Опубликованы два документа об индексации железнодорожных грузовых тарифов с 1 июня 2022 года на 11% – распоряжение правительства № 1328-р от 27.05.2022 г., согласно которому ФАС России предписано «обеспечить принятие тарифных решений, вступающих в силу с 1 июня 2022 года» и непосредственно сам приказ ФАС России № 408/22 от 26.05.2022 г.

Согласно этому приказу ФАС тарифы на грузовые перевозки (и на порожний пробег грузовых вагонов) увеличиваются на 11% к тому уровню, который действовал с 01.01.2022 г. по 31.05.2022 г. (5,3407/4,8114 = 1,11).

При этом рост к уровню прошлого года рост составил +18,6%. (1,11*1,0683184= 1,1858 или 1,186, где 1,068... – это повышение, которое было в январе 2022 г.).

Таким образом, тарифная нагрузка с сегодняшнего дня на 18,6% выше, чем в 2021 году.

Но еще интереснее дело обстоит с перевозками каменного угля, для которого (при перевозках в направлении сухопутных погранпереходов и припортовых станций РФ, иначе говоря, для всего экспорта), помимо этого общего для всех повышения, предусмотрена еще и отмена понижающих коэффициентов.

В частности, отменен понижающий коэффициент 0,895 из строки "уголь каменный" таблицы № 4 "Дополнительные поправочные коэффициенты для ряда грузов" приложения 3 к разделу 2 части I Прейскуранта № 10-01 и коэффициент 0,4 , указанный в п. 1.1. примечания к таблице № 4 "Дополнительные поправочные коэффициенты для ряда грузов" приложения 3 к разделу 2 части I Прейскуранта № 10-01" (кстати, там есть любопытная деталь: изначально коэффициент 0,4 применялся как понижающий коэффициент для перевозки угля на расстояние, превышающее 3500 км. , но в декабре 2016 г. для трех кодов (коды ЕТСНГ 161113, 161128, 161185) этот же коэффициент стал применяться для расстояний выше 3300 км, а не 3500 (приказ ФАС России от 14.12.2016 г. № 1765/16), то есть какие-то грузоотправители, возможно, не проходили по критерию расстояния для получения этой скидки и для них это расстояние увеличили.)

Но вернемся к обсуждаемому приказу ФАС.

Наряду с этим повышением тарифов для угля (а в среднем тарифная нагрузка а угольщиков с учетом вышесказанного выросла не на 11%, а примерно на 50%, или в 1,5 раза плюс-минус в зависимости от пояса дальности), для трех других категорий грузов вводятся понижающие коэффициенты к повышающим коэффициентам, которые это 11%-ное повышение дезавуируют (1,11* 0,9009 = 0,99999(9)). Это сделано для импортных перевозок потребительских товаров, перевозок во внутригосударственном сообщении продовольственных товаров а так же минерально-строительных грузов, перечень кодов которых есть в приказе ФАС.

Замечу вскользь, что с момента вступления в силу Прейскуранта № 10-01 (2003 г.) рост в 18,6 % является рекордным (за исключением 2008 г., когда в течение года было аж три индексации).

Источник: РЖД-партнер