Отсутствие целевого набора в ссузах обостряет кадровый голод в компании.

Приёмная кампания в колледжах и техникумах стартует в середине июня. В отраслевых ссузах по традиции ожидают большой наплыв абитуриентов.

Николай Разинкин, президент Ассоциации колледжей и техникумов транспорта, проректор – директор Института прикладных технологий МИИТа.

Николай Егорович, насколько востребованы сегодня железнодорожные специальности в средних специальных учебных заведениях?

– Отраслевое среднее профессиональное образование всегда пользовалось большим спросом. Родители абитуриентов понимают, что РЖД и другие организации, обеспечивающие перевозки и поддержание транспортной инфраструктуры (а она в большинстве регионов России является базовой), в экономическом отношении достаточно устойчивы, обеспечивают перспективу и достойный уровень начального заработка выпускников. Относительно краткие сроки и невысокие затраты на обучение обеспечивают спрос на наши услуги со стороны населения с ограниченными экономическими возможностями. Сегодня наш главный социальный партнёр ОАО «РЖД» и другие транспортные компании имеют большую потребность в специалистах среднего звена. Надо отметить, что все колледжи и техникумы железнодорожного транспорта являются подразделениями девяти отраслевых вузов, и для наших выпускников открыта дорога для продолжения обучения по программам высшего образования без ЕГЭ – на основе внутренних испытаний вуза. Железнодорожные специальности пользуются большим спросом у абитуриентов, которые заинтересованы в скорейшей самореализации, будущем карьерном росте. Многие из них – потомственные железнодорожники, они осознанно делают свой выбор. Поэтому на такие специальности, как «организация перевозок и управление на транспорте», «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог», «техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования», отмечается высокий спрос поступающих.

Какие новшества ожидают абитуриентов в этом году?

– Никаких глобальных изменений в сравнении с предыдущим годом не произошло. Приёмная кампания ежегодно стартует в середине июня. Зачисление по-прежнему будет происходить по среднему баллу аттестатов. Те, кто не прошёл на бюджетные места, смогут обучаться на платной основе.

Целевики могут рассчитывать на отдельный конкурс?

– В связи с принятием в 2013 году нового закона «Об образовании» на уровне среднего профессионального образования появилась норма «целевое обучение», а норма «целевой приём» стала действовать только для ступени высшего образования. Возникли определённые противоречия. С одной стороны – реализация положений законодательной и нормативно-правовой базы. С другой – долгосрочные интересы транспортной отрасли. С 2014 года система работы с целевыми направлениями при организации приёмной кампании перешла в качественно новую стадию – заключение договоров со студентами на целевое обучение после зачисления. Эта работа организована в тесном взаимодействии с работодателями – социальными партнёрами и студентами первого курса.

Как оцениваются последствия отмены целевого набора?

– Целевой приём долгие годы способствовал развитию эффективной системы целевой контрактной подготовки, ориентированной на количественные и качественные потребности отрасли. При этом именно целевой приём на программы СПО (среднее профессиональное образование) давал возможность отраслевым предприятиям направлять на обучение за счёт средств бюджета РФ детей из семей железнодорожников, выпускников школ из отдалённых регионов, малообеспеченных граждан. С 2013 года приём на программы СПО осуществляется по результатам среднего балла аттестата, и эти абитуриенты, как правило, имея более низкие баллы по результатам обучения в школе, не проходят конкурсный отбор на бюджетные места.

Важный момент: в последние годы приёма в техникумы и колледжи железнодорожного транспорта наблюдается приток девушек на традиционно «мужские» специальности (на которые требуется более высокий балл аттестата). А на выпускном курсе встанет вопрос об их трудоустройстве, т.к. в основном штатные расписания железнодорожных предприятий содержат рабочие должности, предназначенные для мужчин.

Вообще динамика доли целевого обучения с 2014 года на предприятия ОАО «РЖД» по программам СПО университетских комплексов за последнее время стабильно снижается. Это происходит на фоне роста внимания государства к целевому обучению. В железнодорожной отрасли партнёрские отношения с работодателями в этом вопросе были обычным делом, когда другие отрасли и не вспоминали про целевой заказ. Сегодня другие отрасли и региональные власти формируют систему целевого заказа, а у нас идёт спад. На фоне стабильных КЦП (контрольных цифр приёма) снижение целевого заказа не поддаётся логическому объяснению, тем более если учесть, что в нашей отрасли работает система направления выпускников на работу.

В отраслевых ссузах сохранилась система распределения выпускников. Удаётся ли за счёт неё восполнить дефицит работников, который возник из-за отмены целевого набора?

– В среднем 90–95% выпускников получают направления на предприятия отрасли. В какой-то степени потерю целевого приёма компенсируют многолетние партнёрские отношения с работодателями, непосредственное участие представителей производственной сферы в разработке образовательных программ и образовательном процессе. Вместе с тем отборочные комиссии филиалов и структурных подразделений железнодорожных вузов давно включились в работу по популяризации целевого обучения: подготовительные курсы, Дни открытых дверей, выездные профориентационные мероприятия. Именно на этом этапе должно быть усилено взаимодействие с кадровыми службами филиалов ОАО «РЖД», должна проводиться разъяснительная работа по заключению договоров о целевом обучении. Важно, чтобы в основополагающих документах наших работодателей были заложены существенные мотивирующие меры социальной поддержки студентов-целевиков. Например, доплаты к государственной академической стипендии; заключение договоров на целевое обучение со студентами-платниками на условиях компенсации затрат на обучение; возмещение студенту-целевику стоимости медосмотра. Студентам-целевикам должно быть гарантировано прохождение технологической и преддипломной практики на базе филиалов ОАО «РЖД». Всё это может стать весомыми аргументами при последующем заключении договоров о целевом обучении.

