РУТ (МИИТ)
26.09.2011 16:45 

Дорога длиной больше столетия


Основанный в сентябре 1896 года по высочайшему повелению императора Николая II как Императорское Московское инженерное училище, МИИТ стал вторым в России (после Санкт-Петербургского) высшим транспортным учебным заведением.

Создание вуза инициировало Министерство путей сообщения – во второй половине XIX века железнодорожные сети стали испытывать дефицит инженерных кадров. Проблема была столь острой, что потребовала экстренных и решительных мер: первое сообщение о новом вузе появилось в мае, а уже в сентябре 1896 года состоялось его торжественное открытие в большом особняке в центре Москвы – на углу Тверской и Козицкого переулка. Когда-то этот дом принадлежал княгине Зинаиде Волконской, в нём был светский салон, где бывал А.С.Пушкин и многие деятели русской культуры.

Особняк достаточно быстро приобрёл новый вид. На втором этаже разместили актовый зал, лекционные аудитории, кабинеты для рисования, чертёжный зал и столовую, на третьем – общежитие. По последнему слову техники оборудовали лабораторные кабинеты. Приглашённый из МГУ Пётр Лебедев (будущий выдающийся учёный) специально выезжал за рубеж, где заказывал приборы для занятий по физике.

Из Московского университета перешли в училище также профессор математики Болеслав Млодзеевский и приват-доцент химик Иван Каблуков. Знаменитый учёный, ученик Николая Жуковского, Сергей Чаплыгин, приглашённый из Московского технического училища, согласился читать лекции по теоретической механике.

Пятьдесят человек, прошедших конкурсное испытание по математике, физике, русскому языку и рисованию, были зачислены в вуз и готовились сесть за студенческую скамью. Но прежде их ждал приятный сюрприз – в двух вагонах, которые предоставил училищу начальник Московско-Курской и Московско-Нижегородской железных дорог полковник Николай Шауфус, они отправились в Нижний Новгород, на Всероссийскую художественно-промышленную выставку. После пятидневного пребывания в Нижнем они возвратились в Москву, чтобы участвовать в официальной церемонии открытия училища.

«Не ограничивайтесь одним изложением преподаваемых вами предметов, – говорил в день открытия училища Николай Петров, обращаясь к профессорам учебного заведения, – а примите на себя более тяжёлый, но зато и гораздо более плодотворный труд, труд обучения ваших учеников».

Пока в училище шёл рутинный учебный процесс, его директор вёл активные поиски подходящего места для будущего дома транспортного института. В конце концов его решили возвести на Бахметьевской улице. Здесь, по замыслу петербургского архитектора Иеронима Китнера, предстояло соорудить здание прямоугольной формы с тремя внутренними дворами, наподобие Высшей технической школы в Берлине. Постройку училища вместе с оборудованием, оценённую в 900 тыс. руб., намечалось закончить осенью 1898 года.

В январе 1899 года училище обрело постоянное пристанище на Бахметьевской улице (ныне улица Образцова), где находится современный МИИТ. А летом того же года здесь состоялся первый выпуск студентов, прошедших трёхгодичный теоретический курс.

В 1913 году училище было преобразовано в Институт инженеров путей сообщения. В 1924 году он стал называться МИИТом, а в 1993 году – превратился в Московский государственный университет путей сообщения, сохранив при этом фирменную аббревиатуру.

Сегодня университет – это девять институтов, Российская академия путей сообщения и Российская открытая академия транспорта, три колледжа и гимназия № 1, а также 37 филиалов высшего и среднего образования в 24 субъектах РФ. Все они сориентированы на главного потребителя – железную дорогу.

Среди тех, кто в разные годы окончил МИИТ, – руководители железнодорожной отрасли, начальники железных дорог, государственные деятели, бизнесмены. Его выпускниками были также драматург Виктор Славкин, поэт Игорь Губерман, телеведущий Александр Масляков, композитор Вячеслав Малежик, президент Международной академии телевидения Анатолий Лысенко.

МИИТ стал первым университетом, где в 2001 году открылась кафедра теологии, которую возглавил митрополит Питирим, учившийся в МИИТе в годы войны. По его инициативе был восстановлен Никольский домовой храм, открытый здесь сто с лишним лет назад.

О том времени напоминает и установленная в институтском дворе бронзовая скульптура юноши в форме учащегося Императорского Московского инженерного училища как символ преемственности традиций в истории прославленного вуза нашей страны.

Кирилл Галин

Фото: Леонид Порошков