
Ректор Московского государственного университета путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), президент Ассоциации вузов транспорта, доктор технических наук, профессор Борис Лёвин
В 2016 году ведущий вуз транспорта страны, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), отмечает свое 120-летие и еще три юбилейные даты.
Значительные темпы развития железнодорожной сети России во второй половине XIX века требовали увеличения масштабов подготовки квалифицированных инженерных кадров.
К концу XIX века единственный российский транспортный вуз – Институт инженеров путей сообщения в С.-Петербурге – уже не мог удовлетворить всё возраставшие потребности государства в инженерах-путейцах. Динамично развивавшийся железнодорожный транспорт, грандиозный проект строительства Транссибирской магистрали определили актуальность открытия еще одного высшего учебного заведения Министерства путей сообщения (МПС).
Поэтому МПС внесло в Правительство предложение о создании еще одного высшего учебного заведения, которое готовило бы инженеров путей сообщения в соответствии с потребностями транспортной отрасли. На размещение такого института претендовали многие города: Киев, Казань, Воронеж, Екатеринослав, Орел, Саратов, Москва.
Н.П. ПЕТРОВ – ГЛАВНЫЙ ИДЕОЛОГ СОЗДАНИЯ НОВОГО ВУЗА
Благодаря деятельности главного идеолога создания нового вуза, выдающегося ученого и государственного деятеля, занимавшего пост товарища (заместителя) министра путей сообщения, Николая Павловича Петрова, который обосновал и доказал целесообразность создания инженерного транспортного училища именно в Москве, предпочтение было отдано последней.
Символично, что в 2016 году, в год 120-летия МИИТ транспортное сообщество торжественно отметило 180-летие со дня рождения Николая Павловича Петрова.
Одним из важнейших вкладов в науку стала созданная Н.П. Петровым гидродинамическая теория трения между телами, разделенными смазкой. Значительны его достижения в области тепловых расчетов, сопротивления и безопасности движения поездов, прочностных расчетов рельсов, вопросов развития сети железных дорог с учетом экономических факторов. Н.П. Петров вел большую практическую и организационную деятельность по строительству Транссибирской магистрали, возглавлял Управление казенных железных дорог, Инженерный совет МПС и пр.
Следуя доводам Н.П. Петрова, министр путей сообщения М.И. Хилков убедил императора Николая II в том, что появление нового вуза отвечает стратегическим интересам России.
«ИМПЕРАТОРСКОЕ» УЧИЛИЩЕ
«Высочайше утвержденное Положение о Московском Инженерном Училище ведомства путей сообщения» датируется 4 июня (23 мая) 1896 года. На следующий день появилось «Высочайшее повеление» о присвоении училищу наименования «Императорское» (ИМИУ), свидетельствующего о важности события и особой роли вновь созданного учебного заведения.
Торжественное открытие ИМИУ состоялось 26 сентября 1896 года. Главной его задачей являлась подготовка инженеров путей сообщения для строительства и эксплуатации железных дорог и водного транспорта.
ИМИУ было закрытым учебным заведением. Проживание студентов в действующем при нем общежитии пансионного типа было обязательным для иногородних воспитанников. Учащиеся должны были строго соблюдать установленный в училище порядок и носить форменную одежду.
В соответствии с Положением от 23 мая 1896 года в ИМИУ преподавались: высшая математика; начертательная геометрия; топография и геодезия; теоретическая, строительная и прикладная механика; физика; химия; физическая геология с петрографией; гражданская архитектура; строительное искусство, в том числе общие начала с технологией строительных материалов; сухопутные сообщения (шоссейные и грунтовые дороги, мосты, постройка и эксплуатация железных дорог); гидротехнические сооружения (водяные сообщения, портовые сооружения, осушение, орошение, водопроводы и водостоки); законоведение; черчение и рисование; начала счетоводства; составление смет и техническая отчетность; французский, немецкий, английский языки, из которых изучение одного было обязательным.
