В Российском университете транспорта 28 ноября прошла III Всероссийская научно-практическая конференция «Автономное судовождение-2024». Участники обсудили ключевые вопросы развития автономного судоходства: проблемы и перспективы внедрения технологий, нормативное регулирование, а также эксплуатацию автономных судов морского и внутреннего плавания.

В мероприятии приняли участие представители Министерства транспорта РФ, ведущих компаний отрасли и профильных университетов. Среди них — «Моринформсистема-Агат», «Ситроникс КТ», «Росморпорт», Российский морской регистр судоходства. Свой вклад внесли и ведущие вузы страны: РУТ, ГМУ им. адмирала Ушакова, МГУ им. адмирала Невельского и другие. Представители Китая, Индии и Вьетнама подключились онлайн и поделились опытом применения технологий автономного судоходства в своих странах.

Конференцию открыл ректор РУТ Александр Климов. В своем выступлении он отметил: «Мы рады видеть в стенах нашего университета экспертов, которые двигают отрасль вперед. Сегодня особенно важно выстроить курс на технологическое лидерство. Автономное судоходство — это не вопрос "если", а вопрос "когда". Эти технологии станут ключом к повышению безопасности и эффективности транспортной отрасли. Университет готов быть центром подготовки кадров и создания новых решений в этой области».

С приветственным словом также выступил Виталий Клюев, директор Департамента государственной политики в области морского и речного транспорта Минтранса РФ. Он подчеркнул значимость консолидации усилий участников отрасли для ускоренного внедрения технологий и поблагодарил РУТ за организацию площадки для таких дискуссий. Виталий Клюев представил доклад «Формирование подходов к правовому регулированию эксплуатации автономных судов». В нем он рассказал о принципах и задачах нормативного регулирования этой сферы.

Конференция была разделена на три тематических блока:

  • Страновые инициативы в области МАНС в России и за рубежом.
  • Технологические достижения в развитии МАНС.
  • Подготовка кадров и кибербезопасность МАНС.

Особое внимание участников привлекли выступления зарубежных спикеров. Директор Колледжа интеллектуальных системных наук и инженерии Харбинского инженерного университета Цай Чэнтао рассказал о внедрении умных судов в Китае. Он представил научно-экспериментальное судно «Дельфин 1», оснащенное технологиями цифрового двойника и искусственного интеллекта: «Такое судно может служить как исследовательская автономная платформа для тестирования интеллектуальных технологий или как мобильная морская лаборатория», — отметил господин Чэнтао.

Своим опытом поделились и представители Indian Maritime University (Индия) и Vietnam Maritime University (Вьетнам), которые рассказали о внедрении автономного судоходства в своих странах.

Конференция стала важным шагом в обсуждении будущего отрасли, укрепив диалог между странами и заложив основы для дальнейшего технологического развития.