1 ноября 2009 года исполняется 20 лет со дня приемки Государственной комиссией в постоянную эксплуатацию Байкало-Амурской магистрали. Среди первых строителей БАМа были и комсомольцы-москвичи. В летний период студенты московских вузов, в том числе, конечно же, и железнодорожных, выезжали в составе студенческих строительных отрядов (CCО) на различные участки магистрали. Мы публикуем рассказ одного из членов стройотряда МИИТа, который впоследствии работал на Московской железной дороге.
Недавно при разборе личного архива мне попалась старая фотография, напечатанная в журнале «Студенческий меридиан» в 1974 году. Она посвящена первым ССО, направленным на строительство Байкало-Амурской магистрали. Фамилий тех, кто изображен на фотографии, нет. Но я узнал всех. Слева направо на снимке: Юра Золотарев, Сергей Иванов, Саша Стешаков, Сергей Юдин, Костя Ирошников, Володя Меркулов, Володя Ярыгин и Аркадий Масленников. Это один из первых ССО на БАМ. Основу отряда составляли студенты вторых и третьих курсов факультета «Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» МИИТа.
Попасть в студенческий строительный отряд было очень непросто. Стать бойцом считалось за честь. Отбор был жесткий. Мало того, что требовались крепкое здоровье и физическая сила, надо было проявить творческие наклонности, быть коммуникабельным, иметь жизнерадостный характер, уметь жить в коллективе, полноценно отдыхать. В ССО существовал «сухой закон», поэтому веселились студенты без «подогрева».
Когда мы прибыли на указанный участок, нас включили в состав головного ремонтно-восстановительного поезда (Горем) №28 управления «Бамстройпуть». Место для лагеря выбрали на 65-м километре ветки БАМ–Тында на территории Джелтулакского района Амурской области. Получили инструменты и все необходимое для работы. Провели первое комсомольское собрание на таежной земле и на следующий день приступили к работе.
Из бойцов отряда вскоре была сформирована агитбригада. В свободное от работы время она выезжала в населенные пункты к местным жителям-комсомольцам и в близлежащие воинские части с самодеятельными концертами.
Представьте, после работы, когда руки и ноги отваливаются от усталости, надо куда-то ехать и не халтурить, выступать полные два часа. Но мы были молоды. Был кураж, был порыв.
Истосковавшиеся по искусству зрители нас просто так не отпускали. Как же – студенты-артисты из Москвы! Помню, в поселке Аносовский пришлось выступать два раза подряд. Зал не вмещал всех желавших. Между прочим, наша агитбригада не только выполняла комсомольское поручение, но и приносила конкретную пользу всему стройотряду: зрители потом помогали то горючим, то запчастями, то техникой.
Был случай, когда выполняли работу по планировке откосов в выемке, и камнем преткновения стали несколько валунов необъятных размеров. Разбить невозможно, свалить вниз к железнодорожному полотну и катить вдоль кювета к насыпи – несерьезно. Попробовать закопать, как в одной из русских сказок, – это огромные трудозатраты. В результате приняли решение и отправились в одну из воинских частей... с шефским концертом. А на следующий день прибыли саперы-подрывники и просто взорвали валуны.
Но основная работа заключалась в выправке пути, включающая в себя подъемку и рихтовку. Дело в том, что шедшие перед нами доблестные комсомольские бригады бросали рельсошпальную решетку на земляное полотно, успешно состыковывались и пускали рабочий поезд. А нам оставляли следующий этап – поставить решетку на балласт. По ночам хоппер-дозаторы (вертушки) выгружали щебень, а утром бойцы, вооруженные шпалоподбойками, домкратами, ломами и лапами приступали к работе.
Каждый из студентов – будущих железнодорожников – попробовал себя на разных видах работ. И на подбивке, когда трясущаяся шпалоподбойка вырывается из рук, и на рихтовке, когда от лома пальцы не разгибаются. Пришлось и костыли забивать, и шпалы по эпюре разгонять, и противоугоны ставить.
Некоторые бойцы через пару дней становились мастерами своего дела. Рашид Сабиров с трех ударов загонял костыли в шпалы. Девчата, чуть впереди, наживляют костыли, а он, встав вдоль рельса, шел и забивал, забивал... Вперед на Тынду! Кувалда летала из-за плеча то слева, то справа, и создавалось впечатление, что работает робот-автомат. Кувалды от такой нагрузки, бывало, ломались. Кстати, на снимке с тепловозом самый высокий студент – автор этих заметок.
Занимались также планировкой откосов и обустройством кюветов. Была у нас и техника. Экскаватор-драглайн, автотранспорт, да еще трактор ЧТЗ-100, красного цвета, приспособленный для движения по рельсам. За его рычагами сидел наш сокурсник Коля Титов, и трактор работал как часы. А с экскаваторщиком произошел курьезный случай. Чтобы не стащили магнето пускача, он при работающем дизеле вырыл ямку, снял это злосчастное магнето, положил в ямку, сверху опустил ковш и заглушил двигатель. Только потом сообразил, что запустить экскаватор больше не сможет. На следующий день он часа три делал подкоп под ковш, чтобы спасти магнето.
Осенью студенты, прошедшие бамовские стройотряды, ходили по институту в целинках с надписями на спине, по которым определяли кто где был. По количеству значков на груди было видно, сколько раз работал в ССО. По специальности учились только на «хорошо» и «отлично». Теория прочно соединилась с практикой. Даже девчата уже не путали накладку с подкладкой и болт с костылем. Нередко преподаватели интересовались некоторыми подробностями строительства. А сколько было рационализаторских решений, которые никто и не думал оформлять. Очень часто приходилось пополнять уложенные звенья шпалами, которые при укладке отрывались, и их просто отбрасывали в сторону. Можно было отрывать шпальный ящик и заводить в него недостающую. Это хорошо, когда на звене отсутствуют одна-две шпалы, а если больше? Придумали. Домкратами вывешивали звено, заводили шпалы и пришивали. А потом уже и выправка, и рихтовка.
...Прошло то романтическое время. Жизнь разбросала всех по стране. Кто-то остался работать на железной дороге, кто-то выбрал другую стезю. Недавно мне удалось найти одного из персонажей фотографии. Оказалось, что он работает в дирекции по капитальному строительству Московской железной дороги. Это Костя Ирошников. Хотя уже не Костя, а Константин Александрович, ведущий технолог.
Встретились, повспоминали. Прошло тридцать пять лет, конечно, мы внешне изменились, но в душе по-прежнему остались теми, для кого БАМ не только стройка века, не только весомая материальная поддержка к стипендии, но и молодость, и романтика. Мы искренне верили, что делаем важное дело, вносим свой вклад в развитие Сибирского и Дальневосточного регионов, а значит, и всей страны в целом. И верим до сих пор!
Костя Ирошников рассказал, как появилась в журнале эта фотография, которая помогла нам встретиться:
– В июле 1974 года на БАМ хлынули полчища фото- и телекорреспондентов, журналисты, писатели, артисты. А как же – Всесоюзная стройка! К нам в бригаду приехал фотокорреспондент журнала «Студенческий меридиан». Три часа позировали. Пришлось и умыться, и побриться, и надеть чистые целинки, хотя всегда работали без них. Теперь мы надеемся, что эта публикация в «Московском железнодорожнике» поможет найти и других наших друзей.
Автор: Андрей Елисеев