РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > Structure
РУТ (МИИТ) >> ИУЦТ >> Кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте»

Основные исторические вехи кафедры «УЭР и БТ»

Одна из основных отраслей железнодорожной науки - эксплуатация железных дорог. Главной задачей является разработка методов наиболее рационального использования технических средств железнодорожного транспорта в их взаимодействии с целью полного удовлетворения потребностей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров, обеспечения безопасности движения поездов и достижения максимального эффекта от организации перевозочного процесса на железных дорогах.

Исследования по различным направлениям эксплуатационной науки были широко развернуты на кафедрах «Теория эксплуатации» и «Организация перевозок» под руководством профессоров  И.И. Васильева и В.А. Соковича, которые стали основателями и первыми заведующими этих кафедр с 1924г.-1927 г

Васильев Иван Иванович (1884-1949)

Сокович Владимир Александрович  (1874-1953)

В период с 1924г. по 2016г. кафедра меняла названия и её руководителями были крупные ученые железнодорожного транспорта, известные организаторы эксплуатационной науки:

  • 1924г.-1927г. – заведующий кафедрой «Организация перевозок» - д.т.н., профессор В.В. Сокович;
  • 1924г.-1927г. – заведующий кафедрой «Теория эксплуатации» - д.т.н., профессор И.И. Васильев;
  • 1927г.-1928г.  -  В.В. Шухов;
  • 1928г.-1931г.  – Г.Г. Бовэ;
  • 1931г.-1932г.  – И.И. Васильев;
  • 1932г.-1935г.  -  К.П. Михальсон;
  • 1935г.-1936г.  -  А.П. Петров;
  • 1936г.-1937г.  -  Е.С. Изралимский-Марут;
  • 1937г.-1938г.  – А.П. Петров;
  • 1938г.-1939г.  -  И.Я Аксёнов.

В 1939г. организована кафедра «Грузовая работа», с 1939г. по 1941г., которой заведовал А.П. Барибан.

  • 1942г.-1945г. – заведующий кафедрой «Эксплуатация и грузовая работа» - д.т.н., профессор В.В. Померанцев;

В период с 1945г. по 1950г. кафедра меняла свое название и называлась «Организация движения поездов», а с конца 40-х годов стала называться «Эксплуатация железных дорог».

  • 1952г. - 1982г. – заведующий кафедрой «Эксплуатация железных дорог», с 1982г. по 1991г. – заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, доктор технических наук, профессор Ф.П. Кочнев.
  • 1991г. - 1994г. - заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» - кандидат технических наук, профессор Г.А.Платонов.
  • 1994г. - 2004г. - заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» - заслуженный работник транспорта доктор технических наук, профессор Ю.В. Дьяков.
  • 2004г. - 2011г. - заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой» - доктор технических наук, профессор А.П.Батурин.
  • 2011г. - 2016г. - заведующий кафедрой «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» - первый вице-президент ОАО «РЖД», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, доктор технических наук, доцент В.Н. Морозов.
  • 2016г. по настоящее время - заведующий кафедрой Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» - доктор технических наук, профессор В.А. Шаров.

На кафедре разработки велись с самого начала ее образования - с 1924 года.  В это время появляются исследования в области теории маневровой работы, графиков движения поездов, пропускной способности, использования локомотивов и вагонов, планирования и регулирования перевозок, специализации поездов и маршрутизации перевозок, а также проектирования и организации работы станции. В 1926г. разрабатывается  методика расчетов для определения выгодности специализации поездов по направлениям в соответствии с их грузовыми потоками, которая применялась при разработке схем специализации, а принцип определения оптимального варианта по экономии вагоно-часов сохранился до настоящего времени при решении вопросов выбора оптимального плана формирования поездов. Одновременно было разработано и принято «нормативное положение о маршрутных поездах», в котором указывался порядок их формирования, следования в пути и передачи с дороги на дорогу.

С 1935 г. впервые стали применяться технологические процессы работы станций, основанные на обобщении передовых методов труда. В послевоенный период технологические процессы работы станции были усовершенствованы. В результате научного обобщения передовых методов были разработаны новые типовые технологические процессы сортировочных и грузовых станций.

В дальнейшем с использованием математических методов и моделирования станционных процессов были разработаны современные способы расчета показателей работы станций, обоснован выбор мер по их техническому перевооружении. Методы расчетов потребного числа путей в парках станций, предложенные по результатам этих исследований, включены в «Инструкцию по проектированию станций и узлов железных дорог».