Изменилось ли количество бюджетных мест в этом году?

– На протяжении нескольких лет контрольные цифры приёма (КЦП) остаются стабильными. При определении количества бюджетных мест большую роль играет потребность отрасли в специалистах среднего звена. В этом году, например, Московскому колледжу железнодорожного транспорта МИИТ (МКЖТ) по очной форме выделено 355 бюджетных мест, по заочной – 165. Традиционно большой приём на бюджетной основе будет на технические специальности, в том числе связанные с движением поездов. Так, на специальность «техническая эксплуатация подвижного состава железных дорог» выделено 90 бюджетных мест, «локомотивы» – 50, «вагоны» – 40, «организация перевозок и управление на транспорте» – 50, «техническая эксплуатация транспортного радиоэлектронного оборудования» – 50. На так называемые непрофильные специальности бюджетные места также предусмотрены. Например, «компьютерные сети» – 25 мест, «экономика и бухгалтерский учёт» – 15.

Коммерческое обучение пользуется спросом?

– Популярность приёма на платной основе определяется в зависимости от спроса населения в каждом конкретном регионе и университетском комплексе. В Москве такой спрос мы наблюдаем на специальности с высоким проходным средним баллом аттестата, например, «организация перевозок и управление на транспорте» и «операционная деятельность в логистике». Они считаются престижными. Кстати, на последнюю в этом году бюджетные места вообще не предусмотрены. Но если студент проявляет интерес к учёбе и показывает отличные результаты на экзаменах, он при наличии свободного места может претендовать на переход с платного отделения на бюджетное.

С каким средним баллом аттестата можно рассчитывать на поступление в отраслевой техникум или колледж?

– Средний балл достаточно высокий. Например, в МКЖТ на бюджетные места по некоторым специальностям – не ниже 4,7 из пяти возможных. Конкурс от двух человек на место есть всегда. Бывает и выше. Бюджетные места занимают студенты с достаточно высоким уровнем школьных знаний.

Насколько конкурентоспособны отраслевые ссузы по отношению к колледжам, которые подведомственны региональным департаментам образования, но обучают железнодорожным специальностям?

– Во время приёмной кампании колледжи и техникумы железнодорожного транспорта ощущают влияние региональной политики в области СПО. И если говорить о стоимости обучения по программам подготовки специалистов среднего звена, оно не всегда в нашу пользу. Иногда в региональных колледжах стоимость обучения ниже. Большинство из них в своё время создавались на базе ПТУ и сегодня в основном ведут обучение по программам подготовки рабочих. Отраслевые колледжи и техникумы ориентированы на подготовку специалистов среднего звена всего спектра железнодорожных специальностей – техников, готовых к работе в должностях инструкторов, мастеров, бригадиров и т.д. В рамках наших образовательных программ студенты осваивают одну или несколько профессий рабочих (должностей служащих). Таким образом, разница в уровне подготовки очевидна. И в этой ситуации говорить о конкуренции не вполне корректно.

Минобрнауки имеет претензии к работе филиалов ГУПСов. Насколько это актуально в случае с колледжами и техникумами?

– Претензии эти касаются всех российских вузов, а не только тех, которые подведомственны Росжелдору. В настоящее время Рособрнадзор и прокуратура предъявляют серьёзные требования к исполнению законодательства в области образования, выполнению лицензионных нормативов и качеству подготовки выпускников.

До вхождения в университетские комплексы, то есть до 2009 года, отраслевые колледжи и техникумы самостоятельно готовили кадры для железной дороги. Некоторым из них более века, например старейшему Елецкому техникуму – 148 лет, МКЖТ – 145 лет, Воронежскому железнодорожному колледжу и Калужскому железнодорожному техникуму в этом году исполнится 139 лет. Имея такую богатую историю, солидный опыт в подготовке кадров, достойную материально-техническую базу, специальное оборудование, тесные контакты с работодателями и производственной сферой, наши колледжи и техникумы успешно проходят процедуры подтверждения эффективности и качества подготовки специалистов, получая свидетельства о государственной и профессионально-общественной аккредитации.

По данным Московской торгово-промышленной палаты, озвученным на мартовском заседании по вопросам образования, работодатели недовольны уровнем практической подготовки выпускников учреждений СПО, связывая это с плохой материально-технической базой ссузов и отсутствием связи с производством. Какая ситуация в железнодорожных учебных заведениях?

– Отраслевые колледжи и техникумы обеспечивают достойный уровень практической подготовки выпускников. Учебная практика, как правило, проходит в образовательной организации; производственная – на предприятиях и в организациях железнодорожного транспорта. Качество практического обучения во многом зависит от материально-технического обеспечения и руководителей практики.

Техника, технологии, приёмы работы на сети железных дорог постоянно меняются, соответственно, должны меняться учебное оборудование и подходы к обучению. Колледжи и техникумы не всегда могут приобрести дорогостоящее современное оборудование. И вместе с тем тесное взаимодействие с предприятиями отрасли позволяет использовать производственную материально-техническую базу.

В связи с этим актуально развитие сетевой формы обучения. Закон требует создания на производстве базовых кафедр, и предприятия должны получить лицензию на ведение образовательной деятельности, что в современной ситуации практически нереально. Поэтому образовательное сообщество настаивает на принятии нормативно-правовых актов, упрощающих процедуру внедрения сетевой формы в учебный процесс. Мы не должны забывать, что подготовка кадров, соответствие квалификации выпускников требованиям отрасли – общая проблема учебных заведений и работодателей. Решить её поможет выработка стратегии целевого сотрудничества и совместные усилия в её реализации.

Беседовала Юлия Соловьёва

Источник: Газета «Гудок», № 60