Ежегодно во второе воскресенье августа в нашей стране отмечают День строителя. В преддверии праздника корреспондент «Инженера транспорта» встретился с директором Института пути, строительства и сооружений Таисией Шепитько и узнал, какими профессиональными качествами должен обладать современный строитель, куда идут работать выпускники ИПСС и почему профессия строителя остается привлекательной для нового поколения студентов.

Расскажите, существуют ли в ИПСС какие-нибудь традиции, приуроченные к Дню строителя?

– Пользуясь случаем, я поздравляю своих коллег с профессиональным праздником – Днем строителя, созидателя! Желаю крепкого здоровья, семейного благополучия, профессиональных успехов на благо института, университета, строительной и транспортной отраслей.

Этот праздник приходится на время каникул, поэтому массовых мероприятий мы не проводим, но вспоминаем о наших выпускниках, ветеранах отрасли, коллегах, поздравляем друг друга. Наши внешние коллеги тоже всегда присоединяются к поздравлениям.

К примеру, наши коллеги из компании «Ямалтрансстрой», построившей железную дорогу на Ямале. Наши студенты и преподаватели работали на этой линии. Преподаватели выполняли научное сопровождение, экспертизу проекта будущего, а потом и настоящего строительства. А студенты работали в студенческом строительном отряде. Как раз в этом году новый студенческий отряд «Ямал» поехал в Иркутскую область, где строится железная дорога, чтобы обеспечивать транспортным сообщением стройку «Сила Сибири – 2».

С компанией «Ямалтрансстрой» у нас крепкие партнерские отношения. Генеральный директор компании Игорь Владимирович Нак – наш выпускник, он принимает участие в наших профориентационных мероприятиях, выступает перед студентами, читает лекции.

Расскажите подробнее про стройотряды. Вашим ребятам за последние 20 лет удалось принять участие в легендарных стройках на территории России.

– Ежегодно мы формируем 6–7 стройотрядов, и все они знаковые. В 2014 году ребята ездили на строительство олимпийских объектов, потом 3 года работали на возведении Крымского моста. А до этого – трудились на строительстве моста на острове Русский на Дальнем Востоке. Совсем недавно был создан отряд «Высота», который занимается строительством объектов в Москве. И, конечно, ежегодно мы работаем в метрополитене. В этом году в составе отрядов около 300 студентов, преимущественно второкурсников и третьекурсников.

В одном из интервью «Инженеру транспорта» Вы рассказывали про свою династию. Про то, что сами окончили строительную специальность в РУТ (МИИТ). Вы выбрали специальность из-за династии, или были и другие предпосылки?

– Прежде всего, из-за династии, да. Молодому человеку сложно сориентироваться. Лучше, чтобы кто-то подсказал и задал нужную траекторию. Конечно, не всегда путь династии может оказаться для тебя «тем самым», но если он тебе подошел, то дальше все получится.

Как вы думаете, почему сегодня абитуриенты выбирают профессию строителя?

– Мы ведь знаем, что во все времена «строили, строят и будут строить». Это ясно не только нам, но и родителям наших абитуриентов. Наши выпускники не останутся без работы вне зависимости от условий и ситуации в стране. К примеру, сейчас нужно восстанавливать гражданские, промышленные, транспортные объекты, мосты и тоннели в ДНР и ЛНР, развивать транспортную инфраструктуру в Арктике. Наши выпускники готовы это делать.

Современная стройка – это не только устоявшиеся, но и новые технологии. Какими качествами должен обладать современный строитель? И как в ИПСС готовят будущих специалистов?