Первым директором ИМИУ был назначен Филипп Емельянович Максименко, известный специалист в области гидравлики, талантливый педагог и руководитель, человек высокой культуры и разносторонней эрудиции. Преподавателями училища стали известные ученые: Д.Ф. Егоров, ученый-математик, автор трудов по дифференциальной геометрии, интегральным уравнениям, теории функций; И.А. Каблуков, выдающийся физик и химик; Т.П. Кравец, ученый-физик в области физической оптики, скрытого фотографического изображения; знаменитый физик П.Н. Лебедев, который измерил величину давления света на твердые тела и газы, а также подтвердил электрическую магнитную теорию света; Б.К. Млодзиевский, автор научных изысканий в области дифференциальной и алгебраической геометрии, математического анализа, механики, астрономии; Е.О. Патон, специалист в области мостостроения и электросварки; Л.Д. Проскуряков, автор графоаналитических методов расчета и теории линий влияния; С.М. Соловьев, крупный специалист в области геодезии; С.А. Чаплыгин, выдающийся ученый в области теоретической механики, один из основоположников современной гидроаэродинамики.
Выпускникам, удостоенным диплома инженера-строителя, предоставлялось право ношения особого нагрудного знака. Специалисты, поступавшие на государственную службу, имели право носить форменную одежду установленного для инженеров путей сообщения образца.
Первые выпуски (с 1901 года) инженеров-путейцев Императорского Московского инженерного училища дали России целую плеяду выдающихся специалистов. Среди них: И.А. Александров (академик АН СССР, член комиссии ГОЭЛРО, выдающийся специалист в области мостостроения, гидротехники и энергетики, автор проекта ДнепроГЭСа); Б.Н. Веденисов (член-корреспондент АН СССР, видный ученый в области строительства и транспорта); И.П. Прокофьев (заслуженный деятель науки и техники РСФСР, крупный специалист в области строительной механики и мостостроения) и другие.
Впоследствии многие из выпускников вуза стали выдающимися организаторами строительства и эксплуатации российских железных дорог, авторами проектов крупнейших железнодорожных магистралей, мостов, тоннелей, основоположниками научных школ в области транспорта и транспортного строительства.
АББРЕВИАТУРА «МИИТ» ИЗВЕСТНА ВСЕМУ МИРУ
13 декабря 1913 года Императорское Московское инженерное училище преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения Императора Николая II (МИИПС). В дореволюционный период вуз эффективно выполнял функции, наложенные на него государством, подготовив более тысячи квалифицированных дипломированных специалистов.
Знаменательной датой в истории вуза стало 19 ноября 1924 года. МИИПС был преобразован в Московский институт инженеров транспорта, тогда и появилась ныне известная всему миру аббревиатура «МИИТ».
В начале 30-х годов прошлого века профильные факультеты МИИТ стали родоначальниками новых транспортных вузов, в том числе:
• Ленинградского института инженеров водного транспорта;
• Московского автомобильно-дорожного института (МАДИ);
• Московского электромеханического института инженеров железнодорожного транспорта;
• Московского эксплуатационного института инженеров железнодорожного транспорта.
В период с 1917 по 1941 год МИИТ подготовил около 12 тысяч квалифицированных инженеров для транспортной отрасли. Во многом это заслуга элитного профессорско-преподавательского состава, выдающихся ученых, обеспечивавших тесную связь науки с образовательным процессом и производством. В их числе: A.M. Бабичков, один из руководителей отечественной научной школы по тяге поездов; Б.Н. Веденисов, ученый широкого профиля в области строительства и транспорта; Н.М. Герсеванов, специалист по механике грунтов; Л.В. Дрейер, специалист в области электротехники; Г.К. Евграфов, автор новой технологии и конструкции предварительно напряженных блочных железобетонных пролетных конструкций; В.П. Зылев, автор научных работ в области теории матриц; В.М. Кирпичев. ученый теплотехник и теплофизик; Е.В. Михальцев, крупный специалист по анализу расходов и расчетов себестоимости железнодорожных перевозок; В.Н. Образцов, выдающийся ученый широкого профиля в области проектирования железнодорожных станций и узлов; К.А. Оппенгейм, крупный специалист в области верхнего строения железнодорожного пути, мостовых переходов и конструкций; Г.П. Передерий, ученый в области мостостроения и строительной механики; В.А. Сокович. крупный специалист в области эксплуатации железных дорог; С.П. Сыромятников, ученый в области проектирования, модернизации паровозов, основатель теплотехнической теории паровозов; К.К. Хренов, автор методов электросварки и резки металла под водой; Г.М. Шахунянц, выдающийся специалист в области путевого хозяйства и другие.