Профессор А.П.Петров (в центре) с профессорами МИИТа. Слева направо: профессор В.М.Акулиничев, профессор В.Г.Шубко, профессор Ф.П.Кочнев, профессор А.А.Петров, профессор Л.А.Баранов, профессор Л.П.Тулупов.

В 1945-1947 гг. ученые кафедры решали вопросы дальнейшего развития теории планов формирования поездов. Профессор А.П. Петров, в то время работавший на кафедре, предложил метод расчета для выбора оптимального варианта плана формирования поездов из большего числа возможных вариантов. Были уточнены факторы, влияющие на простой вагонов под накоплением, определения величины простоя в ожидании формирования и отправления поездов по графику, разработки теории групповой маршрутизации, методики определения эффективности отдельных ее видов и др.

В период с 1945г. по 1950г. кафедра меняла свое название и называлась «Организация движения поездов», а с конца 40-х годов стала называться «Эксплуатация железных дорог».

С 1952г. по 1982г. заведовал кафедрой «Эксплуатация железных дорог», а с 1982г. по 1991г. - кафедрой «Управление эксплуатационной работой» Фёдор Петрович Кочнев  (1906-1997) - заслуженный деятель науки и техники РСФСР, почетный доктор Будапештского политехнического университета Венгрии, Высшей транспортной школы (г.Жилино, Словакии), Высшей школы транспорта и связи (г. Дрезден, Германия), ректор МИИТа с 1955г. по 1980г., почетный профессор МИИТа, доктор технических наук, профессор.

Кафедра «УЭР» 1986г. заведующий кафедрой - д.т.н., профессор Ф.П. Кочнев (в центре – первый ряд)

Ф.П. Кочневым была создана учебная лаборатория, аналогов которой не было в ВУЗах железнодорожного транспорта и техническое оборудование учебной лаборатории кафедры было лучшим среди высших учебных заведений МПС СССР. В ней прошли обучение десятки тысяч студентов-эксплуатационников. Занятия проводились на макете железной дороги, включающей в себя 12 станций, оборудованных реальными пультами управления, а межстанционные перегоны были оснащены автоматической блокировкой и полуавтоблокировкой.

Пульт управления станции «Магнитная», оборудованный БМРЦ

Студенты на макете сортировочной станции «Фестивальная»

В 1961 году на кафедре «Эксплуатация железных дорог» была организована научно-исследовательская лаборатория «Организация движения поездов» (НИЛ ОДП), имеющая в своем составе 30 сотрудников. Многие из них впоследствии стали ведущими учеными в области эксплуатации железных дорог. Результаты научных исследований лаборатории публиковались в специальных выпусках трудов.

Основными направлениями научных исследований кафедры с середины ХХ века и по настоящее время являются:

1. Организация пассажирских перевозок. Основоположник направления – д.т.н., профессор Ф.П. Кочнев.

2. Оптимизация развития пропускной и провозной способности железных дорог. Основоположник направления – д.т.н., профессор А.М. Макарочкин.

3. Оптимальные параметры технологии и технического оснащения работы сортировочной станции. Основоположник направления – д.т.н., профессор И.Б. Сотников.

4. Теория организации вагонопотоков и маршрутизация перевозок. Основоположники направления – д.т.н., профессор В.М. Акулиничев, д.т.н., профессор Н.Е. Боровой.

5. Автоматизация разработки графика движения поездов. Основоположник направления – к.т.н., доцент Н.А. Самарина.

6. Автоматизированные системы управления на железнодорожном транспорте. Основоположник направления – д.т.н., профессор Л.П. Тулупов.

7. Взаимодействие магистрального и промышленного железнодорожного транспорта. Основоположники направления – к.т.н, доценты Г.С. Баландюк, В.И. Зеленков.

8. Обоснование весовых норм грузовых поездов на железнодорожных направлениях. Основоположник направления – к.т.н., профессор К.К. Тихонов.

9. Эргономика на железнодорожном транспорте Основоположник направления – к.т.н., профессор Г.А. Платонов.

10. Развитие маркетинга грузовых перевозок и сервиса на железнодорожном транспорте. Основоположник направления – д.т.н., профессор Н.Д. Иловайский.

11. Безопасность движения технических средств. Основоположник направления – д.т.н., профессор А.А. Хохлов.

12. Диспетчерское управление движением поездов. Основоположник направления – д.т.н., профессор Д.Ю. Левин.

13. Автоматизированная система организации вагонопотоков (АСОВ). Основоположники направления – д.т.н., профессор А.П. Батурин, д.т.н., профессор А.Ф. Бородин.