– Обучение ведется по образовательным программам, разработанным для обеспечения качественного проектирования, строительства и эксплуатации транспортных, промышленных и гражданских объектов. «Три кита», на которых стоит классическое инженерное образование, – это теоретическая и строительная механика, сопротивление материалов. Для мостовиков дополнительно преподаем динамику сооружений, теорию упругости. Безусловно, высокий уровень инженерной подготовки достигается, если студент посещает занятия и выполняет задания, которые требуются. Современный инженер должен знать информационные технологии, уметь пользоваться программами для проектирования и мониторинга состояния объектов, интерпретировать получаемые результаты. Ребята не только изучают новые программы, но и программируют сами. 3D-модели исторических корпусов РУТ (МИИТ), включая 7-й корпус, например, были спроектированы нашими студентами – выпускниками. Ряд расчетных программ по конечно-элементному анализу транспортных сооружений разработаны, официально зарегистрированы и используются нашими преподавателями и аспирантами кафедры САПР.

Преподаются ли новые технологии, BIM-технологии в ИПСС или образовательные программы подготовки строителей придерживаются традиционных основ?

– В ИПСС читаются курсы по BIM-проектированию последние 15 лет. Наши преподаватели начали работать и преподавать в Академии «Высшая инженерная школа». В прошлогоднем Международном чемпионате по строительству в Сочи, организованном «Росатомом», магистрант кафедры САПР Светлана Артемова заняла второе место в личном зачете, получив все призы за лучшее техническое исполнение конкурсного проекта, а также сертификат на обучение от ассоциации buildingSMART Russia. На таких чемпионатах решаются задачи как в области промышленного и гражданского строительства, так и строительства автомобильных дорог. Мы частые призеры чемпионатов, в том числе «Российской олимпиады по строительству».

Ежегодно проводятся олимпиады по сопротивлению материалов. Cначала проходит этап внутри института, потом московский отбор, а затем российский уровень. Подготовкой студентов к этим олимпиадам много лет успешно занимается профессор Юрий Иванович Романов с кафедры «Строительная механика». Ему несколько последних лет помогает Максим Геннадьевич Рюмин с кафедры «Автомобильные дороги, аэродромы, основания и фундаменты». Олимпиады – это хорошо, они показывают, что РУТ (МИИТ) готовит высококлассных инженеров.

В 2021 году в нашем университете была запущена проектная деятельность. Как проектное обучение влияет на подготовку будущих строителей?

– Каждая кафедра в конце года презентовала свои лучшие проекты. Это было достаточно интересно. Ребята попробовали свои силы и готовы взяться за реальные проекты. Сейчас поступил заказ на подготовку проекта реального коттеджа. Верю, что у ребят получится выполнить его на достойном уровне. Роль заказчиков могут играть и кафедры. К примеру, кафедра «Проектирование и строительство железных дорог» выступила в 2021/22 учебном году заказчиком у студентов – строителей железных дорог. Они под руководством доцента Игоря Александровича Артюшенко сделали макеты фрагментов поперечных профилей земляного полотна с использованием разных способов усиления слабого основания, которые будут использоваться в учебном процессе. В следующем семестре эти макеты будут реализованы студентами в виде 3D-моделей.

Существуют ли в ИПСС уникальные программы обучения?

– Да, у нас проходили авторские классы с углубленным изучением компетенций, связанных с транспортными сооружениями в арктической зоне Российской Федерации. Сейчас мы включили эту часть в основной лекционный курс. Несколько авторских классов были подготовлены по заказу ОАО «РЖД» с углубленным изучением вопросов проектирования, строительства и эксплуатации ВСМ.

На кафедре «Транспортное строительство в экстремальных условиях» сотрудники АО «Ямалтрансстрой» читают лекции нашим студентам. Это высокопрофессиональные практические инженеры, многие из них – выпускники ИПСС разных лет, которые работают в области строительства мостов, земляного полотна железнодорожного пути и автомобильных дорог в экстремальных условиях арктической зоны. В 2020-2021 годах ученые ИПСС были приглашены к участию в четырех этапах совместной с Русским географическим обществом Трансполярной экспедиции. Ее целью было формирование возможных вариантов развития Северного широтного хода (Салехард – Надым – Коротчаево) на восток до Игарки и далее на север до Норильска и Дудинки. В ходе экспедиций нами обустроена мониторинговая сеть, включающая 22 геотермических скважины в Норильском промышленном регионе, где на сегодняшний день железные дороги отсутствуют. Это огромное пространство от Уренгоя и Игарки на востоке и до Норильска и Дудинки на севере. Здесь обустроены и функционируют несколько серьезных месторождений. Нами ведутся наблюдения за состоянием многолетнемерзлых грунтов основания, отбор проб и испытание этих грунтов, формируются варианты развития СШХ в этом регионе. Такие места катастрофически нуждаются в постоянном надежном транспортном сообщении.

