Российский университет транспорта 28 мая стал площадкой для пятого заседания круглого стола Президиума Российского общества историков транспорта. Темой встречи стало «Метро Победы: 90 лет Московского метрополитена в истории Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.».

С приветственным словом выступил ректор РУТ Александр Климов, который отметил важность проведения мероприятий, посвященных Великой Отечественной войне, и значимой роли транспорта в Великой победе.

Председатель Правления Российского исторического общества Руслан Гагкуев отметил, что само строительство метро, которое велось ударными темпами, стало значимым историческим событием, подвигом всех метростроевцев: «С момента открытия метрополитена в мае 1935 года метро стало действительно неотъемлемой частью жизни нашей столицы, буквально впитало в себя все события новейшей отечественной истории. Конечно, совершенно особую роль подземка сыграла в годы Великой Отечественной войны. В её наиболее тяжёлый период, когда нацисты стояли на подступах к нашей столице, станции метрополитена оставались своеобразными островками безопасности — местами, где можно было укрыться от авианалётов, сходить в магазин или библиотеку, получить медицинскую помощь». По словам председателя Правления РИО, сегодня метро является не только важнейшей транспортной артерией, но и ценным историческим памятником, который ежегодно привлекает как профессиональных исследователей, так и сотни тысяч туристов со всех концов мира.

В заседании приняли участие депутат Московской городской Думы Сабина Цветкова, представители ведущих научных организаций, музеев, образовательных учреждений и архивных служб. С докладами выступили эксперты в области истории транспорта, преподаватели и исследователи.

Участники обсудили вклад Московского метрополитена в обеспечение бесперебойной работы столицы в годы Великой Отечественной войны. Архивные материалы и исследования, представленные докладчиками, были посвящены многим темам: истории строительства метрополитена, его вехам развития, использованию станций и тоннелей как бомбоубежищ, техническим особенностям строительства метро в условиях военного времени. Особое внимание уделили легендарному «Женскому поезду имени 8 Марта», впервые вышедшему на линию в 1942 году.

О важной миссии РУТ по подготовке кадров для метростроения напомнила доцент кафедры истории Анастасия Танцевова. В своем докладе она упомянула малоизвестные факты о создании в 1933 году факультета метростроения и работе кафедры «Тоннели и метрополитены», которую в 1934 году возглавил руководитель Метропроекта профессор Виктор Николаи. Вуз готовил специалистов по ключевым направлениям: гидроизоляция тоннелей, вентиляция, бетонные работы.

Среди выпускников Российского университета транспорта — выдающиеся инженеры, внёсшие значительный вклад в развитие метрополитена. Например, в 1946 году окончила вуз Татьяна Фёдорова, Герой социалистического труда и первая женщина, возглавившая строительство московского метро. Проведение круглых столов РОИТ стало важной частью просветительской и научной деятельности РУТ, объединяя представителей академического сообщества, отрасли и общественных организаций для изучения истории транспорта России.

Источник: Центр по связям с общественностью