
Лёвин Борис Алексеевич, доктор технических наук, профессор, ректор Российского университета транспорта (МИИТ).
Ефимова Ольга Владимировна, доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика, организация производства и менеджмент» Российского университета транспорта (МИИТ).
Одним из главных критериев развитого государства в настоящее время является состояние цифровой экономики.
Президент и Правительство России считают формирование системы цифровой экономики первостепенным государственным приоритетом. Перед властными структурами, бизнесом, научным сообществом поставлена задача обеспечить все условия для интеграции России в глобальное пространство цифровой экономики.
Одной из важнейших отраслей, требующих «оцифровки» экономики, является транспорт – опора технологического и социального уклада России.
Вузовская транспортная наука всегда отличалась особой восприимчивостью к тенденциям технологического и экономического развития общества, предлагая свой потенциал в интересах отрасли и государства. Сегодня эту традицию поддерживают ведущие вузы и НИИ Минтранса России, о чём свидетельствует деятельность Российского университета транспорта (МИИТ), участвующего в формировании системы цифровой экономики в государственном масштабе.
Цифровые технологии перемещаются из класса вспомогательных средств в класс основных технологий, позволяя существенно снизить затраты на управление и связь при организации и осуществлении перевозок, значительно повысить качество транспортных и логистических услуг, производительность труда, общий уровень транспортного обеспечения интересов национальной экономики.
Ещё одно важное преимущество цифровых технологий состоит в том, что они позволяют создать «цифровые двойники» технологических процессов транспортных систем, обеспечивая устранение потерь, заменяя инвестиции в повышении эффективности процессов.
В Российском университете транспорте на протяжении ряда лет выполняются работы по созданию эффективных цифровых технологий как инструмента выявления и устранения потерь в транспортном секторе.
Роль цифровых технологий в устранении потерь в транспортном секторе национальной экономики заключается в использовании модели информационной доступности производственных циклов экономических агентов, которые делают доступными данные о факте изготовления продукции, отгрузки, содержат информацию о прибытии на склады и т.д. Это позволяет обеспечить рациональное и эффективное планирование закупок, формировать эффективные логистические схемы транспортировки продукции.
Цифровые технологии, формирующие огромные массивы данных, создают новую качественную аналитику для управления процессами организации движения, повышения качества информационного сервиса, создания «бесшовных» технологий в транспортном «производстве», транспортном строительстве, а также в сфере управления экономическими процессами «умных производственных систем».
Объединяя информационные ресурсы для повышения эффективности управления на транспорте, цифровые технологии становятся основополагающим инструментом обеспечения функционирования цепей поставок.
Информационные ресурсы транспортных систем, используемые при выявлении и устранении потерь, предназначены для управления идеями в области совершенствования процессов, проектного мониторинга и экспертного обсуждения предложений по оптимизации деятельности.
Цифровые технологии системы управления идеями предназначены для сбора и обработки предложений персонала транспортных компаний по вопросам совершенствования производственных и управленческих процессов. При этом обеспечивается вовлеченность работников в деятельность по устранению выявленных потерь.
Системы проектного мониторинга обеспечивают сопровождение жизненного цикла и направлены на уменьшение временных затрат по подготовке отчётности, связанной с ведением проектов. Названные системы направлены также на повышение эффективности процессов планирования и мониторинга хода выполнения проектов, улучшение используемых для реализации проекта ресурсов и т.д.
Интеграция существующих информационных ресурсов в интеллектуальную систему устранения потерь позволит автоматизировать весь жизненный цикл идеи, начиная от момента ее возникновения. Жизненный цикл включает подачу предложений, учёт их статуса на всех этапах жизненного цикла, доработку и экспертизу проекта по принципу «одного окна» с получением обратной связи.
Накопление информации о выдвинутых идеях для совершенствования процессов оказания услуг транспортными системами позволит генерировать предложения и выдвигать новые проекты совершенствования операционной деятельности транспортных компаний.
Новые горизонты интеллектуальной системы управления идеями по устранению потерь возникают и на стыке взаимодействия видов транспорта для повышения эффективности экономики транспортного комплекса и экономики России в целом.
Для того, чтобы эффективно вовлечь персонал в процесс совершенствования производственной и управленческой деятельности необходимо включить в интегрированную информационную интеллектуальную среду устранения потерь в транспортных системах новые ресурсы. Эти ресурсы должны иметь стандартные формы, которые позволят быстро и эффективно строить карту рассматриваемых процессов в так называемых терминах потока создания ценности, автоматизировано оценивать основные показатели и эффективность процесса.
К принципиально новым инструментам развития информационной интеллектуальной среды можно отнести разработанные учёными Российского университета транспорта (МИИТ) программные симуляторы:
- «Автоматизированное картирование потока создания ценности процесса». Данный программный продукт позволяет быстро и эффективно строить карту рассматриваемых процессов в терминах потока создания ценности (Value Stream Mapping, VSM), переводя рутинный процесс в творческий эксперимент по оптимизации «цифрового двойника» операционной деятельности умной производственной системы на транспорте;
- «Шаблон паспорта проекта устранения потерь». Данный программный продукт позволяет создавать документацию по проекту устранения потерь на основе шаблона паспорта проекта, а также рассчитывать эффект от совершенствования технологий транспортных процессов.
- Симуляционная игра «Транспортный бизнес без потерь», позволяющая работникам освоить подходы и инструменты по формированию стратегии деятельности транспортной компании и её реализации в конкурентной бизнес-среде без потерь, а также повысить профессиональные компетенции в области экономики и транспортного бизнеса с использованием информационных технологий.
