Коррективы кабмина касаются двух статей КоАП РФ – 23.3 («Органы внутренних дел (полиция)») и 28.3 («Должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях»). В них вносятся пункты о том, что полицейские смогут рассматривать административные дела о правонарушениях, предусмотренных ч.1 ст. 11.15.1 КоАП РФ («Нарушение требований в области транспортной безопасности»), а также составлять протоколы по ч. 2 и 3 той же статьи.

Сейчас сотрудники органов внутренних дел на транспорте (ОВДТ) имеют право лишь составлять протоколы по фактам «неисполнения требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнения требований по соблюдению транспортной безопасности, совершённые по неосторожности, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния», а рассматривают эти дела уполномоченные сотрудники Ространснадзора. Именно они вправе квалифицировать действия нарушителей и назначать наказание. Если нарушения совершаются повторно или умышленно (ч.2 и 3 ст. 11.15.1 КоАП РФ), то и составлять протоколы, и рассматривать административные дела могут исключительно работники Ространснадзора.

Напомним, что к зонам транспортной безопасности относятся в том числе вокзалы, отдельные железнодорожные перегоны, служебные помещения и локомотивные депо. Вход туда разрешён только после досмотра, а в некоторых случаях по спецпропускам. Если гражданин, к примеру, отказывается пройти досмотр или незаконно проникает в зону транспортной безопасности, то полицейские могут составить протокол. Если он попадается на аналогичном нарушении повторно, полицейские его задержат, но протокол оформляют работники Ространснадзора.

С инициативой наделить сотрудников ОВДТ полномочиями рассматривать дела граждан, впервые нарушивших требования по соблюдению транспортной безопасности, и составлять протоколы на «рецедивистов» выступило Главное управление на транспорте МВД РФ, отправив документ в Минюст в начале года. В начале июля поправки в КоАП одобрила комиссия Правительства Российской Федерации по законопроектной деятельности.

По мнению начальника Учебного центра по подготовке специалистов в области обеспечения транспортной безопасности Российского университета транспорта (МИИТ) Марины Жариковой, при внесении подобных изменений в законодательство необходимо чётко разграничивать полномочия МВД и Минтранса.

Статья 11.15.1 Административного кодекса предусматривает наказание за «неисполнение требований по обеспечению транспортной безопасности либо неисполнение требований по соблюдению транспортной безопасности».

Эксперт обращает внимание на то, что фактически по одной статье КоАП караются и юридические лица (собственники и арендаторы объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств, застройщики инфраструктуры и т.д.), и граждане (пассажиры, которые не желают проходить досмотр, или лица, проникающие в зону транспортной безопасности объекта или транспортного средства вне установленных мест, и т.д.).

«Что касается ответственности частных лиц за соблюдение требований транспортной безопасности, здесь действительно привлечение сил правоохранительных органов будет серьёзным подспорьем в рассмотрении дел об административных правонарушениях, ведь они находятся в непосредственной близости к объектам транспортной инфраструктуры и транспортным средствам», – поясняет Марина Жарикова.

Елена Демиденко


Источник: Газета «Гудок», № 115