МИИТ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ
В годы Великой Отечественной войны МИИТ достойно выполнял свою миссию перед государством. Университет продолжал готовить квалифицированных специалистов для работы в условиях военного времени. Преподаватели и студенты покидали кафедры и учебные аудитории, чтобы с оружием в руках бить ненавистных фашистов. Одна из самых славных страниц в истории МИИТ – формирование на его базе 6-й дивизии Народного ополчения. В нее добровольцами вступили более 300 студентов, преподавателей и сотрудников вуза. Дивизия участвовала в тяжелейших боях под Ельней и получила звание Краснознаменной.
Студенты МИИТ героически воевали в составе Сводного лыжного батальона Калининского фронта. В тяжелейшие для столицы месяцы 1941 года миитовцы участвовали в строительстве оборонительных рубежей на подступах к Москве.
Осенью 1941 года МИИТ был эвакуирован в Сибирь, где продолжил готовить кадры в условиях военного времени.
Миитовская наука активно работала во имя победы над врагом. Более 300 разработок ученых университета были внедрены в интересах страны, противостоящей фашистским агрессорам. Значительная часть этих разработок была выполнена по заказам Наркомата обороны. Так, академик В.Н. Образцов занимался проблемами транспортного обеспечения фронта и тыла и участвовал в работе Комиссии АН СССР по мобилизации ресурсов Урала для нужд фронта. Владимиру Николаевичу в годы войны дважды присуждали Государственную премию. Государственных премий также были удостоены член-корреспондент АН СССР Б.Н. Веденисов и профессор В.А. Сокович. Под руководством заведующего кафедрой «Мосты» профессора Г.К. Евграфова велась большая работа по восстановлению мостов. Коллектив ученых во главе с академиком С.П. Сыромятниковым создал новый паровоз 1-5-0 и провел модернизацию паровозов серий «Э» и «О».
В 1942 году МИИТ вернулся в Москву, где в условиях морозной зимы в единственном отапливаемом корпусе продолжались непрерывный учебный процесс и научная деятельность. Все свои силы, знания и опыт преподаватели и ученые отдавали во имя грядущей победы над врагом.
МИИТ помнит и чтит своих героев. На территории университета в 1970 году сооружен памятник воинам-миитовцам, павшим в боях за родину в Великой Отечественной войне, а к 60-летию Великой Победы - мемориальная доска у входа в главный корпус с барельефом, на котором изображены студенты и сотрудники университета, уходящие в ополчение.
1 декабря 1945 года университет награжден орденом Трудового Красного Знамени за успешную подготовку специалистов в условиях военного времени.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ДАТЫ
50-летие МИИТ
26 декабря 1946 года в ознаменование 50-летия со дня создания университета МИИТ получил высшую государственную награду - орден Ленина.
В 1955 году МИИТ возглавил заслуженный деятель науки и техники РСФСР, профессор Ф.П. Кочнев, который руководил институтом четверть века. Трудно переоценить вклад Федора Петровича в развитие МИИТ. При нем вуз значительно укрепил и расширил инфраструктуру и социальную базу, вошел в пятерку крупнейших высших учебных заведений г. Москвы.
«Целинный этап»
1956 год для МИИТ - точка отсчета еще одного, третьего юбилея. 70 лет назад, с началом «целинного этапа» университет дал «путевку в жизнь» первым студенческим отрядам. Вклад студенческих отрядов МИИТ реализацию грандиозной государственной программы отмечен медалью «За освоение целинных земель», а комсомольская организация вуза занесена в Летопись трудовых дел ЦК ВЛКСМ.
В 1970 году за успехи в социалистическом соревновании в честь столетия со дня рождения В.И. Ленина МИИТ был награжден Ленинской юбилейной почетной грамотой ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета министров СССР и ВЦСПС.