14. Теоретическое обоснование комплексной технологии и управления местной работой на полигонах и станциях железных дорог.  Основоположник направления – д.т.н., профессор И.Н. Шапкин.

15. Оценка соответствия технического оснащения, конструктивных решений вагонов, запрещенных к роспуску, на предмет возможности снятия запрета на их роспуск с сортировочных горок.  Основоположник направления – д.т.н., профессор А.В. Саврухин.

16. Интегрированное планирование производственной деятельности дирекций и предприятий ОАО «РЖД» для обеспечения перевозочного процесса на железнодорожном транспорте.  Основоположник направления – д.т.н., профессор В.А. Шаров.

17. Технология работы сортировочных горки с установлением требований по обеспечению безопасности движения. Основоположник направления – к.т.н., доцент Н.А.  Коваленко.

18. Разработка разделов технологического процесса и разделов технологических решений работы Центра управления перевозками ОАО «РЖД». Основоположник направления – к.т.н., доцент Е.С.Прокофьева.

Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой» в 1996г. Заведующий кафедрой с 1994 по 2004г.г. - д.т.н., профессор Ю.В. Дьяков Ю.В. (первый ряд, третий справа)

Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой» в 2006г. Заведующий кафедрой с 2004 по 2011г.г. - д.т.н., профессор  А.П. Батурин (второй ряд, третий слева)

Важнейшей проблемой железнодорожного транспорта является безопасность движения подвижного состава. В МИИТе впервые была лицензирована и открыта специальность 190702.65 «Организация и безопасность движения (железнодорожный транспорт)». Постановлением Ученого совета МИИТа от 19 марта 2003 года была создана выпускающая кафедра «Организация и безопасность движения». Заведующим кафедрой стал д.т.н., профессор, действительный член Российской академии транспорта Александр Алексеевич Хохлов. В 2003 году состоялся первый набор студентов по специальности «Организация и безопасность движения».

1 декабря 2011 года произошло объединение двух кафедр ИУИТ «Управление эксплуатационной работой» и «Организация и безопасность движения» и была образована кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» (УЭР и БТ), которую возглавил первый вице-президент ОАО «РЖД», заслуженный работник транспорта Российской Федерации, д.т.н. Вадим Николаевич Морозов.

Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте » в 2014г. Заведующий кафедрой - д.т.н.. профессор В.Н. Морозов (первый ряд, четвертый справа)

Кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте»

Кафедра постоянно выполняет фундаментальные научные исследования, которые используются в практике работы железных дорог. Среди них «Теоретические основы разработки инновационных технологий в грузовом и пассажирском движении, обеспечивающих эффективность и безопасность перевозок на железнодорожном транспорте», которые способствуют дальнейшему развитию инновационных технологий на железнодорожном транспорте.

В 2002-2014 годах кафедрой проводилась значительная работа по обновлению лабораторной базы, были созданы новые лабораторные комплексы и тренажеры.

Коллектив кафедры «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте » в 2019г. Заведующий кафедрой - д.т.н., профессор В.А. Шаров (первый ряд, пятый слева)

ЛАБОРАТОРИИ КАФЕДРЫ «УЭР и БТ»

«Центр диспетчерского управления движением поездов»

В  «Центре диспетчерского управления движением поездов» студенты изучают работу дежурного по станции (ДСП), закрепляют знания, полученные на лекционных и практических занятиях по организации движения поездов, вырабатывают практические навыки работы в должности дежурного по станции,  как при нормальной работе устройств сигнализации, централизации, блокировке и связи (СЦБ), так и в условиях неисправности устройств электрической централизации (ЭЦ). В создании лаборатории принимали активное участие заведующий кафедрой «УЭР» А.П.Батурин, заведующие лабораторией М.Н.Самошин и П.А.Егоров.

«Центр автоматизированного управления работой сортировочной станцией»

В «Центре автоматизированного управления работой сортировочной станцией» студенты изучают порядок выполнения станционных технологических операций на автоматизированных рабочих местах «Имитационного сетевого тренажёра АРМ Бекасово-Сортировочное».

Имитационный сетевой тренажёр «АРМ Бекасово-Сортировочное» с программным комплексом состоит из семи персональных компьютеров, каждый из которых представляет автоматизированное рабочее место дежурных по паркам.

«Центр организации и безопасности движения на железнодорожном транспорте»

В центре проходят подготовку студенты специальности «Эксплуатация железных дорог» по специализации «Безопасность движения и эксплуатация железнодорожного транспорта», а также бакалавры по направлению подготовки «Технология транспортных процессов». Студенты под руководством преподавателей изучают теоретические основы и технические средства обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте, нормативно-техническое обеспечение безопасности движения, технический аудит на железнодорожном транспорте, проводят служебные расследования транспортных происшествий, решают задачи обеспечения безопасности в транспортном комплексе с помощью компьютерных программ.

