету?

– В 2009 году поступил на подготовительное отделение вокального факультета Московской государственной консерватории, а в 2010-м – на первый курс этого факультета.

Конечно, совмещать учёбу в двух вузах нелегко. Мои успехи в МИИТе стали более скромными, хотя и руководство университета, и педагоги с пониманием отнеслись к такой ситуации. Большая благодарность и ректору Борису Алексеевичу Лёвину, и проректору Александру Аполлоновичу Выгнанову, и многим другим, сделавшим всё для того, чтобы в 2012 году я окончил МИИТ.

Что дал университет певцу Сергею Радченко?

– Думать научил более собранно, точно. Жить – более расчётливо, в хорошем понимании слова.

Сначала я не замечал этого. Но потом стал анализировать и обнаружил, что те певцы, у которых есть, в частности, техническое образование, поют несколько по-иному: не спонтанно, не на одних лишь эмоциях. Я, например, привык рассчитывать свои вокальные возможности, чтобы их хватило на всю партию. К тому же есть специальная литература по вокалу, в которой существуют графики, формулы, таблицы. С техническим образованием она воспринимается гораздо легче.

В ОАО «РЖД» существует молодёжная программа, помогающая вчерашнему выпускнику профильных вузов строить свою карьеру, обеспечивающая определённые социальные гарантии. А как здесь?

– Проект Большого театра «Молодёжная оперная программа» помогает нам повысить своё профессиональное мастерство. Из числа нынешних наставников назову Дмитрия Юрьевича Вдовина, художественного руководителя программы. Это один из лучших в России педагогов по вокалу.

В плане занятий – различные учебные дисциплины, включая вокал, сценическое движение и актёрское мастерство, изучение иностранных языков. Очень важно проведение известными певцами мастер-классов. Тот же Евгений Евгеньевич Нестеренко, в творческом вечере которого мы участвовали, для меня – икона стиля. Какова сила голоса, подача текста. А игра? Просто невероятная. Петь с ним – это прекрасная школа, огромная ответственность и удовольствие. Каждый из нас имеет также обширную сценическую практику: исполняем партии в текущих постановках театра и дублируем основных исполнителей оперной труппы, а также готовим концертные программы. Например, мне приходилось несколько раз выступать вместе с Александрой Николаевной Пахмутовой. Если она за роялем, чувствую себя спокойно. Сегодня, как мне кажется, её творчество обретает второе дыхание.

Для нас созданы хорошие бытовые условия. Например, я живу в Серебряном Бору, где находится дача Большого театра. Здесь комфортно и чистый воздух, что немаловажно для голоса. Мы приписаны к поликлинике театра, где работают прекрасные врачи-фониатры. Все, кто к нам приезжает из других стран, говорят, что наша программа – лучшая.

А прежние контакты и железная дорога остались в вашей нынешней жизни?

– Конечно. Я по-прежнему дружу с ребятами, с которыми вместе учился. Выступаю в МИИТе. Кстати, здесь, в зале, где проходят торжественные церемонии, прекрасная акустика.

В качестве пассажира больше летаю. А вот к родителям в Брянск и обратно езжу на поезде. Фирменный «Иван Паристый» мне очень нравится. Да, ещё прошлым летом «летал» на «Сапсане» в Питер, где вместе с оркестром Владимира Спивакова выступал перед участниками Петербургского экономического форума. Отлично, что у нас появилась возможность так быстро добираться из одной столицы в другую. Что касается скоростных поездов, то они больше понравились мне в Италии. Возможно потому, что там виды из окна потрясающие, да и скорость выше.

Стук колёс в пути не мешает?

– Я где-то читал, что в Англии просят на некоторых участках не прокладывать бархатный путь. Таким образом, люди хотят поностальгировать.

Что касается меня, то стук колёс – это та же ритмическая сетка, которая помогает ориентироваться на сцене во время выступления. Не удаётся заснуть под классическую музыку, начинаю воспринимать и анализировать каждую ноту.

Сергей, что, кроме музыки, существует сейчас для вас?

– Это такой сложный вопрос. Театр затягивает. Иногда отсюда просто не хочется уходить.

И даже не потому, что много занятий, репетиций. Сама атмосфера творчества, доброго отношения к нам настраивает на это.

Факты: В молодёжную оперную программу Большого театра Сергей Радченко был отобран вместе с другими пятью победителями конкурса из числа 450 претендентов. Сегодня в его репертуаре в Большом 12 партий, в том числе в операх «Волшебная флейта» Моцарта, «Царская невеста» Римского-Корсакова, «Борис Годунов» Мусоргского. Ещё одна, премьерная, – Владимир Игоревич в опере Бородина «Князь Игорь».

Беседовала Вера Чубарова

Фото автора