20 ноября 1809 году Манифестом императора Александра I в России учреждено первое высшее учебное заведение транспорта — Институт Корпуса инженеров путей сообщения.

Празднованию этого юбилея, имеющего межгосударственное значение, была посвящена научно практическая конференция «Транспортное образование и наука. Опыт, проблемы, перспективы», состоявшаяся в Москве, в Колонном зале Дома Союзов.

В конференции приняли участие вице-премьер Правительства России Сергей Иванов, министр образования и науки РФ Андрей Фурсенко, министр транспорта РФ Игорь Левитин.

Колонный Зал Дома Союзов собрал элиту транспортного сообщества, представителей профильных Комитетов Государственной Думы РФ, ректоров, ведущих ученых и преподавателей вузов транспорта, представителей крупных транспортных предприятий, научных и деловых кругов, транспортных и технических вузов из 14 стран мира.

Работу конференции открыл президент Ассоциации вузов транспорта РФ, ректор МИИТа Борис Лёвин.

Он отметил что в течение двух веков развитие образования на транспорте возводилось в ранг государственной политики, и поблагодарил Правительство РФ за то, что оно сохраняет и укрепляет исторические традиции, рассматривает развитие транспортного образования как задачу федерального значения.

Ректор МИИТа заверил Президента и Правительство страны, руководство Министерства транспорта, Министерства образования и науки Российской Федерации, что вузы транспорта сделают все возможное, чтобы вывести высшую транспортную школу на новые рубежи, отвечающие инновационному развитию отрасли и экономики государства.

С приветственным словом к участникам конференции обратился Сергей Иванов.

– 200-летие транспортного ведомства и образования на транспорте в России имеет межгосударственный резонанс,— отметил он. — Поэтому адресую свои поздравления всему мировому сообществу транспортников, в том числе находящимся в зале зарубежным гостям – представителям транспортных компаний, бизнеса, ведущим ученым и преподавателям вузов. Многие из вас получали высшее образование и защищали научные диссертации в стенах российских вузов транспорта.

Вице-премьер напомнил, что единый орган государственного управления всеми видами транспорта в России — Управление водяными и сухопутными сообщениями и первое отечественное учебное заведение транспорта — Институт корпуса инженеров путей сообщения были учреждены в один день — 20 ноября 1809 года Манифестом императора Александра I. Этот факт символизирует, что изначально подготовка кадров для транспорта была возведена в ранг государственной политики.

— Государство всегда рассматривало деятельность учебных заведений транспорта как мощный инструмент кадрового обеспечения поступательного движения транспортной отрасли и экономики страны, укрепления ее обороноспособности и международного авторитета, — отметил Сергей Иванов.

Министр образования и науки Андрей Фурсенко подчеркнул, что система транспортного образования с честью выдержала многочисленные испытания временем.

— Транспортное образование — одно из лучших в системе высшего и среднего образования России, — отметил Андрей Александрович. — Сегодня, как и два века назад, диплом об окончании транспортного вуза по праву высоко котируется, как в России, так и за рубежом.

Истории, сегодняшнему дню и перспективам развития транспортного образования был посвящен доклад министра транспорта РФ Игоря Левитина.

Он подчеркнул, что постоянный прогресс отрасли был бы немыслим без притока квалифицированных кадров, которые постоянно выходили из стен учебных заведений транспорта даже в самые суровые годы революционных потрясений, войн и послевоенной разрухи.

Отличительным признаком транспортного образования, по мнению Игоря Левитина, является сочетание серьезной фундаментальной подготовки, профессиональных знаний и практических навыков.

Министр подробно рассказал о реформе системы транспортного образования последних лет и наметил целевые ориентиры его дальнейшего развития.

— Мы ставим перед собой задачу по объединению образовательной, научной и инновационной деятельности в единый процесс с созданием учебно-научно-инновационных комплексов. Это позволит сконцентрировать научные и инновационные ресурсы для проведения масштабных научных исследований, укрепит и разовьет научные школы, систему подготовки научных и научно-педагогических кадров высшей категории, — подчеркнул Игорь Евгеньевич.

Итоги работы конференции были обобщены в резолюции, отметившей, что главная задача вузов транспорта — совершить при поддержке государства инновационный прорыв в образовательной и научной деятельности.

Формы этой поддержки были намечены на встрече ректоров вузов транспорта с Андреем Фурсенко и Игорем Левитиным.

Глава Минобрнауки высоко оценил первый в России опыт Минтранса РФ по созданию крупных интегрированных научно-образовательных структур — университетских и академических образовательных комплексов.