В этом году в рамках сотрудничества с РГО меня пригласили на Петербургский международный экономический форум. Своим выступлением мне хотелось на основе конкретных данных и с использованием созданной нами геомониторинговой сети показать научному сообществу и российскому бизнесу, что создание надежной транспортной инфраструктуры в Арктике невозможно без постоянного научного сопровождения на всех этапах жизненного цикла транспортных объектов, так как вечная мерзлота, на которой они сооружаются, ведет себя порой непредсказуемо.

В одну из последних экспедиций должны были отправиться и студенты. Так случилось?

– Нет. Принимали участие, кроме преподавателей, только аспиранты. Например, Игорь Артюшенко. В своей диссертации он предложил для усиления вечномерзлых грунтов основания земляного полотна железной дороги использовать вертикальные столбы из щебня. Щебень – достаточно дорогой материал, но во время экспедиции Игорь обнаружил, что в Норильске огромные отвалы из так называемого «техногенного грунта», который в регионе используют для подсыпки автозимников, других временных подъездов к месторождениям. Его привезли в нашу лабораторию для выполнения испытаний. Оказалось, что его прочностные свойства даже выше, чем у гранитного щебня. Значит, бесплатный техногенный грунт можно использовать для заполнения столбов вместо дорогостоящего щебня – он просто остается после переработки.

Также ведется совместная работа по гранту с МГТУ имени Н. Э. Баумана. Идея в том, чтобы поддерживать грунты основания и тела насыпи земляного полотна в мерзлом состоянии за счет возобновляемой энергии, в частности – солнечной. Она используется для энергоснабжения так называемой холодильной машины. В этом году в Архангельске уже отсыпано в качестве эксперимента 15 метров такой насыпи со встроенной холодильной машиной. Эксперименты – это всегда очень интересно, но трудно и затратно, и строительные компании, у которых есть планы и сроки, неохотно идут на них. Но всегда есть люди, заинтересованные в перспективном развитии и в инновациях.

Есть ли в Москве другие вузы, где можно обучиться профессии строителя железных дорог?

– В Москве – нет. Но в России существует еще 8 транспортных вузов, в которых эта специальность существует, правда не по всем специализациям. Например, мостовиков готовят всего 2 вуза – в Москве и в Новосибирске. Количество бюджетных мест в этом году увеличилось. Несколько лет назад, например, было всего 35 бюджетных мест на «Мосты и тоннели», сейчас – 92. Но, на мой взгляд, их должно быть еще больше, потому что потребность в выпускаемых нами специалистах велика. Тут важно не забывать и про «околостроительные» специальности: ценообразователи, сметчики, менеджеры по строительству, землеустроители. Без таких специалистов процесс строительства – неполный.

В этом году впервые на кафедре «Путь и путевое хозяйство» открывается программа подготовки «Проектирование, строительство и эксплуатация рельсовых путей городского транспорта» – трамвайных путей и метрополитена. Это двухуровневое образование: бакалавриат и магистратура. Руководит программой доцент Александр Владимирович Замуховский. В первый год мы набрали одну академическую группу.

Есть ли программы стажировок и трудоустройства для выпускников ИПСС?

– В компании ОАО «РЖД» кадровая политика и взаимоотношения с университетом отработаны еще нескольких десятилетий назад – целевиков для компании университет готовит с 1976 года.