В 1972 году за достижение высоких результатов во Всесоюзном социалистическом соревновании в ознаменование пятидесятилетия образования СССР институт был отмечен «Почетным памятным знаком» ЦК КПСС, Президиума Верховного Совета СССР, Совета министров СССР и ВЦСПС.
Строительство БАМа
В 1970-1980 годы студенческие отряды МИИТ подхватили эстафету «целинников» и принимали активное участие в реализации еще одного судьбоносного для страны проекта - строительстве БАМа.
И в дальнейшем миитовские молодежные студенческие отряды активно участвовали в реализации судьбоносных для страны проектов, а свое 70-летие отметили на стройке, которая сегодня справедливо считается самой важной для государства. Понятно, что речь идет о возведении многофункциональной транспортной переправы между полуостровом Крым и остальной Россией.
Годы перестройки
В 1993 году в результате реформы российского профессионального образования вуз получил статус университета и стал называться Московским государственным университетом путей сообщения. В официальном названии сохранилась столь известная в стране и за рубежом аббревиатура «МИИТ».
Перестроечные процессы в России второй половины 1990-х годов и последующая реформа транспортного образования привели к значительному укрупнению МИИТ зa счет включения в его состав учебных заведений разного уровня. Это потребовало коренного изменения структуры вуза путем объединения факультетов и кафедр в специализированные институты, внедрения новой системы управления университетом.
В 1999 году в состав МИИТ вошли Российская академия путей сообщения и негосударственный Институт защиты предпринимательства. Это первый и едва ли не единственный случай вхождения негосударственного вуза в состав государственного университета.
В 2009 году в состав МИИТ вошли Российский государственный открытый технический университет путей сообщения (вместе с филиалами) и 17 отраслевых техникумов и колледжей. На базе вуза был сформирован крупнейший в Европе научно-образовательный комплекс.
120 ЛЕТ НА СЛУЖБЕ ГОСУДАРСТВА
История МИИТ – это 120 лет плодотворного служения государству, лидерство в решении первостепенных задач транспортного комплекса и экономики России.
Ученые и выпускники МИИТ были руководителями и главными участниками судьбоносных для России проектов: строительства и эксплуатации Транссибирской и Байкало-Амурской магистралей, электрификации железных дорог, разработки плана ГОЭЛРО, строительства космодрома Байконур, Днепрогэса, канала Москва - Волга, российских метрополитенов, крупнейших и красивейших мостов через великие реки и т.д.
Результаты деятельности университета воплотились и в космосе – при участии ученых университета по поверхности спутника Земли прошел легендарный «Луноход».
Для многочисленных гостей Москвы со всей страны и мира можно провести отдельную «миитовскую» экскурсию по объектам города, признанным во всем мире символами столицы России: Останкинская телебашня, комплекс зданий МГУ на Воробьевых горах, Крымский мост, возрожденный храм Христа Спасителя, Московский метрополитен и др.
Разработки ученых университета стали важной составной частью «Транспортной стратегии России до 2030 года», «Стратегии развития железнодорожного транспорта на период до 2030 года», которые эффективно используются при реализации приоритетных государственных проектов в сфере транспорта: высокоскоростное движение, модернизация Транссиба и БАМа, интеллектуальные транспортные системы, развитие Московского транспортного узла и т.д.
Среди миитовцев - руководители транспортной отрасли, ученые с мировыми именами, представители Администрации Президента РФ, члены Правительства России, губернаторы, мэры крупных городов, известные общественные деятели, представители Русской православной церкви и культуры, крупнейшие бизнесмены России. Около 50 выпускников МИИТ удостоены званий Героя Советского Союза, Героя Россия, Героя Социалистического Труда.
Многие из иностранных выпускников университета имеют мировое признание, в том числе как руководители национальных органов транспорта, ведущих транспортных технических вузов Азии и Европы, видные ученые, бизнесмены и т.д.
За 120 лет в МИИТ подготовлены около 650 тысяч высококвалифицированных специалистов с высшим и средним профессиональным образованием.
МИИТ встречает юбилей общепризнанным на российском и европейском уровне лидером в области подготовки и переподготовки кадров для транспорта, базовым центром научного сопровождения развития транспортного комплекса России, системным интегратором совместной деятельности ведущих вузов и НИИ транспорта стран Азии, Европы, СНГ, одним из лидеров реализации государственной доктрины по подготовке национальных кадров.
