Российским старшеклассникам придется в обязательном порядке читать "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына. По решению Минобрнауки этот роман включен в школьную программу. Эксперты и учителя спорят, не окажется ли это произведение слишком сложным для школьников.

Роман Александра Солженицына "Архипелаг ГУЛАГ" официально включен в школьную программу по русской литературе. Соответствующий приказ подписал глава Министерства образования и науки РФ Андрей Фурсенко.

Таким образом, как сообщает РИА Новости , изучение фрагментов романа становится обязательным для всех российских школьников. До сих пор "Архипелаг ГУЛАГ" изучали только в профильных школах, а изучение творческого наследия Солженицына в рамках школьного образования сводилось к прочтению рассказа "Матренин двор" и повести "Один день Ивана Денисовича".

Кроме этого, Минобрнауки рекомендовало школам рассматривать творческое наследие писателя на уроках литературы, на уроках русского языка и развития речи, а также более глубоко изучать жизненный путь и историко-культурное наследие Солженицына в курсе отечественной истории. Как говорится в сообщении министерства, соответствующие рекомендации были разосланы по российским школам 4 сентября.

ОПРОС
Считаете ли вы, что "Архипелаг ГУЛАГ" необходимо изучать в школах? Да, в обязательном порядке Да, обзорно Нет Проголосовать

Минобрнауки пошел против воли Солженицыной

Возможность включения "Архипелага ГУЛАГа" в школьную программу обсуждалась на встрече вдовы писателя Натальи Солженицыной и премьер-министром Владимиром Путиным 28 июля 2009 года, за несколько дней до годовщины смерти автора . Но тогда Солженицына высказалась против изучения романа в школах. По ее словам, обязательное изучение в школах тома "Архипелага ГУЛАГа" является "нереалистичным" и может вызвать протесты.

Солженицына отметила, что достаточно будет знакомиться с произведением обзорно. Кроме этого, она сообщила, что хочет подготовить на русском языке сокращенное издание "Архипелага ГУЛАГа", подобное тому, что вышло на Западе – в одном томе вместо трех.

"У детей нет житейского опыта, чтобы понять произведение"

Преподаватель русского языка и литературы одной из московских школ Татьяна Дурыгина сообщила корреспонденту GZT .RU , что в их школе еще не слышали про новый приказ Минобрнауки. Тем не менее, решение ведомства о включении "Архипелага ГУЛАГа" в обязательную школьную программу вызвало у преподавателя опасения.

Наталья Солженицына высказалась против включения "Архипелага ГУЛАГа" в школьную программу. На встрече с Владимиром Путиным 28 июля 2009 года. © РИА Новости

"Программа и так перенасыщена. Для детей это произведение, даже если читать его фрагментами, – крайне сложное. Далеко не всякому взрослому оно по силам, и вряд ли школьники в силу отсутствия житейского опыта смогут его понять", – считает Дурыгина. Кроме этого, она отметила, что "Архипелаг ГУЛАГ" является не художественным, а, скорее, документальным произведением.

Дурыгина добавила, что сейчас преподаватели литературы в любом случае обзорно знакомят учеников с основным содержанием романа. В то же время она отметила, что обязательного требования изучать "Архипелаг ГУЛАГ" в школе еще не было.

"Программа не является жестко установленным документом и позволяет вносить изменения примерно на 15-30%. Как правило, учитель сам делает выбор, какое именно произведение автора рассматривать на уроках, и рекомендует его к прочтению, – рассказала преподавательница. – Но я бы вообще не советовала детям читать это произведение".

"Архипелаг ГУЛАГ" не сложнее, чем "Война и Мир"

Член комиссии Общественной палаты по образованию и науке Ефим Рачевский отметил, что на уроках литературы школьники рассматривают произведения разных жанров.

"У нас нет курса "Художественная литература", – заявил эксперт корреспонденту GZT .RU . – "Архипелаг ГУЛАГ" – это сложное произведение, которое сочетает в себе много жанровых подходов. Пусть учатся читать публицистику".

Альтернативный учебник В феврале 2009 года стало известно, что в Санкт-Петербурге готовится пособие по изучению русской литературы 19-20 веков, в котором известные современные писатели выскажут свое мнение об авторах, изучение творчества которых входит в школьную программу. Читать далее

Рачевский считает, что ничего страшного для школьников в романе Солженицына нет.

"Если знать элементарный исторический контекст, то в "Архипелаге ГУЛАГе" не окажется ничего сложного, – заявил эксперт корреспонденту GZT .RU . – Кто сказал, что "Война и Мир" проще, чем "Архипелаг ГУЛАГ"? На мой взгляд, Солженицын писал не сложнее, чем Лев Толстой или Федор Достоевский. "Литераторы" просто привыкли делать все по упрощенной схеме, так что пусть берутся за книги и учатся преподавать".

"Архипелаг ГУЛАГ" вызовет раздвоение в головах школьников"

Между тем, президент Всероссийского фонда образования Сергей Комков считает, что в случае включения "Архипелага ГУЛАГа" в обязательную программу может возникнуть довольно странная ситуация.

"Когда обсуждался этот проект, все эксперты высказывали опасения о том, что в голове старшеклассников возникнет некое раздвоение, – сообщил Комков. – Курс новейшей истории России, в отношении которого недавно велись серьезные споры , рассказывает о периоде сталинского правления как о периоде становления российской государственности. И Сталин обозначен в этом периоде как успешный управленец, благодаря которому произошло укрепление государства и его позиций на международной арене. "Архипелаг ГУЛАГ" же рассказывает о совершенно другой стороне сталинского периода. В романе период его правления описывается как время жесточайшего нарушения прав людей, репрессий, совершенно неоправданных ничем, кроме как личными амбициями и личными опасениями вождя".

Таким образом, по словам эксперта, в школах сложится ситуация, при которой на уроках истории будут преподавать одно, а на уроках литературы – другое.

"С литературной, публицистической и исторической точки зрения это произведение имеет очень важное значение, – добавил президент Фонда образования. – Но несбалансированность между двумя основными гуманитарными дисциплинами, которые по-разному трактуют историю, может привести к несоответствиям в знаниях".
Источник: mail@gzt.ru (Юлия Котова )