Департамент строительства и Комплекс градостроительной политики Москвы, проектные и строительные организации тоже проявляют активный интерес к нашим студентам. Студент приходит на практику и зачастую остается в компании после ее окончания. К ребятам присматриваются и предлагают стажировку. Стажировка – это, фактически, оплачиваемая работа.

Обычно от ведущих строительных и проектных компаний в Центр по связям с производством и целевого обучения приходит запрос на определенное количество выпускников – ежегодно спрос превышает предложение. В ИПСС совместно с нашими партнерами мы уже 2 года проводим ярмарку вакансий. Приезжают представители кадровых служб компаний, студенты беседуют с работодателями. Если обе стороны всем довольны, то ведется уже более предметный личный разговор. К моменту выпуска почти все уже работают, а целевики направляются в свои компании. Поэтому проблем с поиском работы после окончания ИПСС обычно не возникает. Если говорить в цифрах, то 98% наших выпускников трудоустраиваются.

А есть варианты с первого курса получать практические навыки, хотя бы бесплатно?

– Студенту первого курса пока рано работать по профессии, а уже после второго курса – да: студенческие строительные отряды, практика – геологическая и гидрологическая. После третьего и четвертого курсов – производственная практика, на бакалавриате она – после второго и третьего. Многие остаются на половину ставки в компании, где работали на практике, и совмещают работу с учебой.

В рамках строительства образовательного кластера «Образцово» учебный корпус, где базируется ИПСС, ждут изменения, кафедры будут находиться по другому адресу. Эти изменения отразятся на образовательном процессе?

– Тема с переездом и для меня, и для всего коллектива очень актуальна. Благодаря слаженной работе руководства вуза образовательный процесс в ИПСС не останавливается. Сейчас мы видим большую сложность – разработать гармоничное расписание: первый и второй курс будет учиться в основном кампусе, а остальные – в РОАТ, который примет нас на это время.

Одно могу сказать точно: у нас прекрасный слаженный коллектив, а значит мы сможем организовать образовательный процесс и на новом месте на должном уровне. Главное, что наши перемещения не отразятся на качестве подготовки специалистов-строителей.

В проект МТК «Образцово» входит 7 объектов, наш учебный корпус будет в числе первых. Надо сказать, что не все институты получат новые корпуса, нам в этом плане повезло. Через несколько лет у нас появится современное учебное здание с новейшими лабораториями и оборудованием.

Что будет в новом корпусе? Каким он будет? Что нового ждет студентов и преподавателей?

– Прежде всего, стоит отметить, что наше новое здание сохранит прежнюю площадь. Корпус будет соединяться переходом с новым Физкультурным оздоровительным комплексом.

В новом учебном корпусе разместятся научно-исследовательские лаборатории, лекционные и специализированные аудитории, которые займут почти 2500 квадратных метров. В 1.5 раза увеличится площадь тяжелых лабораторий, в 3.5 раза – площади под компьютерные классы, появятся рекреационные зоны и коворкинги, в которых студенты часто нуждаются. Останутся мостоиспытательная, путеиспытательная и автодорожная лаборатории, Инжиниринговый центр ИПСС.

Помимо этого, у ИПСС появятся дополнительные лаборатории на 300 квадратных метров, а также просторный учебный комплекс с геодезическим коридором площадью 917 квадратных метров в соседнем здании на Новосущевском переулке.

Планируется размещение лабораторного комплекса в подземной части с силовым полом. Это пространство, не имеющее контакта со стенами, с помощью него динамические колебания во время испытаний не передаются на стены корпуса. Так делается в лабораториях всех крупных университетов мира.

Редакция «Инженера транспорта» желает всем преподавателям и студентам Института пути, строительства и сооружений сохранить высокий уровень подготовки и оставаться очень востребованными для компаний-работодателей. В этом году 103 человека закончили институт с красными дипломами. Пусть таких способных ребят всегда пути ведут в ИПСС.

Источник: Центр по связям с общественностью