Общий контингент обучаемых составляет более 110 тысяч человек, около 60 тысяч из них- студенты.
МИИТ – многопрофильный вуз, из стен которого выходят дипломированные специалисты в областях транспорта, транспортного строительства, логистики, экономики, финансов, управления, транспортного права, транспортной экологии, таможенного дела маркетинга, рекламы, гуманитарной деятельности и др. При этом все специальности и направления подготовки открываются исключительно по инициативе транспортных предприятий, в соответствии с их потребностями и экономическими интересами.
МИИТ не только многопрофильный, но и многоуровневый вуз, на практике реализующий задачу непрерывного обучения от подготовительного класса гимназии до постоянного дополнительного профессионального образования персонала транспорта. Окончив гимназию, можно поэтапно получить начальное профессиональное образование, пройти довузовскую подготовку, получить диплом о среднем профессиональном образовании, продолжить обучение по программам специалитета, бакалавриата или магистратуры, стать кандидатом и доктором наук.
На базе вуза действует эффективная система дополнительного профессионального образования (ДПО). Руководители и специалисты транспорта, транспортного строительства, других областей экономики могут повышать свою квалификацию и проходить переподготовку на протяжении всего трудового жизненного цикла. В настоящее время МИИТ реализует 480 программ ДПО, которыми ежегодно охвачены до 60 тысяч человек, является одним из шести российских вузов, имеющих лицензию на реализацию программ МБА.
Гордостью университета и всей отрасли является действующая с 1978 года система целевой подготовки кадров. Она гарантирует воспроизводство кадров в соответствии с потребностями железнодорожного транспорта, своевременную ротацию специалистов на всей огромной территории России, в том числе на самых отдаленных предприятиях. Живучесть этой системы не поколебали потрясения, которые испытала экономика России за последнюю четверть века. Целевая подготовка в вузах по направлениям крупнейшей транспортной компании страны – ОАО «РЖД» - и других работодателей сохраняет свою приоритетность, получает высокую оценку Президента и Правительства России, бизнеса, зарубежных партнеров.
С момента создания ИМИУ стало центром вузовской науки, формирования крупных научных школ. Ученые университета всегда двигали российскую транспортную науку к новым рубежам, формировали базу для реализации приоритетных проектов, работая в сфере научного сопровождения транспорта в режиме опережения. При этом университет всегда оставался центром воспроизводства научных кадров не только для внутренней структуры, но и эффективно снабжал ими другие вузы, научные организации и предприятия транспорта.
Сегодняшняя научная когорта МИИТ – достойные продолжатели дел своих славных предшественников.
В университете действуют 24 научные школы, имеющие общероссийское и международное признание, 115 кафедр, 8 диссертационных советов. При этом заведующими и профессорами профильных кафедр, постоянными лекторами являются ведущие ученые в области транспорта и транспортного строительства, представители Администрации Президента РФ, члены Правительства России, руководители ОАО «РЖД», Московского метрополитена и других крупных транспортных предприятий.
Направления научной деятельности университета весьма разнообразны: транспорт и транспортное строительство; логистика; информатизация; экономика транспорта; интеллектуальные транспортные системы; высокоскоростное движение; транспортная безопасность; безопасность перевозочного процесса; экология на транспорте и в городском хозяйстве; транспорт мегаполисов; управление человеческими ресурсами; правовое обеспечение деятельности транспортных систем; транспортная медицина; обеспечение доступности транспорта и т.д.
ОТВЕЧАТЬ ВСЕМ ТРЕБОВАНИЯМ
В 2015 году на базе МИИТ создан Отраслевой инновационный центр импортозамещающих технологий на транспорте. Это стало эффективным отзывом на требования времени и интересы отрасли и государства.
Транспортная наука МИИТ всегда развивается в одном пространстве с образовательным процессом – результаты новых разработок в самые короткие сроки трансформируются в содержание лекционного и лабораторного курса. Этому синтезу способствует передовая учебно-научная база. Несмотря на вызовы времени, МИИТ регулярно повышает ее потенциал и сегодня обладает самыми передовыми, не имеющими аналогов научными центрами, отраслевыми лабораториями, такими как: мультимодальный образовательный центр, центр параллельных вычислений, дом Физики, мерзлотная лаборатория, лаборатория строительства автомобильных дорог, лаборатория «Мосты и транспортные тоннели», машина центробежного моделирования и др.