«Научно-образовательный центр прогрессивных технологий перевозочного процесса, интеллектуальных систем организации движения и комплексной безопасности на транспорте»

Научно-образовательный центр прогрессивных технологий перевозочного процесса, интеллектуальных систем организации движения и комплексной безопасности на транспорте (НОЦ) создан 1 сентября 2012 г. п приказом ректора МГУПС (МИИТ).

В НОЦ проводятся практические занятия, лабораторные работы, научно-практические семинары для студентов специальности «Эксплуатация железных дорог» и направления подготовки бакалавров «Технология транспортных процессов» по следующим дисциплинам: «Управление эксплуатационной работой», «Информационные технологии на магистральном транспорте», «Информационные технологии в грузовой и коммерческой работе», «Техническая эксплуатация железнодорожного транспорта и безопасность движения», «Технические средства обеспечения безопасности движения на железнодорожном транспорте».

В НОЦ установлен Тренажерный комплекс оперативного персонала сортировочной горки (ТК ОПСГ-Бекасово). Тренажерный комплекс предназначен для обучения студентов рабочим специальностям уже в ВУЗе - дежурных по горке (ДСПГ), операторов второй и третьей тормозных позиций, ускоряя профессиональный рост на производстве. Обучение проводится на базе учебно-методического комплекса ТК ОПСГ, который содержит технологические основы роспуска в системе КСАУ СП, практические занятия по темам, отрабатываемые с помощью базовых сценариев роспуска составов, реализованных в ТК ОПСГ-Бекасово с учетом нештатных ситуаций.

Кроме того, ТК ОПСГ - Бекасово используется для повышения квалификации оперативного персонала сортировочных горок станций Дирекций управления движением ОАО «РЖД»; в системе технической учебы работников сортировочных станций; для совершенствования бизнес-процессов сортировочной горки в рамках научных исследований.


В НОЦ создан учебный комплекс программных средств по изучению методов управления перевозочным процессом с имитацией действующих автоматизированных систем (УК ПСЦД).

Учебный комплекс программных средств УК ПСЦД представляет собой Учебный полигон из 10 рабочих мест – станционных АРМ и одно рабочее место – АРМ преподавателя. На каждом станционном АРМе запускаются программы: АРМ оператора технической конторы, АРМ приёмосдатчика, АРМ ДНЦ системы ГИД Урал-ВНИИЖТ. Также может быть запущена программа «Графическая справочная система (ГСС АСУ СТ)», предназначенная для получения достоверной динамической (самообновляющейся на экране при изменении ситуации на станциях) информации о наличии вагонов на станциях участков управления перевозками и в подходе к ним. На каждом станционном АРМе установлена своя нормативно-справочная информация (НСИ), описывающая схему станции, технические характеристики и специализацию путей.


Создание учебного комплекса программных средств позволило студентам не только освоить приёмы быстрого поиска необходимой информации, но, в первую очередь, помогает приобрести навыки выбора нужных управляющих решений на основе анализа полученной информации.

Научно–образовательный, внедренческий центр «Инновационные технологии управления производственно-экономическими процессами» (НОВЦ)

Основной целью деятельности НОВЦ является оказание компьютерной поддержки юридическим и физическим лицам в принятии оптимальных решений в области организации материальных и транспортных потоков путем внедрения результатов деятельности (РИД) в виде компьютерных моделей, а также внедрения РИД в активные формы обучения. Руководитель НОВЦ – д.т.н., профессор И.Н.Шапкин.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА КАФЕДРЫ

За период 2009-2020г.г. на кафедре издано 24 монографии общим объемом более 1200 п.л., 3 учебника с грифом УМО, 25 учебных пособий общим объемом 400 п.л., методических указаний – 52.

В октябре 2019г. на  V Международном конкурсе изданий для образовательных организаций высшего образования «Университетская книга-2019» на  ВДНХ два учебника и два учебных пособия преподавателей кафедры получили грамоты, а также  Дипломы  I  и II степени в номинации «Лучшее учебное издание для подготовки специалистов и бакалавров».

Преподаватели кафедры читают лекции и ведут занятия по 44 дисциплинам учебных планов для инженеров путей сообщения специальности 23.05.04 ««Эксплуатация железных дорог», направления подготовки бакалавров 23.03.01 «Технология транспортных процессов», а также для профильных направлений бакалавров других институтов РУТ (МИИТ).

