Анатолий Цфасман, заведующий кафедрой железнодорожной медицины РАПС



Отказаться от ночных смен на железной дороге нельзя, однако такой график работы провоцирует усталость и даже увеличивает риск развития некоторых заболеваний. Тем не менее последние исследования показали, что вред от работы ночью можно сгладить.

Действительно ли работа в ночную смену является настолько негативным профессиональным фактором?

– Проблема действительно актуальная и при этом относительно новая. Ею по-настоящему начали заниматься совсем недавно и сразу поняли, насколько этот фактор неблагоприятен. Если говорить о машинисте локомотива, то долгое время самым негативным профессиональным фактором считалась тяжесть его работы, связанная с напряжением нервной системы. Психоэмоциональное напряжение стояло на первом месте. Сейчас с ним вполне конкурирует неблагоприятный сменный график работы. В мире до 20% людей работают с ночными сменами. В железнодорожной отрасли этот процент среди эксплуатационников ориентировочно доходит до 70%.

Как сменный график влияет на организм?

– Человек изначально вписан в ритм природы. Днём он должен работать, а ночью – спать. Если этот ритм жизни меняется, наступает так называемый десинхроноз: расстраивается ночной сон, снижается качество работы, обостряются хронические заболевания, сокращается срок медицинской профпригодности. При сменном графике работы человек недосыпает в неделю часов семь, и дневной сон ни по количеству, ни по качеству это время не компенсирует.

Важна ли периодичность ночных смен?

– Безусловно. Наименее вредный рабочий режим, как это ни удивительно на первый взгляд, у тех, кто трудится только в ночную смену, например монтёры пути в метро. Несколько худшей является работа с упорядоченными ночными сменами, когда человек работает день, потом ночь, потом двое суток отдыхает. Так, например, работают поездные диспетчеры. Самым неблагоприятным с рассматриваемых здесь позиций является график с хаотичным разбросом начала рабочих смен. Машинисты заступают на смену в самое разное время суток: сегодня в три часа дня, завтра в три часа ночи. В этом случае физиологическая адаптация, то есть перестройка организма, практически невозможна.

Вы говорите «практически невозможна», то есть адаптироваться всё-таки реально?

– Согласно данным опросников, людям с малым стажем работать ночью сложно, а люди с большим стажем говорят, что уже привыкли. Но это не физиологическая, а социальная адаптация к предложенным условиям. Они убеждают себя, что их организм привык, но это не совсем так.

Сколько нужно времени, чтобы восстановиться после одной ночной смены?

– Неплохо было бы иметь две спокойные ночи сна дома. Лучше всего для этого подходят тихие и тёмные помещения с оптимальной температурой, можно использовать затемняющие матерчатые «очки», чтобы свет через веки не попадал на сетчатку глаза.

Что же всё-таки происходит в организме, когда мы трудимся ночью?

– В мозге находится шишковидная железа, которая вырабатывает мелатонин. Это гормон, который управляет суточными ритмами, и до 70–80% его вырабатывается ночью в темноте. Мелатонин действует на десяток разных функций организма, в том числе повышает иммунитет и замедляет процесс старения. Он также защищает от стрессов и депрессий. Соответственно, если человек ночью работает при свете, то мелатонин не вырабатывается, что увеличивает риск многих заболеваний. Да, он придёт домой и ляжет спать, но сон этот будет неполноценным, и мелатонин не будет вырабатываться в необходимом количестве. Однако об этом стоит говорить безотносительно к машинистам.

Почему для машинистов вы делаете исключение?

– В работе машиниста есть такой позитивный фактор – он работает ночью в тёмной кабине, где у него в это время хорошо вырабатывается мелатонин. Наши исследования, которые претендуют на то, чтобы быть первыми в мире, показали, что выработка мелатонина на 90% зависит именно от того, что человек находится в темноте, а не от самого сна.

Но это пока только исследования... К слову об исследованиях, сейчас эксперты Научного клинического центра РЖД изучают препарат, который должен частично решить проблему десинхроноза.

– Мелатонин можно принимать в виде таблеток. Когда-то это считалось пищевой добавкой, но сейчас его перевели в разряд лекарств. Он используется для восстановления биоритмов, улучшения сна. Некоторые фармакологические компании считают, что он абсолютно безвреден, но всё же здесь нелишним будет совет врача. У препаратов бывают свои негативные последствия. У некоторых пациентов лекарство вызывает индивидуальные реакции, которые могут выражаться в головной боли и затянувшейся сонливости. В целом же мелатонин в таблетках в рассматриваемой здесь проблеме полезен.

Но принимать его водителям не советуют. Как же тогда он может подходить машинистам?

– Да, это препарат снотворный, поэтому принимать его перед работой человеку нельзя. Он показан машинистам перед ночным сном дома, ведь у половины работающих машинистов ночной сон расстроен. Но применять его нужно не позднее чем за 8 часов до начала смены, так как его действие длится 6–7 часов.

А как же быть со снотворными препаратами, которые помогают машинисту заснуть? Их применять можно?

– Сильное снотворное у работников локомотивных бригад применимо при выраженной необходимости и только эпизодически и задолго до рабочей смены. Большинство таких снотворных имеет длительное действие, что угрожает безопасности движения.

Помимо недостаточной выработки мелатонина, какие ещё проблемы есть?

– Существует проблема соотношения работы и артериального давления. Ночью, когда человек спит, его давление значительно ниже, чем днём. Наши специальные исследования показали, что у машиниста, работающего ночью, давление ниже, чем днём, но не в такой степени, как если бы он спал. Всё-таки оно понижено, а это может влиять на качество работы.

У нас есть фармакологические стимуляторы, которые повышают качество работы машиниста. Мы можем дать ему соответствующий препарат, но как сделать так, чтобы организм при этом не изнашивался, ведь всё, что стимулирует, ухудшает здоровье?!

Что делается в целом для оптимизации баланса между производственной необходимостью и сохранением здоровья машиниста, работающего по графику с ночными сменами?

– Во-первых, в существующих регламентирующих документах этому вопросу уделено соответствующее внимание: работа не более двух ночей подряд, определены продолжительность смен и отдыха между ними, отдых в пунктах оборота. Данный регламент является компромиссным между производственной необходимостью и физиологическими требованиями. Во-вторых: в Научном клиническом центре РЖД разработаны специальные рекомендации по профилактике и коррекции нарушений, которые могут иметь место у работников локомотивных бригад в связи с работой с ночными сменами.


Беседовала Александра Посыпкина

Фото: MIIT.RU


Источник: Газета «Гудок», № 10