ОСВОЕНИЕ АРКТИКИ: ШАГ ЗА ШАГОМ
«Визитной карточкой» МИИТ последних лет стала «арктическая» деятельность университета. Речь идет о научном обеспечении развития транспортной инфраструктуры полуострова Ямал, где добывается 90% российского газа и 40% газа, потребляемого Европой.
При активном научно-техническом сопровождении ученых МИИТ на Ямале возведена уникальная арктическая железная дорога Обская - Бованенково - Карская протяженностью 628 км. На ней возведено 70 мостов, в том числе самый длинный мост в мире за полярным кругом протяженностью 3,9 км, построенный через реку Юрибей в рекордно короткие сроки, менее чем за три года.
Впереди строительство арктической железной дороги с выходом к Северному морскому пути. Есть основания полагать, что и этот проект будет иметь «миитовский» акцент.
70 ЛЕТ «МИИТОВСКОЙ» ШКОЛЕ
Особая глава в истории МИИТ связана с международной деятельностью вуза. В этой области в 2016 году вуз отмечает еще один, четвертый по счету юбилей. Подготовку специалистов и научных кадров для зарубежных стран университет ведет 70 лет, начиная с 1946 года.
Изначально университет ориентировался на страны бывшего социалистического лагеря из Восточной Европы и Азии. Сегодня есть основания говорить, что МИИТ стал для них не только поставщиком квалифицированных кадров для транспортных комплексов. Во многом благодаря деятельности университета в ряде европейских государств, Вьетнаме, Китае, КНДР были сформированы отраслевые национальные научные и педагогические школы, внедрена система подготовки специалистов и ученых, основанная на опыте МИИТ.
Во многих государствах транспортно-строительные комплексы успешно развивались и продолжают развиваться благодаря выпускникам «миитовской» школы. Показателен тот факт, что значительное число иностранных выпускников университета впоследствии у себя на родине получили мировую известность как руководители национальных органов транспорта, ведущих вузов, транспортных предприятий, авторитетные ученые.
В 1976 году МИИТ получил орден Мира и Дружбы Венгрии за подготовку национальных инженерных и научных кадров.
В 1996 году университет награжден орденом Дружбы Вьетнама за кадровое и научное обеспечение развития национального транспортного комплекса.
В 2016 году МИИТ награжден орденом Полярной Звезды Монголии за значительный вклад в развитие железнодорожного транспорта этой страны.
Геополитические процессы конца прошлого века на пространстве бывшего СССР обусловили определенную переориентацию международной деятельности МИИТ. Партнерский пул университета стал прирастать предприятиями, вузами и научными организациями Азии, Америки, Африки, Западной Европы. МИИТ выдержал испытания жесткой конкуренции и, сохранив прежние зарубежные связи, в том числе на пространстве СНГ, значительно расширил географию и масштабы многопланового зарубежного сотрудничества.
СОТРУДНИЧЕСТВО МИРОВОГО ЗНАЧЕНИЯ
В настоящее время университет осуществляет многопрофильное сотрудничество со 143 вузами и фирмами-партнерами из 44 стран мира. МИИТ – постоянный участник и обладатель крупных международных проектов и программ, в том числе по линии ЕС (TEMPUS, Erasmus Mundus, NEAR 2, SMARTRAIL, EUTRAIN, CITISET).
В 2008 и 2010 годах МИИТ выиграл гранты Европейской комиссии по программе «Эразмус Мундус: окно внешнего сотрудничества», направленной на развитие академической мобильности между вузами Европы и России. В 2012 году университет стал обладателем гранта Европейской программы TEMPUS IV в рамках проекта «Магистр инфраструктуры и эксплуатации высокоскоростного железнодорожного транспорта в России и Украине».
Опыт МИИТ в подготовке кадров для железнодорожного транспорта, в первую очередь система целевой подготовки, вызывает высокую оценку и значительный интерес со стороны ведущих транспортных предприятий Германии, Китая, Франции.