По мнению Андрея Александровича, формат вновь образованных структур должен обеспечить интеграцию научно-педагогического потенциала транспортной отрасли и опережающую непрерывную профессиональную подготовку кадров всех уровней.

В то же время министр считает, что эффективная деятельность образовательных комплексов Минтранса России во многом зависит от государства, и пообещал, что Минобрнауки РФ будет учитывать это при формировании государственной политики в области образования.

Ректорский корпус выразил большое удовлетворение от результатов проведенной встречи.

— Мы еще раз убедились в том, — считает Борис Лёвин, — что Минобрнауки РФ и лично Андрей Александрович Фурсенко, не только высоко оценивают деятельность вузов транспорта, но делают реальные шаги, чтобы вывести систему отраслевого образования на инновационный уровень, соответствующий современным требованиям, предъявляемым к учебным заведениям России Президентом и Правительством страны.

Речной транспорт

В XIX — начале XX вв. подготовку специалистов по эксплуатации речного и морского транспорта, осуществляли Петербургский институт инженеров путей сообщения и Императорское Московское инженерное училище (ИМИУ).

В первые годы существования Петербургского института корпуса инженеров путей сообщения вопросы гидравлики изучались в курсах механики и физики, а гидродинамики — высшей математики; к числу ведущих предметов относили также курс гидрографии Российской империи. В 1880-е гг. студенты института начали изучать «водостроительное искусство» (гидротехнику). Инженеры-строители, окончившие ИМИУ до первой российской революции, были заняты, в том числе, на службе в округах и управлениях водных путей в качестве начальников отделов, инспекторов судоходства, гидротехников.

В рамках принятого курса на индустриализацию СССР и необходимости профильной подготовки в 1930 году был открыт Ленинградский (ЛИИВТ) и в 1933 году — Горьковский (ГИИВТ) институты инженеров водного транспорта. ЛИИВТ был организован путем объединения водных факультетов Ленинградского института инженеров путей сообщения и Московского института инженеров транспорта.

До 1940 года ЛИИВТ и ГИИВТ выпустили 3840 инженеров. В годы Великой отечественной войны этими вузами было подготовлено более 1 тыс. инженеров.

Организация в 1951 году Новосибирского института инженеров водного транспорта (НИИВТ), в который влился водный факультет Томского политехнического института, была обусловлена развитием глубоководных речных систем страны с крупными водохранилищами в Сибири. В 1959 году ЛИИВТ был преобразован в Ленинградский институт водного транспорта (ЛИВТ).

В период с 1946 по 1960 гг. институты, готовившие специалистов для речного транспорта, выпустили 9860 инженеров. Данный период подготовки технических специалистов совпал с проектированием и строительством на речном флоте специализированных буксиров-толкачей, сухогрузных теплоходов внутреннего плавания, пассажирских речных судов для обслуживания туристских маршрутов.

В начале 1960-х гг. на речном флоте России начался период освоения смешанного вида перевозок «река-море» для перевалки грузов с речных судов на морские и обратно. Для реализации этих перевозок на судостроительных заводах было освоено строительство судов смешанного плавания. Соответственно, в 1966 г. в ГИИВТе, а в 1971 г. в ЛИВТе была начата подготовка инженеров по специальности «Судовождение на морских путях».

Развитие Московского транспортного узла и необходимость подготовки речников для центральных регионов страны обусловили открытие в 1966 г. Московского филиала ЛИВТа, а в 1980 г. — организацию Московского института инженеров водного транспорта (МИИВТ).

В период с 1966 по 1980 гг. высшие учебные заведения отрасли подготовили 33148 человек с высшим образованием для речного транспорта. В период с 1981 по 1985 гг. вузы Минречфлота РСФСР подготовили 14323 специалистов с высшим образованием. Они применяли знания, полученные в институтах, для создания в отрасли мелкосидящих буксиров-толкачей, судов грузового флота, предназначенных для перевозки 20-футовых контейнеров, навалочных и тарно-штучных грузов, теплоходов-рефрижераторов, барж третьего поколения.

В процессе приобретения в 1990-е гг. статуса академий и университетов перед вузами водного транспорта были поставлены задачи по подготовке специалистов для интер- и мультимодальных перевозок. В их числе 4 вуза транспорта: Волжская государственная академия водного транспорта (ВГАВТ), С.-Петербургский государственный университет водных коммуникаций (СПБГУ ВК), Московская государственная академия водного транспорта (МГАВТ) и Новосибирская государственная академия водного транспорта (НГАВТ).