Кафедра имеет богатый опыт научно-исследовательской работы по совершенствованию перевозочного процесса и безопасности движения, результаты которой внедрены на железнодорожном транспорте. Руководителями научно-исследовательских работ по заказу ОАО «РЖД» и других транспортных организаций являются: д.т.н., профессор В.А.Шаров, д.т.н., доцент А.В.Саврухин, д.т.н., профессор И.Н.Шапкин, к.т.н., доцент Н.А.Коваленко, к.т.н., доцент Е.С.Прокофьева.

На кафедре в настоящее время ведётся подготовка 9 аспирантов очной формы обучения, руководителями которых являются ведущие ученые кафедры, выполняющие научную, учебно-методическую и практическую деятельность по основным направлениям перевозочной деятельности и безопасности движения на железнодорожном транспорте.

За период с 2010г. на кафедре подготовили и защитили кандидатские диссертации представители Мьянма и Монголии. У себя на родине они продолжают работу в высших учебных заведениях и ведут научную деятельность.

Кафедра «Управление эксплуатационной работой и безопасностью на транспорте» - высококвалифицированный коллектив, который способен успешно готовить современных инженеров путей сообщения в области организации перевозок, управления эксплуатационной работой, безопасности движения на железнодорожном транспорте, выполнять фундаментальные научные исследования в области развития эксплуатационной науки и высоко нести научный уровень исследований в области эксплуатации железнодорожного транспорта.

В настоящее время профессорско-преподавательский состав кафедры состоит из 25 человек, среди которых много преподавателей с большим стажем и опытом работы, а также молодых перспективных ученых. Из них - 7 докторов наук, профессоров, 7 кандидатов технических наук, доцентов, 5 старших преподавателей. Учебно-вспомогательный персонал кафедры представляет коллектив из 6 человек.

Участие молодых ученых, аспирантов и студентов кафедры в различных мероприятиях, конкурсах, хакатонах в составе команд Российского университета транспорта РУТ (МИИТ)


В 2018-2019г.г. специалисты и бакалавры под руководством преподавателей кафедры Е.В.Бородиной, Р.А.Ефимова, В.К.Сергиенко участвовали  в чемпионатах РУТ(МИИТ) Worldskills по компетенции «Управление перевозочным процессом на ж.д. транспорте». В 2018г. заняли первое место среди студентов РУТ (МИИТ), Московского колледжа ж.д. транспорта и Института прикладных технологий.


Ежегодно на кафедре в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Неделя науки» проводятся выступления студентов, аспирантов и преподавателей. Молодые ученые и будущие выпускники делятся своими достижениями в области управления и эксплуатации железных дорог. По окончанию конференции в сборнике публикуются доклады всех выступающих.

Молодые преподаватели, студенты и аспиранты кафедры участвуют в ежегодных международных конференциях, форумах и выставках «Транспортное образование России», «Транспорт России».



На выставке «Транспорт России» в Гостином дворе, г. Москва

С 2016г. на кафедре ведется специализированная подготовка на кафедре студентов 4-го курса специальности (23.05.04) «Эксплуатация железных дорог» по технологии «Авторский класс» в рамках дополнительной профессиональной программы для обеспечения опережающей подготовки высококвалифицированных специалистов для Центральной дирекции управления движением – филиала ОАО «РЖД» по управлению эксплуатационной работой на железнодорожных линиях и полигонах, а также для сокращения срока адаптации обучаемых на рабочих местах. Тематика авторских классов:

1)  «Полигонные технологии эксплуатационной работы на сети ОАО «РЖД».

2)  «Повышение эффективности работы сортировочных станций в системе взаимодействия вертикалей производственного блока и полигонов сети ОАО «РЖД».

3)   «Комплексная технология управления эксплуатационной работой на основе сквозных принципов и специализации железнодорожных линий по преимущественным видам движения».

В период обучения в авторских классах студенты изучают отечественный и зарубежный опыт технологии работы станций, железнодорожных линий, направлений и полигонов сети. Научно-исследовательская практика и стажировка проходит на производственных объектах ОАО «РЖД» и зарубежных железных дорог.

Студенты авторского класса «Повышение эффективности работы сортировочных станций в системе взаимодействия вертикалей производственного блока и полигонов сети ОАО «РЖД»  в главном представительстве  немецких железных дорог (DB), г.Берлин

Студенты авторского класса «Комплексная технология управления эксплуатационной работой на основе сквозных принципов и специализации железнодорожных линий по преимущественным видам движения» проходят стажировку в морском торговом порту Туапсе