В Российской академии наук 18 июня прошла научно-практическая конференция Минтранса России и РАН, посвященная 150-летию со дня рождения великого русского ученого-транспортника Владимира Николаевича Образцова. Конференция состоялась при поддержке Российского университета транспорта.

Конференцию открыл заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Виталий Савельев. Он зачитал приветствие участникам мероприятия премьер-министра РФ Михаила Мишустина.

«Особую признательность хочу выразить работникам отрасли, тем, кто сохранил и приумножил наследие и достижения Владимира Николаевича Образцова, за ответственное отношение к делу, мастерство и преданность призванию. Благодаря вашему ежедневному самоотверженному труду укрепляется экономика и технологический суверенитет России, улучшается качество жизни миллионов людей», — говорится в обращении.

На пленарном заседании главной темой стало развитие современного транспортного комплекса, отраслевой науки и образовании через идеи и проекты академика Владимира Образцова.

Президент РАН академик Геннадий Красников указал на эффективность взаимодействия представителей академической, отраслевой и вузовской наук по ключевым направлениям фундаментальных научных исследований и прикладных разработок для достижения целей устойчивого развития транспортного комплекса.

«Стратегия научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденная Указом Президента России, определяет актуальные задачи, стоящие перед транспортной отраслью. Одна из ключевых задач — повышение уровня связанности территории Российской Федерации путем создания интеллектуальных транспортных, энергетических и телекоммуникационных систем, а также занятия и удержания лидерских позиций в создании международных транспортно-логистических систем, освоении и использовании космического и воздушного пространства, Мирового океана, Арктики и Антарктики».

Геннадий Красников также сделал акцент на том, что нужно уделять особое внимание качественной подготовке кадров, укреплению научного потенциала в самой транспортной сфере.

Статс-секретарь – заместитель министра транспорта Российской Федерации Дмитрий Зверев отметил вклад Владимира Образцова в развитие транспорта. Он сделал акцент на том, что ученый заложил основы и создал фундаментальные работы, благодаря его идеям сегодня реализуются крупнейшие проекты развития опорной транспортной сети. И сегодняшние новые вызовы — технологическое развитие и обеспечение транспорта высококвалифицированными кадрами — требуют масштабирования научной деятельности и выхода на более высокий уровень.

Замминистра транспорта вывел следующие ключевые задачи: подготовка специалистов на базе новейших достижениях науки и технологии, акцент на качественный отбор абитуриентов и расширение подходов к преподаванию. Также транспортным вузам необходимо усилить взаимодействие по предоставлению экспертизы и подготовке исследовательских работ с транспортными компаниями и регионами: «Исследования вузов должны давать быструю отдачу, особенно в части повышения производительности труда в транспортных компаниях».

Также Дмитрий Зверев отметил, что переход транспорта на отечественные разработки требует от вузов увеличения количества регистрируемых результатов интеллектуальной деятельности. И в том числе важные задачи – создание и развитие существующих отраслевых центров компетенций по важнейшим направлениям технологической трансформации транспортной отрасли и совместная работа по научной экспертизе и сопровождению кадров с Российской академией наук: «Хорошим примером является совместная работа ученых Российской академии наук и Российского университета транспорта о влиянии изменения климата и других природных явлений на транспортную инфраструктуру».

Тему стратегии научно-технологичного развития продолжил заместитель министра науки и высшего образования Российской Федерации Денис Секиринский, в частности о «квалифицированном заказчике». Он отметил, что транспортная отрасль является для науки и образования одним из самых квалифицированных заказчиков. Как успешный пример практики совместной работы он привел программу поддержки университетов «Приоритет 2030», участниками которой являются 4 транспортных вуза, в том числе Российский университет транспорта.

«Мы реализуем ряд проектов, связанных с молодежными лабораториями. Напомню, что у нас сегодня одна из самых молодых наук в мире, почти каждый второй моложе 40 лет. Этот показатель увеличился за последние 20 лет более чем в 1,5 раза», – сказал замминистра.

Заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов рассказал, как в компании реализуются идеи Образцова, в частности технологическое развитие железнодорожной инфраструктуры и усиление взаимодействия с транспортными вузами по научным исследованиям и практикам. В том числе спикер сделал акцент на развитии детских железных дорог, у истоков строительства которых стоял академик Владимир Образцов.

Президент Российской академии транспорта Александр Мишарин в своей речи поднял тему потенциала транспортной науки и научных транспортных решений, которые находят своё применение в других отраслях. Спикер обратил внимание на то, что результат технологического развития страны определяется эффективностью всей системы взаимодействия вузов, научных организаций, бизнеса и государства.

Бывший министр путей сообщения Российской Федерации и первый президент ОАО «РЖД» Геннадий Фадеев поддержал современные государственные инициативы, внимание которых сегодня обращено в сторону науки в области транспорта. Он отметил важность развития собственного отечественного производства, преимущественно скоростного и высокоскоростного железнодорожного сообщения.

Первый заместитель руководителя Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Роман Латыпов рассказал участникам конференции, как идеи Владимира Образцова по комплексному развитию Москвы сейчас реализуются в столице. Спикер обратил внимание на то, что утверждённая мэром города стратегия транспортного комплекса до 2030 года связывает все виды транспорта, включая проекты МЦК и МЦД, и железная дорога, по идеям Владимира Образцова, стала частью городского транспорта. Он также отметил, что стратегия реализуется на научном подходе при содействии учёных Российского университета транспорта.

В завершении пленарного заседания выступил директор Административного департамента Минтранса России профессор РАН Константин Пашков с докладом «Научное наследие В.Н. Образцова». Он рассказал об основных трудах ученого и отметил, что Владимир Образцов в своих работах предвосхитил создание многих современных транспортных проектов: «Хочу в первую очередь обратиться к студентам. Я хочу призвать вас к тому, чтобы вы подумали про Образцова, что он не прошлое, он настоящее, которое ведёт нас к новым решениям, к новым транспортным задачам».

На секции научных докладов прозвучали выступления академиков РАН о компьютерном моделировании системы организации воздушного движения, принципов построения космической системы мониторинга транспорта, экологии наземного транспорта, анализа рисков изменения климата и природных воздействий на транспортную инфраструктуру. С докладом об автономном судовождении выступил проректор Российского университета транспорта Сергей Соколов.

Итоги конференции подвел ректор Российского университета транспорта Александр Климов. Он выступил с предложениями по совместной работе образовательного и научного сообществ — расширение практики проектов университетов и РАН, усиление взаимной работы по интеллектуальным транспортным системам, включая автономные транспортные средства, а также привлечение ученых из транспортных университетов в экспертизу ключевых научных исследований по транспорту и продолжение развития и подготовки молодых ученых в транспортной отрасли.

Мероприятие завершилось праздничным концертом Государственного академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского, дирижер Алексей Рубин.

Источник: Центр по связям с общественностью