Морской транспорт

Развитие морского транспорта в России обусловило создание в дореволюционный период мореходных училищ, в 1920-е гг. — морских техникумов, в 1940-е гг. — высших мореходных училищ по подготовке инженеров. В 1944 г. морские техникумы в Ленинграде и Владивостоке были реорганизованы, соответственно, в Ленинградское (ЛВМУ) и Владивостокское (ВВМУ) высшие мореходные училища. В 1954 г. Высшее арктическое морское училище им. адм. С.О. Макарова и Ленинградское высшее мореходное училище были объединены в Ленинградское высшее инженерное морское училище им. адм. С.О. Макарова (ЛВИМУ).

В 1958 г. ВВМУ было переименовано во Владивостокское высшее инженерное морское училище (ВВИМУ), в 1965 г. — в Дальневосточное высшее инженерное морское училище им. адм. Г.И. Невельского (ДВВИМУ).

Подготовка в морских училищах специалистов осуществлялась для создания нового морского торгового флота, реконструкции портов, применения конструкций из предварительно напряженного бетона при возведении и укреплении морских портовых сооружений, в зоне которых проходили наземные транспортные коммуникации. Во второй половине 1950-х гг. начали строить первые атомные ледоколы, суда на подводных крыльях, паротурбоходы и морские паромы для перевозки железнодорожных составов.

В 1960-1980-е гг. морские высшие учебные заведения готовили специалистов, которые проектировали новые погрузочно-разгрузочные площадки для грузовых судов нового поколения, конструкции причальных морских набережных из сборных бетонных и железобетонных элементов, процесс сборки которых был механизирован; создавали и обслуживали более мощный морской технический флот. Структура флота изменилась за счет сокращения числа универсальных судов и появления специализированных: ролкеров, контейнеровозов, пакетовозов. Выпускники морских вузов создавали дизель-электрические ледоколы.

В 1980-е гг. технические специалисты отрасли участвовали в строительстве атомных ледоколов, которые на практике доказали возможность интенсивной круглогодичной работы, и лихтеровозов.

В 1990-е гг. для освоения комплексных технологий эксплуатации путей сообщения потребовался новый формат знаний, получаемых будущими специалистами транспортных вузов, которые приобрели статус университетов и академий. В 1990 г. ЛВИМУ им. адм. С.О. Макарова было реорганизовано в Государственную морскую академию (ГМА) им. адм. С.О. Макарова. В 1991 г. ДВВИМУ было преобразовано в Дальневосточную государственную морскую академию (ДГМА) им. адм. Г.И. Невельского, а в 2001 г. — в Морской государственный университет (МГУ) им. адм. Г.И. Невельского. В 1992 г. Новороссийское высшее инженерное морское училище, организованное в 1975 г., приобрело статус Новороссийской государственной морской академии (НГМА), получив имя адм. Ф.Ф. Ушакова в 2005 г.

Железнодорожный транспорт

За период с 1811 по 1864 гг. Петербургский институт путей сообщения подготовил 1746 инженеров путей сообщения широкого профиля по проектированию, строительству и эксплуатации дорожных и гидротехнических сооружений. Получение специальностей «мосты и транспортные тоннели» — с 1809 г. и «строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство» — с 1836 г. позволило значительной части выпускников вуза проводить изыскания, проектировать, строить и эксплуатировать железные дороги.

2487 выпускников Петербургского института инженеров путей сообщения, подготовленных за период с 1865 по 1900 гг., занимались организацией эксплуатации на железнодорожном транспорте передвижных паровых автомобилей для гидронасосов, лесопильных, камнедробильных и других механизмов, а также геодезических приборов, в начале XX в. — паровых экскаваторов.

В период с 1900 по 1916 гг. в железнодорожных институтах было подготовлено 2362 инженера путей сообщения и 682 инженера-строителя. Они активно внедряли такие новшества, как взрывной способ разработки грунта, возведение значительного количества сложных искусственных сооружений, широкое внедрение электрооборудования и электроинструментов, использование теплоизоляционного слоя при постройке тоннелей.

С 1810 по 1924 гг. выпускники ПИИПСа и ИМИУ-МИИПСа получали диплом широкого профиля — инженер путей сообщения. В 1925 г. были выпущены специалисты пяти ведущих железнодорожных специальностей, в том числе «строительство железных дорог», «мосты и тоннели», «эксплуатация железных дорог», «паровозное хозяйство», «электротехника». Состоялся также первый выпуск по специальностям «дорожное строительство», «водный транспорт и гидротехнические сооружения», «инженер воздушного транспорта».