Перечисленные программные инструменты направлены на достижение следующих результатов:
- повышение эффективности деятельности и сокращение потерь в производственной и управленческой деятельности транспортного сектора благодаря увеличению количества поданных работниками предложений, направленных на выделение и улучшение операций, процессов, технологических действий и технологий;
- повышение экономической и технологической грамотности персонала, развитие корпоративной культуры новаторства;
- модернизацию системы управления идеями, основанной на переходе от сбора и обработки предложений по совершенствованию деятельности транспортной компании к интеллектуальной среде генерации и тиражирования идей, основанной на мобильных цифровых технологиях организации оперативной обратной связи между сотрудниками и руководителями различных уровней;
- распространение передового опыта и лучших практик за счёт формирования единой базы предложений и контроля за их реализацией;
- вовлечение сотрудников в процесс совершенствования производственной и управленческой деятельности.
Новой частью информационной интеллектуальной среды должна стать открытая онлайн площадка транспортного сектора, где каждый инициатор новаций технологий транспортных процессов сможет вынести на обсуждение реальные проблемы и задачи для определенного круга заинтересованных лиц и получить комментарии и предложения в режиме реального времени.
Помимо сотрудников транспортных компаний появляется возможность включить в данный процесс непрерывного совершенствования непосредственных потребителей услуг транспортного сектора национальной экономики России, которые смогут высказывать свои пожелания и замечания, подавать предложения, на основе которых появится возможность выявлять потери в процессах оказания транспортных услуг.
Онлайн площадка позволит вовлечь в единое масштабное пространство широкий круг потребителей услуг транспортного сектора, заинтересованных в совершенствовании процессов. При этом у потребителей появится возможность оценить предложения вне зависимости от региональной принадлежности, обсудить вне кабинетов в свободной форме конкретные предложения, что в свою очередь будет положительно влиять на формирование производственной культуры. Следствием этого, на наш взгляд, должно стать непрерывное повышение качества транспортного обслуживания всех отраслей экономики России.
В структуре информационной интеллектуальной среды устранения потерь определенное место должно занять хранилище содержательной семантической информации о выявленных потерях в процессе деятельности всех видов транспорта, оснащённое навигатором поиска решений проблем и достижения целей оптимизации.
Картирование процессов и разработка мероприятий по устранению потерь, при наличии большого количества неформализованных и непроанализированных процессов, требует больших усилий и затрат времени, а также опыта выполнения исследований процессов.
Хранилище информации о выявленных типовых потерях в транспортных системах, карт потоков создания ценности или карт потерь является основой для применения технологий «big data» при проектировании улучшений по процессам и операциям, которые не создают ценности для внутренних и внешних потребителей.
Прототип такой системы, опробованный на поиске методов сокращения потерь в многоотраслевом комплексе железнодорожного транспорта, разработан учёными Российского университета транспорта (МИИТ).
Использование лучших отраслевых практик по совершенствованию процессов в транспортных системах, обобщенных в информационном хранилище типовых потерь, устранит дублирование и избыточные операции в применении технологий непрерывного улучшения функционирования этих систем.
Управление взаимоотношениями с клиентами в транспортных системах и новое качество маркетинговых исследований востребованности транспортных услуг может быть основано на использовании технологий big data. Оценка удовлетворенности потребителей формирует информацию, используемую в системе специального мониторинга удовлетворенности клиентов услугами транспортного комплекса по следующим направлениям:
- изучение мнений и отзывов потребителей в процессе оказания услуг;
- анализ жалоб и претензий клиентов на качество услуг;
- анализ обращений действующих и потенциальных клиентов;
- исследование мнений по результатам периодических и целевых опросов, по информации в социальных сетях и средствах массовой информации.
Эта информация также необходима для применения интеллектуальных технологий проектирования новых продуктов на рынке транспортно-логистических услуг всех видов транспорта, а также сквозных транспортных процессов без потерь. Применение технологий big data к информации о клиентах и их потребностях позволяет сегментировать потребителей и клиентов с позиций их прибыльности для транспортных компаний и построения эффективной системы взаимоотношений с ними, а также оптимально планировать продуктовую политику и стратегию развития инфраструктуры транспортных систем.
Считаем, что для формирования программы развития цифровых технологий на транспорте России, целесообразно – с учётом опыта работы и компетенций учёных РУТ (МИИТ) – разработать методическое обеспечение оценки удовлетворенности субъектов национальной экономики и населения России в услугах транспорта, ориентированной на использование цифровых технологий, технологий big data и Интернета вещей.
Очень важно, что в эпоху цифровых технологий Министерство транспорта РФ получает новые перспективные рычаги для снятия межвидовой конкуренции в транспортной системе России.
Системный подход к управлению транспортного комплекса страны на основе единой клиентской базы и достоверного актуального ресурса о потребности в перевозках грузов и пассажиров сформирует новую модель конкуренции на рынке транспортных услуг, основанную на взаимодействии и эффективных кросс-продажах. То есть будут сформированы условия для перехода от конкуренции (порой очень жёсткой) различных видов транспорта к эффективным логистическим схемам взаимодействия.
Внедрение современных цифровых технологий и интеллектуальных моделей требует опережающей подготовки кадров в транспортной отрасли, готовых к работе в интеллектуальной среде и эффективному использованию всех достижений индустрии 4.0.
Научный и педагогический потенциал РУТ (МИИТ), передовая учебно-научная база вуза, на наш взгляд, позволят успешно решить эту важную задачу, формируя и используя интеллектуальную информационную среду устранения потерь в транспортных системах – основу «умных производственных систем» на транспорте.