Московский государственный - университет путей сообщения был создан 23 мая (4 июня) 1896 года по высочайшему повелению Николая II. Тогда учебное заведение носило, конечно, другое название - Императорское московское инженерное училище (ИМИУ). Его открытие было продиктовано первостепенными задачами государственной политики России в области транспорта. Учебное заведение было создано с целью подготовки высококлассных инженеров путей сообщения для строительства и эксплуатации железных дорог и водного транспорта. Торжественное открытие ИМИУ состоялось 26 сентября (по новому стилю) 1896 года.
ИСТОКИ
Далеко не всем известно, что в XX век Россия вступила, имея вторую по протяженности железнодорожную сеть (после США) в мире. Действительно, трудно поверить в то, что всего за несколько десятилетий отсталой аграрной стране удалось сделать столь значительный вклад в развитие этой важнейшей транспортной отрасли. Программа борьбы за бездефицитность железных дорог России, разработанная под руководством Сергея Витте, стала претворяться в жизнь только с середины 1890-х. Именно тогда началось интенсивное строительство и укрупнение железных дорог при участии частного капитала и поддержке государства. Очень скоро страна столкнулась с серьезной проблемой - острой нехваткой специалистов для ведения проектных и строительных работ. В первую очередь в России попросту не было учебных заведений, где готовили бы профессионалов соответствующего уровня.
Идеологом создания Императорского московского инженерного училища был выдающийся государственный деятель, инженер и педагог Николай Павлович Петров. Он работал заместителем, или, как тогда говорили, товарищем министра путей сообщения, и сумел обосновать и доказать целесообразность создания нового инженерного училища.
Это сейчас МИИТ представляет собой огромный студенческий городок, в котором легко заблудиться. А в те годы профессор Ф.Е. Максименко - первый директор училища - столкнулся с серьезной проблемой: необходимо было найти подходящие помещения для нового учебного заведения. В итоге для занятий был арендован дом В.А. Морозовой на Тверской. Тот самый, где когда-то находился известный светский салон княгини Зинаиды Волконской, в котором бывал и поэт Александр Пушкин, и многие другие деятели русской культуры. Вскоре эти помещения были приспособлены для занятий. Актовый зал, аудитории, рисовальную комнату и столовую расположили на втором этаже здания, здесь же был открыт зал для чертежных работ второго курса. На третьем этаже - спальни общежития и чертежная первого курса.
Для физического кабинета училища все приборы были заказаны за границей. Выдающийся русский ученый Петр Лебедев с этой целью специально ездил за рубеж. Приборы для химической лаборатории были заказаны в Петербурге, Вене и Берлине. В конце 1896 года нашли, наконец, подходящий большой участок земли для будущих зданий Инженерного училища. Место было не в центре Москвы, а среди пустошей бывшей Переяславской слободы на Бахметьевской улице.
Училище сразу же стало пользоваться огромной популярностью: так, на 50 вакансий было подано свыше 250 прошений о приеме. Но учеба здесь для многих оказывалась трудом непосильным. С самого начала система обучения в Императорском инженерном училище в корне отличалась от традиционной. Теоретические занятия проводились в училище три года, а потом будущие инженеры два года работали на строительстве или эксплуатации железных дорог. И только после этого их допускали к защите дипломной работы. Список дисциплин, которые изучали студенты, был колоссален. Вот лишь некоторые из них: высшая математика, топография и геодезия, механика, физика, химия, черчение, начало счетоводства, гражданская архитектура, строительное искусство, иностранные языки. Сегодня старейшими в вузе считаются кафедры «Мосты» и «Строительная механика». Тогда, в 1896 году, их возглавил замечательный российский ученый Л.Д. Проскуряков. Деятельность этих кафедр положила начало целым научным школам - «Надежность транспортных сооружений» и «Строительная механика».
Однако такая насыщенная образовательная программа с большим трудом умещалась в рамки трехлетней курсовой нормы. К примеру, на лекциях и занятиях в лабораториях студентам приходилось трудиться не менее 12 часов ежедневно. И порой число окончивших училище не превышало 7-10% от всех поступивших. Поэтому широкая научно-техническая общественность высказывалась за предоставление училищу статуса высшего учебного заведения. Действительно, оно располагало первоклассной по тому времени учебно-лабораторной базой, а гидравлическая и механическая лаборатории являлись уникальными. В качестве преподавателей с первых дней в училище работали видные ученые: Ф.Е. Максименко, Л.Д. Проскуряков, И.А. Каблуков, Д.Ф. Егоров, С.А. Чаплыгин, Н.Е. Жуковский, Е.О. Патон, В.Н. Образцов, Н.С. Стрелецкий, С.М. Соловьев, П.Н. Лебедев, Д.Н. Головин, К.Ю. Цеглинский и другие. Но трудно и долго решался вопрос о преобразовании училища в Институт путей сообщения. Лишь в конце августа 1913 года такая реорганизация стала реальностью.
Первый выпуск инженеров-путейцев ИМИУ состоялся в 1901 году. Многие из них стали выдающимися организаторами строительства и эксплуатации железных дорог, авторами проектов крупнейших магистралей, мостов, тоннелей, основоположниками научных школ в области транспорта и транспортного строительства. В советские годы ученые и выпускники МИИТа были руководителями, авторами и главными участниками разработки плана ГОЭЛРО, строительства Днепрогэса, метрополитенов Москвы и крупнейших городов страны, Останкинской телебашни, комплекса зданий МГУ на Воробьевых горах, канала Москва-Волга, крупнейших мостов на территории всей России, Храма Христа Спасителя и многих других проектов.