В 1920–30-е гг. в ходе восстановления и индустриализации народного хозяйства потребовались новые кадры для железнодорожного транспорта. Поэтому в 1929 г. был создан Ростовский институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1993 г. Ростовский государственный университет путей сообщения (РГУПС)); в 1930 г. — Сибирский институт инженеров транспорта (в г. Томске), с 1997 г. — Омский государственный университет путей сообщения (ОмГУПС); Московский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1954 г. в составе Московского института инженеров транспорта (МИИТ), ныне Московского государственного университета путей сообщения); в 1932 г. — Новосибирский институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1997 г. Сибирский государственный университет путей сообщения (СГУПС)); в 1939 г. — Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1997 г. Дальневосточный государственный университет путей сообщения (ДвГУПС).

В период с 1918 по 1941 гг. в ходе возведения железных дорог специалистами, подготовленными в железнодорожных институтах, были внедрены такие технические новшества, как аэрофотосъемка для изысканий трасс, железобетонные конструкции мостов и труб, новые путевые и дорожные машины; новые технологии сварки рельсов в плети, гидромеханический способ разработки грунта, скоростной поточный метод строительства, а также введена научная организация труда.

Послевоенное восстановление и развитие железнодорожного транспорта обусловило открытие региональных отраслевых вузов, новых специальностей и форм обучения. Поэтому в 1948 г. был создан Московский транспортно-экономический институт (с 1958 г. в составе МИИТ); в 1951 г. — Всесоюзный заочный институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1995 г. — Российский государственный открытый технический университет путей сообщения, с 2009 г. в составе МИИТ); в 1956 г. — Уральский электромеханический институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1999 г. — Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС).

Открытие новых вузов железнодорожного транспорта в 1970-е гг. было связано с размахом железнодорожного строительства. Были организованы: в 1973 г. — Куйбышевский институт инженеров железнодорожного транспорта (с 1992 г. — Самарский институт инженеров железнодорожного транспорта, с 2002 г. Самарская государственная академия путей сообщения, с 2007 г. — Самарский государственный университет путей сообщения (СамГУПС); в 1975 г. — Иркутский институт инженеров железнодорожного транспорта (с 2002 г. — Иркутский государственный университет путей сообщения (ИрГУПС), а также Днепропетровский, Харьковский, Тбилисский, Ташкентский, Алма-Атинский, Белорусский железнодорожные институты в союзных республиках.

В 1917-1990 гг. выпуск специалистов из пятнадцати вузов отрасли составил около 505 тыс. чел. За 1991-2000 гг. вузами МПС России было подготовлено 976 тыс. молодых специалистов по 27 специальностям. В настоящее время общий контингент студентов железнодорожных вузов составляет свыше 210 тыс. человек, в том числе обучающихся по программам высшего профессионального образования (ВПО) — более 130 тыс. человек, по программам среднего профессионального образования (СПО) — около 80 тыс. человек. Подготовка кадров ведется более чем по 70 специальностям ВПО и 28 специальностям СПО.

Автодорожный транспорт

В дореволюционный период подготовка специалистов для дорожного хозяйства велась в Петербургском и Московском институтах инженеров путей сообщения.

Создание в начале 1930-х гг. автомобильно-дорожных институтов в стране было обусловлено необходимостью подготовки специалистов с высшим образованием по эксплуатации автодорожного хозяйства. В их числе Московский автомобильно-дорожный институт (МАДИ), организованный на базе автодорожного факультета МИИТ и Высшей автодорожной школы Цудортранса» в 1930 г, а также Ленинградский (ЛАДИ), Саратовский (САДИ), Омский (СибАДИ) и Харьковский (ХАДИ) автодорожные институты.

В 1920-1930-е гг. специалисты, подготовленные в автодорожных институтах, строили грунтовые дороги по двенадцатипроходной схеме профилирования земляного полотна тяжелыми грейдерами, разрабатывали новые дорожные стройматериалы и осуществляли серийное производство автодорожной техники.

В 1960-1980-е гг. автодорожные вузы обучали студентов технологиям применения бетонного дорожного покрытия с повышенным содержанием щебня либо керамдора (обожженная глина) для создания сдвигоустойчивого каркаса окружных, притрассовых и автомобильных дорог с твердым покрытием, проектированию трасс на отрезках с учетом пространственной плавности и ландшафта.

Широкий профиль образования, предоставляемый выпускникам, позволил МАДИ получить статус технического университета в 1992 г. и государственного технического университета МАДИ (государственный технический университет) — в 2001 г.

Авиационный транспорт

В середине 1920-х гг. были заложены основы воздушно-транспортной системы РСФСР и союзных республик. Вместо обществ воздушных сообщений, работавших на концессионной и акционерной основе, было создано Главное управление гражданского воздушного флота с присвоением наименования «Аэрофлот».

