
Колледжи и техникумы должны готовить сотрудников по запросу работодателей.
Транспортной отрасли нужны квалифицированные рабочие руки. О перспективах развития среднего профессионального образования, о создании Специализированного центра компетенций на базе Московского колледжа железнодорожного транспорта и привлечении абитуриентов в ссузы «Гудку» рассказал Николай Разинкин.
– На недавней встрече Владимира Путина с рабочими Тверского вагоностроительного завода один из вопросов работников предприятия касался развития среднего профессионального образования (СПО), в частности, было сказано что в 2017 году в Твери выпущено 16 электросварщиков, хотя потребность составляла около 500. Очевидно, что одной из важнейших задач сегодня является привлечение молодёжи к обучению по программам СПО. Николай Егорович, насколько привлекательно и востребовано такое обучение в отраслевых колледжах и техникумах?
– Подразделения транспортных вузов, реализующие программы СПО, ежегодно выполняют план приёма, а на бюджетные места некоторых специальностей традиционно наблюдается солидный конкурс. Абитуриенты и их родители понимают, что железная дорога будет всегда, соответственно, без работы выпускники отраслевых колледжей и техникумов не останутся. Кроме того, их ждёт достойная заработная плата и возможность продолжения обучения по программам высшего образования.
Важно знать, что среднее профессиональное образование сегодня имеет два типа программ – программы подготовки квалифицированных рабочих и служащих, а также программы подготовки специалистов среднего звена, в рамках которой студенты осваивают одну или несколько профессий рабочих (должностей служащих). Отраслевые колледжи и техникумы в основном ориентированы на подготовку специалистов среднего звена. А по программам профобучения рабочих и служащих мы сегодня готовим по заявкам предприятий и физических лиц. Большой спектр лицензированных образовательных программ, материально-техническая база, кадровый состав педагогов позволяют проводить обучение по многим профессиям, в том числе сварщиков, машинистов и их помощников. Так, недавно РУТ (МИИТ) заключил соглашение о сотрудничестве с Мытищинским вагоностроительным заводом о подготовке для них рабочих кадров. Контакты образовательных организаций с работодателями позволяют готовить востребованных специалистов и в то же время удовлетворять потребность выпускников в трудоустройстве на места с достойной оплатой труда.
– В конце прошлого года студенты транспортных колледжей и техникумов приняли участие в Национальном межвузовском чемпионате и Отраслевом чемпионате железнодорожного транспорта по стандартам WorldSkills. Каковы перспективы развития этого движения в железнодорожных колледжах и техникумах, есть ли шанс, что студенты транспортных вузов в 2019 году отправятся в Казань на мировой чемпионат WorldSkills?
– В Национальном межвузовском чемпионате по стандартам WorldSkills наряду со студентами вузов соревновались и студенты транспортного СПО. Соревнования проходили по компетенциям, не связанным с транспортом, таким как «Инженерный дизайн CAD (САПР)», «Информационные кабельные сети», «Мобильная робототехника», «Прототипирование», «Сетевое и системное администрирование», «3D-моделирование компьютерных игр». Нужно быть реалистами и понимать, что соревноваться с такими вузами, как, например, МФТИ, МИФИ, МГТУ им. Н.Э. Баумана, очень сложно, ведь представленные компетенции являются для них профильными. И несмотря на то, что наши студенты не заняли призовых мест в этом чемпионате, само участие в нём – уже победа. К слову, презентационная компетенция «Управление железнодорожным транспортом» в финал чемпионата не вошла.
В Отраслевом чемпионате железнодорожного транспорта, организаторами которого выступили ОАО РЖД, Росжелдор и Союз «Молодые профессионалы», помимо работников компании участвовали и студенты отраслевых колледжей и техникумов. Этот факт ещё раз подтверждает перспективу включения в конкурсный лист соревнований по стандартам WorldSkills различного уровня железнодорожных и открытия новых транспортных компетенций.
Механизм утверждения новой компетенции и процедура её продвижения до статуса конкурсной достаточно сложна и длительна. Мы активно работаем с Союзом, направляем туда наших преподавателей для обучения экспертной работе. Вместе с тем нужны демонстрационные площадки, а для транспортных компетенций их создание очень трудоёмко. Все материальные затраты на продвижение компетенции, согласно правилам Союза, ложатся на инициатора её продвижения. Например, для соревнований в компетенции «Управление железнодорожным транспортом» нужен тренажёр локомотива с возможностью его транспортировки. Новый тренажёр стоит миллионы рублей, и его мобильность необходимо оплачивать. Таким образом, в создании, развитии новых и продвижении уже имеющихся транспортных компетенций необходима поддержка учредителя и работодателя. Мы надеемся, что если не в этом, то в следующем году одна-две отраслевые компетенции станут презентационными и конкурсными.
Думаю, в дальнейшем объективную оценку уровня подготовки специалистов со средним профессиональным образованием будут проводить с учётом международных стандартов WorldSkills. Уже сегодня Минобрнауки России внедряет оценку освоения студентами компетенций федеральных государственных стандартов СПО через процедуру демонстрационного экзамена. Колледжи и техникумы транспортных университетов участвуют в этом пока ещё эксперименте. В связи с этим нам необходимо развивать движение WorldSkills по всем направлениям.
Мы будем продолжать участвовать во всех профильных чемпионатах профмастерства. Кстати, в мае прошлого года прошёл финал V Национального чемпионата «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia), в котором студенты МКЖТ ИПТ МИИТ Дмитрий Попов и Варвара Колесниченко заняли второе место в компетенции «Интернет вещей». Что касается чемпионата мира WorldSkills в Казани в 2019 году, то пока мы так далеко не заглядываем.