Свою знаменитую аббревиатуру «МИИТ» вуз получил 19 ноября 1924 года, когда он был объединен с Высшими техническими курсами Наркома путей сообщения в Московский институт инженеров транспорта. Сегодня МИИТ - это не просто престижный и узнаваемый бренд. Вуз и по сей день является колыбелью нашей транспортной науки. Здесь бережно относятся к своим традициям и истории.
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОРЫВ
МИИТ сегодня - крупнейший университетский образовательный комплекс России, ведущий вуз транспорта, лидер в области кадрового и научного обеспечения Транспортной стратегии РФ и Стратегии развития железнодорожного транспорта до 2030 года.
Вуз ведет подготовку кадров по девяти специальностям и 34 направлениям высшего профессионального образования (в том числе по четырем основным специальностям железнодорожного транспорта и транспортного строительства); 32 специальностям среднего профессионального образования, 62 научным и 132 рабочим специальностям. Среди профессорско-преподавательского состава университета - 412 докторов наук и около 1500 кандидатов наук.
Ежегодно в МИИТе повышают квалификацию (в том числе по программам МВА - дополнительного послевузовского профессионального образования) более 50 тыс. руководителей и специалистов транспорта, транспортного строительства, других областей экономики. В университете действуют 24 научные школы, имеющие общероссийское и международное признание, более 120 кафедр, 11 диссертационных советов.
В составе университета десятки уникальных научно-образовательных структур, в том числе: мультимодальный образовательный центр, центр параллельных вычислений, Дом физики, Дом химии, мерзлотная лаборатория, лаборатория строительства автомобильных дорог, центр перспективных технологий, лаборатория «Мосты и транспортные тоннели», машина центробежного моделирования.
Одним из основных критериев престижа и эффективной деятельности вузов является уровень трудоустройства выпускников. В этом плане МИИТ отвечает самым серьезным требованиям. За последние пять лет университет сохраняет высокую планку (95-97%) трудоустройства специалистов с высшим профессиональным образованием. Доля трудоустройства на предприятия железнодорожного транспорта - до 70% (для целевиков - 100%).
МИИТ по праву считается отраслевым лидером в сфере научной деятельности. Мощный потенциал вуза эффективно работает для научного обеспечения инновационного развития транспортного комплекса России, в том числе в рамках федеральных и отраслевых целевых программ. В 2010 году МИИТ проводил научные разработки по заказам 32 предприятий и организаций. Стратегические партнеры МИИТа - ОАО «РЖД», Корпорация «Трансстрой», Московский метрополитен, компания «Сименс» и другие.
Для наиболее эффективного использования научного потенциала МИИТа в интересах отрасли и государства в 2010 году в университете создан Научно-исследовательский институт транспорта и транспортного строительства. Вуз успешно проводит политику по формированию своих подразделений в ведущих отраслевых НИИ. Ученые МИИТа принимают активное участие в деятельности Объединенного ученого совета ОАО «РЖД». Высокий престиж традиционно имеет аспирантура вуза.
В 2007 году МИИТ вошел в число победителей общероссийского конкурса вузов, внедряющих инновационные образовательные программы. В ходе выполнения ИОП успешно реализованы три проекта: «Безопасность движения, управление транспортом, интермодальные перевозки и логистические системы»; «Экологически чистый и высокоскоростной наземный транспорт»; «Современные информационно-телекоммуникационные технологии». Реализация ИОП позволила существенно модернизировать учебно-лабораторную базу вуза за счет введения в эксплуатацию инновационных научно-образовательных центров и лабораторий, в том числе не имеющего мировых аналогов мультимодального образовательного центра, представляющего собой уникальную систему имитационного моделирования работы логистических центров по взаимодействию всех видов транспорта: железнодорожного, автомобильного, речного, морского, воздушного и трубопроводного.
В прошлом году университет стал одним из победителей конкурса по отбору программ развития инновационной инфраструктуры федеральных учреждений высшего профессионального образования. Главной целью подобной программы МИИТа является создание необходимых инфраструктурных основ для дальнейшего развития вуза как инновационного университета, осуществляющего эффективное научное и кадровое сопровождение развития единого транспортного комплекса страны в соответствии с приоритетными задачами и программами Транспортной стратегии РФ на период до 2030 года. Реализация программы должна способствовать выполнению миссии вуза по получению статуса национального исследовательского университета.
Вуз реализует проект «Школа успешной молодежи МИИТа», направленный на выявление талантливых ребят, обладающих высоким инновационным потенциалом, а также на их последующее индивидуальное профессиональное развитие. В МИИТе успешно действует студенческий бизнес-инкубатор (СБИ). Постоянно проводится мониторинг потенциальных потребителей разрабатываемых продуктов и услуг СБИ, составляются бизнес-планы его проектов. Разработан каталог предложений студенческого бизнес-инкубатора для привлечения потенциальных инвесторов молодежных бизнес-проектов. Среди постоянных потребителей услуг СБИ МИИТа - подразделения ОАО «РЖД».
Университет является лауреатом II Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая Колесница» в номинации «Лидер российской транспортной науки и образования».