РУТ (МИИТ)
26.09.2011 16:30 

Историческая закалка


Борис Лёвин, ректор МИИТа,
президент Ассоциации вузов транспорта

 

– Борис Алексеевич, что роднит МИИТ конца XIX века и сегодняшнего дня?

– Наши традиции и базовые ценности остаются незыблемыми – работа в интересах государства, тесная связь с производством, высокая квалификация профессорско-преподавательского состава, передовые научные школы, качественная фундаментальная, профессиональная и практическая подготовка специалистов всех уровней.

Как и 115 лет назад, наших выпускников отличают корпоративная сплочённость, гордость за звание миитовца.

Несколько лет назад мы создали Ассоциацию выпускников МИИТа, и все её члены, независимо от их достижений, положения в обществе, стран проживания, считают себя представителями славного миитовского братства.

Дипломы об окончании вуза объединяют наших выпускников и за рубежом: они трудятся в 57 странах. А в Израиле, Канаде и США, как и в России, созданы ассоциации выпускников университета.

– Одним из главных показателей эффективности деятельности вуза является степень востребованности его выпускников. Вы отслеживаете судьбу воспитанников университета?

– Сегодня нередко случается, что, получив диплом об окончании самого престижного и разрекламированного учебного заведения, многие молодые специалисты отправляются на биржу труда. Так вот, могу с уверенностью сказать, что миитовцы это учреждение не посещают, даже те, что не получили распределения. Наш диплом – гарантия высокого уровня профессиональной подготовки и трудоустройства в самых разных социально-экономических сферах деятельности.

Кроме того, наши студенты воспитываются в духе уважения к истории отрасли и государства, что важно для формирования полноценной, здоровой в нравственном отношении личности. Для всех наших первокурсников первой учебной аудиторией является Музейный центр университета. Но это не дежурные экскурсии – образовательный процесс начинается с изучения истории железных дорог и вуза. Все первокурсники также проходят через мемориальные лаборатории наших выдающихся учёных прошлого: Ивана Алексеевича Каблукова, Филиппа Емельяновича Максименко и Лавра Дмитриевича Проскурякова. Причём здесь вы не найдёте просто почётные экспонаты – всё оборудование действующее и наряду с самыми современными комплексами оно является эффективным средством фундаментальной подготовки специалистов. Ребята просто поражаются, когда узнают, что на этом оборудовании их предшественники обучались более века назад.

– Давайте поговорим о перспективах. Два года назад вы приняли в свой состав 17 техникумов и колледжей, сейчас университетский комплекс полностью сформирован, схемы взаимодействия налажены. Куда движетесь дальше?

– В год 115-летия нас посетил председатель правительства Владимир Путин. После знакомства с нашим мультимодальным образовательным центром он дал поручение соответствующим министерствам и ведомствам проработать вопрос о создании на базе МИИТа Национального исследовательского транспортного университета.

В историческом аспекте уместно вспомнить, что в 1930–1931 годах на базе профильных факультетов МИИТа были образованы Московский автомобильно-дорожный институт и Ленинградский институт инженеров водного транспорта. Так что опыт подготовки кадров для других видов транспорта у вуза имеется.

Возможный новый статус для нас не самоцель. Университет уже несколько лет уверенно чувствует себя в русле федеральной политики по созданию интегрированных научно-образовательных комплексов. Сохраняя ориентацию на железнодорожную отрасль, мы нацелены на подготовку специалистов и научных кадров общетранспортного профиля, что соответствует приоритетам транспортной стратегии России.

В 2007 и 2010 годах университет становился победителем федеральных конкурсов среди вузов, внедряющих инновационные программы развития. Реализация этих программ выдвигает МИИТ на позиции «застрельщика» в деятельности по подготовке кадров для разных видов транспорта. Если мы станем национальным университетом, эта работа получит дополнительный импульс, у нас появится больше возможностей для решения стоящих перед транспортной отраслью задач. Но нельзя сказать, что это будет новая и неожиданная для нас обязанность.

– Новый статус сформирует гигантский научно-образовательный комплекс. Вас не тревожит, что опыта управления столь масштабными структурами нет?

– МИИТ и сегодня вуз «не маленький»: две академии, 8 институтов, 37 филиалов, общий контингент обучаемых около 120 тыс. человек.

Начало формированию нынешнего масштабного университетского комплекса было положено в 1997 году, когда к руководству вузом пришла сегодняшняя команда. Опыту управления тогда ни у кого не учились, шли, как говорится, своим путём.

Основой реформирования стали экономические соображения. Мы объединили родственные факультеты и кафедры в профильные институты и наделили их статусом центров финансовой ответственности, то есть предоставили автономию в распоряжении заработанными средствами. При этом выстроили чёткую вертикаль управления.

Опыт удался и стал основой современной системы управления вузом. Миитовцы эту систему одобрили, когда поняли, что величина их реальных заработков зависит от них самих, а не от административных органов.

Таким образом, трудовой коллектив, сохраняя высокий престиж и традиции родного вуза, сумел вывести его на рубеж развития, отвечающий самым строгим требованиям времени.

Мы не только стремимся сохранить и преумножить достижения предшественников. Наш долг – подготовить смену, которая будет достойно продолжать историческую миссию МИИТа и поведёт вуз на покорение новых вершин. Если решим и эту задачу, то можно считать, не зря трудились!

Беседовал Иван Кондратьев

Фото: Семён Маяков, Павел Горбатько