В 1955 г. для эксплуатации воздушного транспорта в Ленинграде было открыто Высшее авиационное училище гражданского воздушного флота (ВАУ ГВФ), реорганизованное в 1971 г. в Академию гражданской авиации и получившее наименование «Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации» в 2005 г. Подготовка специалистов нового поколения для эксплуатации гражданской авиации шла усиленными темпами, т.к. к началу 1950-х гг. протяженность воздушных линий составила 300 тыс. км. В середине XX в. в СССР были созданы новые самолеты Ил-18, Ан-10, Ан-24 и ТУ-114.

В 1971 г. был организован Московский институт инженеров гражданской авиации (МИИГА), с 1993 г. — Московский государственный технический университет гражданской авиации (МГТУ ГА). Вузы гражданской авиации расширяли прием студентов, т.к. к началу 1970-х гг. протяженность авиалиний возросла до 772 тыс. км, объем пассажирских перевозок составил 71,4 млн., площадь обработанных угодий - 83,33 млн. га, перевозка грузов — 1,5 млн. тонн.

Возросшие объемы авиационных перевозок в стране обусловили создание в 1992 г. Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (института).

Подготовленные специалисты с высшим образованием по эксплуатации воздушного транспорта, в том числе в МГТУ ГА — 18 тыс. человек, в Ульяновском высшем авиационном училище гражданской авиации (институте) — 2378 человек — внесли значительный вклад в превращение гражданской авиации в многоцелевую отрасль народного хозяйства.

Коренная модернизация транспортной отрасли, начавшаяся в середине 1990-х гг., обусловила внедрение прогрессивных организационных и управленческих процессов на транспорте, а также интеграцию деятельности вузов различных видов транспорта.

Начало объединению транспортных вузов было положено в 1992 г. созданием Ассоциации вузов железнодорожного транспорта. С целью более эффективного кадрового и научного обеспечения Транспортной Стратегии России Ассоциация вузов железнодорожного транспорта в октябре 2005 г. преобразована в Ассоциацию вузов транспорта. Новое ассоциативное объединение охватило все вузы отрасли, независимо от их ведомственного подчинения. За двухвековую историю транспортного образования России такое объединение было создано впервые.

Членами Ассоциации является 21 высшее учебное заведение России, в том числе 19 вузов Министерства транспорта РФ, которые находятся, соответственно, в ведении федеральных агентств морского и речного транспорта, воздушного флота и железнодорожного транспорта. В их числе: Волжская государственная академия водного транспорта, Государственная морская академия им. адм. С.О. Макарова, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Иркутский государственный университет путей сообщения, Морская государственная академия им. адм. Ф.Ф.Ушакова, Морской государственный университет им. адм. Г.И. Невельского, Московская государственная академия водного транспорта, Московский государственный технический университет гражданской авиации, Московский государственный университет путей сообщения, Новосибирская государственная академия водного транспорта, Омский государственный университет путей сообщения, Петербургский государственный университет путей сообщения, Ростовский государственный университет путей сообщения, Самарский государственный университет путей сообщения, Санкт-Петербургский государственный университет водных коммуникаций, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Сибирский государственный университет путей сообщения, Ульяновское высшее авиационное училище гражданской авиации (институт), Уральский государственный университет путей сообщения и 2 вуза Министерства образования и науки РФ: Московский автомобильно-дорожный институт (государственный технический университет) и Московский государственный университет геодезии и картографии.

В 2005-2009 гг. под руководством Минтранса России проведена модернизация системы транспортного образования. За счет вертикальной и горизонтальной интеграции 20 вузов и 82 техникумов и колледжей создано 19 крупных научно-педагогических центров — университетских и академических образовательных комплексов. Это позволило интегрировать научно-педагогический потенциал учебных заведений отрасли, повысить престиж транспортных учебных заведений в регионах, обеспечить непрерывность подготовки кадров, развивать систему довузовского профессионального образования, укрепить партнерство вузов с профильными предприятиями.

На снимках: на праздновании 200-летия транспортного образования ректор МИИТа Борис Лёвин и премьер министр Сергей Иванов; министр образования и науки Андрей Фурсенко и министр транспорта Игорь Левитин; (справа налево): ректор Петербургского государственного университета путей сообщения Валерий Ковалёв и ректор Ростовского государственного университета путей сообщения, академик РАН Владимир Колесников; (справа налево) ректор Сибирского государственного университета путей сообщения Владимир Верескун, ректор Ульяновского высшего авиационного училища гражданской авиации (института) Сергей Краснов; (справа налево) ректор Московской государственной академии водного транспорта Борис Новосельцев и ректор МИИТа Борис Лёвин.

Фото Марии Диденко

Источник: Газета "Вузовский вестник", № 22