В течение года МИИТ посещают с визитами и чтением лекций до десяти послов зарубежных государств, выступающих инициаторами новых международных соглашений о сотрудничестве.
Лекторский состав университета отличается авторитетным зарубежным представительством в лице руководителей национальных видов транспорта, ректоров крупнейших вузов Азии и Европы. Необходимо отметить, что лидеры и ведущие менеджеры самых известных в мире транспортных компаний («Альстом», «Бомбардье», «Сименс») читают лекции преподавателям и студентам МИИТ на постоянной основе.
Диплом выпускника МИИТ за рубежом – гарантия высокого качества профессионального образования, востребованности, карьерного роста в структуре самых известных зарубежных предприятий и вузов. Этот диплом является также «пропуском» в сложившиеся корпорации выпускников университета. Не случайно, что Ассоциации выпускников университета существуют не только в России, но и в Израиле, Канаде, США, Вьетнаме, Монголии.
За последние годы МИИТ значительно расширил свое присутствие, авторитет и партнерские связи на крупных международных площадках в формате Международного союза железных дорог (МСЖД), Организации сотрудничества железных дорог (ОСЖД), Координационного транспортного совещания государств – участников СНГ, Координационного совета по транссибирским перевозкам, Ассоциативных объединений отраслевых вузов России с вузами Китая и Франции.
Особо стоит отметить, что МИИТ значительно упрочил партнерство с учебными заведениями и предприятиями стран ЕС в условиях пресловутых «санкций». Причем львиная их доля относится к партнерам из стран – столпов Евросоюза: Германии и Франции. Это убедительное подтверждение исключительного международного престижа вуза, прочного и глубокого доверия, а также проявления устойчивого коммерческого интереса со стороны западноевропейского образования, науки, бизнеса.
Деятельность МИИТ последних 15 лет вывела его на уровень системного интегратора партнерства транспортных вузов и научных организаций на евро-азиатском континенте. Сегодняшний потенциал и престиж университета, достижения последних лет свидетельствуют, что вуз достойно встречает свое 120-летие.
Университет – базовый вуз Российской академии транспорта, Ассоциации вузов транспорта, Совета по образованию и науке при Координационном транспортном совещании государств – участников СНГ, Ассоциации колледжей и техникумов транспорта.
Крупными стратегическими отечественными и зарубежными партнерами МИИТ являются: Комитеты Государственной думы РФ по транспорту и по образованию, правительство г. Москвы, ОАО «РЖД», ОАО корпорация «Трансстрой», Московский метрополитен, Торгово-промышленная палата РФ, Союз транспортников России, Союз строителей железных дорог, Испанские, Китайские, Немецкие, Финские и Французские железные дороги, компании «Альстом», «Бомбардье» и «Сименс», ОСЖД, МСЖД, КТС СНГ, Координационный совет по Транссибирским перевозкам, ведущие университеты Австрии, Белоруссии, Болгарии, Вьетнама, Германии, Казахстана, Китая, Польши, Украины, Финляндии, Франции, других стран.
В 2006 году МИИТ стал лауреатом II Национальной общественной премии транспортной отрасли России «Золотая колесница» в номинации «Лидер российской транспортной науки и образования».
В 2007 году университет вошел в число победителей общероссийского конкурса высших учебных заведений, внедряющих инновационные образовательные программы.
В 2010 году МИИТ вошел в число победителей открытого конкурса по отбору программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений высшего профессионального образования.
МИИТ встречает юбилей в полной готовности к дальнейшему развитию в соответствии с интересами России. Показатели этой готовности – высокий международный престиж вуза, современная учебно-научная база, тесная связь с производством, крепкие корпоративные и исторические традиции. Но «базовым» капиталом университета являются сами миитовцы, для которых уверенное движение родного вуза вперед стало нормой не только профессиональной деятельности, но и всей жизни.
Верю, что с таким же мироощущением и осознанием своей личной роли в отрасли будут пополнять ряды транспортников и сотрудников родного вуза сегодняшние и будущие студенты университета. На этом, как говорится, стоим 120 лет.