– В преддверии 2018 года министр транспорта Максим Соколов утвердил Программу развития РУТ (МИИТ) до 2030 года. В ней предусмотрено создание Специализированного центра компетенций. Что это означает?
– В 2015 году по итогам встречи с участниками национальной сборной WorldSkills Russia Владимир Путин подписал 11 поручений, направленных на поддержку и развитие движения WorldSkills в России. В частности, правительство РФ совместно с органами исполнительной власти субъектов страны, при участии госкорпораций и акционерных обществ, а также автономной некоммерческой организации «Агентство стратегических инициатив по продвижению новых проектов» должно обеспечить создание специализированных центров компетенций (СЦК), аккредитованных по стандартам WorldSkills, в каждом субъекте страны. СЦК – это площадка для подготовки команд и проведения соревнований.
Опять же надо понимать, что железнодорожные специальности очень фондоёмкие, поэтому подготовка лабораторий требует серьёзных финансовых затрат, покупки дорогостоящего оборудования. В связи с этим разработан проект специализированного центра компетенций на базе МКЖТ ИПТ МИИТ, который в конце минувшего года включён в Программу развития РУТ (МИИТ) до 2030 года. Проект рассчитан на три года и, возможно, будет реализован за счёт госфинансирования.
– Для развития образовательным организациям транспортной направленности необходимо серьёзное финансирование. Минтранс готов выделять деньги под конкретные проекты. Что сегодня могут предложить транспортные колледжи и техникумы, чтобы оставаться конкурентоспособными по отношению к учреждениям, подведомственным Минобрнауки?
– Деньги просто так никто не даст. Государство готово выделять средства под конкретные проекты с конкретным результатом. И учебные заведения должны предложить такие проекты, которые бы приносили результат и доход. Так, несмотря на то, что проект специализированного центра компетенций на базе МКЖТ достаточно затратный, он будет приносить и хороший доход за счёт, например, использования лабораторий для повышения квалификации действующих работников транспортной отрасли.
– В Госдуму внесён законопроект о совершенствовании механизмов целевого обучения. Значит ли это, что абитуриенты вновь смогут поступать в колледжи и техникумы по целевым направлениям?
– Безусловно, в том, что такой законопроект наконец разработан, заслуга ОАО «РЖД» и Минтранса России. Ведомственное образование более 20 лет практикует целевой приём. Однако пять лет назад для колледжей и техникумов эту норму отменили. Последствия этого решения стали ощутимы сразу же: если для ссузов они сказались только в ослаблении связи с работодателем, то предприятия, в особенности отдалённые линейные, испытывают нехватку кадров.
Речь в проекте закона идёт о том, что приём на целевую подготовку важен, но он должен стать более адресным. Так, заказчик подготовки кадров должен доказать государству, что ему необходимо определённое количество конкретных специалистов. После этого предприятие может получить целевую квоту на их обучение. Надеюсь, что закон будет принят в ближайшее время.
– Ожидается ли в ближайшее время реорганизация подразделений отраслевых вузов, реализующих программы среднего профессионального образования?
– Наши колледжи и техникумы позиционируют себя как образовательные учреждения для подготовки работников для конкретных предприятий. В советское время отраслевые техникумы располагались, как правило, там, где есть крупный железнодорожный узел, отделение дороги или промышленное предприятие. Например, в Калуге находится завод подъёмно-транспортного оборудования, кадры для которого готовят в Калужском техникуме железнодорожного транспорта. Рославльский железнодорожный техникум ориентирован на подготовку работников для местного вагоноремонтного завода. Однако сегодня эти предприятия или перепрофилированы, или резко сократили объёмы производства. Поэтому массово учить для них вагонников и локомотивщиков нет необходимости. Соответственно, государство вынуждено оптимизировать объёмы подготовки.
Образовательная среда должна реагировать на запросы производства. Отрасль реформируется, меняется численность работников предприятий транспорта в связи с внедрением новой техники и технологий, которые сокращают потребность в тех или иных специалистах. Возможно, какие-то колледжи и техникумы будут закрываться или перепрофилироваться, менять форму организации учебного процесса, в том числе на дистанционную и с использованием электронной среды. Но подобные решения нужно принимать взвешенно, с учётом мнений всех заинтересованных сторон.
– В Российском университете транспорта планируется обучать специалистов не только для железнодорожного, но и для других видов транспорта. Каковы перспективы открытия новых специальностей в отраслевых колледжах и техникумах?
– Наше образование практикоориентированное, поэтому, прежде чем открывать новую специальность, нужно подготовить соответствующую базу для обучения. А это, как я уже говорил, достаточно затратный процесс. Есть и другой способ – объединение профильных учебных заведений. Тогда консолидация материально-технических, кадровых и других ресурсов даст синергетический эффект в решении поставленных задач.
Сегодня мы чувствуем, что возрастает потребность в рабочих кадрах. Возможно, мы начнём более активную их подготовку не только для железнодорожного, но и других видов транспорта. Но здесь важно проанализировать потребность работодателей в этих кадрах. Так, например, при мониторинге потребности в специалистах, организующих перевозки на речном транспорте, выяснилось, что это сезонная работа и большого количества таких работников не требуется. С их подготовкой успешно справляются профильные вузы.
Одни специальности закрываются, другие, напротив, появляются. Так, например, несколько лет назад в МКЖТ закрыли специальности «Маркетинг» и «Страховое дело», поскольку сократилась востребованность этих специалистов. Наряду с этим мы открыли специальность «Операционная деятельность в логистике». Правильное реагирование на вызовы времени – успех любого учебного заведения. Безусловно, важна и связь с работодателем.