
Находящееся на пороге масштабной реконструкции предприятие вместе со своим пассажирским терминалом – Белорусским вокзалом каждые сутки обслуживает 34 пары пассажирских поездов дальнего следования и 139 пар пригородных. Это около 200 тыс. пассажиров.
Сегодня Москва-пассажирская Смоленская Московско-Смоленского центра организации работы железнодорожных станций (ДЦС-3) – это 42 пути, 110 стрелочных переводов. Уникальна транзитная роль станции: через неё возможно сквозное движение по Алексеевской соединительной ветви в трёх направлениях: белорусскому, савёловскому, курскому. Отсюда отправляется аэроэкспресс в Шереметьево, и «Ласточка» в Смоленск, международные поезда на Париж, Прагу, Берлин, Ниццу, Вену.
Здесь же средоточие железнодорожной инфраструктуры: эксплуатационное локомотивное депо им. Ильича, пассажирское вагонное депо Москва-Смоленская (ЛВЧД-14) Федеральной пассажирской компании, хозяйства путейцев, эсцебистов, энергетиков, комплекс водоснабжения для экипировки пассажирских поездов. Эксплуатируется пять парков своих плюс задействовано ещё два парка станции Москва-товарная Смоленская; когда-то это было единое предприятие, но с ростом объёмов и специализации пассажирской работы товарная станция обособилась и отступила вглубь обширной производственной территории.
– Технология работы на этой внеклассной станции – это прежде всего технология взаимодействия различных предприятий, служб, подразделений, – рассказывает Дмитрий Трумель, возглавивший станцию в апреле 2014 года. – Каждый обязан понимать своё место и задачи в цепочке сложного технологического процесса, которая нигде не должна разомкнуться. Не ориентируясь в работе смежников, не координируя со смежниками свои действия, здесь добиться успеха нельзя.
Впереди у станции, как и у всего участка Москва – Одинцово, – масштабная реконструкция, сопряжённая со значительным обновлением технологии. Пассажирские поезда московского формирования (восемь пар) уйдут на станцию Москва-пассажирская Киевская. Вместе с ними будут ликвидированы пути депо ЛВЧД-14, где сейчас проводится текущий отцепочный ремонт, эти функции возьмёт на себя депо ЛВЧД-15 на Киевской. На Смоленской же останутся поезда белорусского формирования и электропоезда, объём движения которых резко возрастёт с пуском 52 пар ускоренных экспрессов Москва – Одинцово, Москва – Усово. Курсировать они станут каждые 15 мин. Вообще, по плану реконструкции белорусское и киевское направления будут тесно интегрированы, для передачи пассажирских и грузовых составов построят соединительную ветвь Одинцово – Внуково. Это со временем даст возможность отправлять с Белорусского вокзала аэроэкспрессы в три московских аэропорта.
Трудно поверить, но с делами столь крупной станции успешно управляется коллектив всего из 53 железнодорожников. Это заместитель её начальника, главный инженер, 12 дежурных по станции, пять маневровых диспетчеров, девять дежурных по парку, 15 составителей поездов, семь операторов поста централизации, три инженера. Пятеро из старожилов – дежурные по станции Владимир Филипп, Татьяна Козелкова и Лидия Литвинова, составитель Анвярь Хасянов, маневровый диспетчер Николай Скребков – гордость предприятия, у каждого за плечами более 30 лет безупречной работы, бесценный опыт и мастерство, наставничество над молодой сменой. В числе лучших также Александр Мешков, Юрий Булычёв, Марина Ханагова. И хотя средний возраст коллектива 38–40 лет, руководить одной из ключевых станций Мосузла доверено молодому, но уже опытному и хорошо проявившему себя в Очаково Дмитрию Трумелю.
– Это перспективный руководитель, при нём станция Очаково получила звание «Предприятие эффективных технологий и эстетики», – отмечает начальник ДЦС-3 Виталий Шельгов. – Он ставит перед собой амбициозные цели. У Трумеля есть программа развития станции Москва-пассажирская Смоленская, надеемся, что она тоже со временем получит почётное звание.
Дмитрию Трумелю – всего 30, он коренной москвич, учился в 243 лицее при МИИТе, в 2006 году окончил МИИТ, ещё студентом начал работать дежурным по парку на станции Кунцево-1, затем стал дежурным по станции Москва-Бутырская, ревизором движения, пять лет был заместителем начальника этого предприятия. Далее возглавил станцию Очаково, где проявились лидерские и организаторские качества Трумеля. А сам он стал приметной фигурой в ДЦС-3, благодаря чему с ним уже давно познакомились и читатели «Московского железнодорожника». Внеклассная станция – следующий закономерный этап трудовой биографии. У Дмитрия надёжный тыл – супруга Татьяна, растут два сына – Алексей и Александр.
– Начальник станции обязательно должен быть хорошим психологом, – делится профессиональными секретами Дмитрий Витальевич. – Ведь на железной дороге работают не механизмы, а люди со своими житейскими проблемами. Обстоятельства бывают разные. К каждому железнодорожнику нужен свой подход, к каждому надо найти ключ. Понять, когда за ошибками в работе кроется лень, нерадивость, а когда – семейные неурядицы, неважное самочувствие. Ведь работника, выходящего на путь в плохом настроении, подстерегает опасность: он становится невнимательным, неосторожным. И в этой ситуации задача начальника – предупредить ЧП, предостеречь, выслушать, помочь, может быть, предоставить отгулы или отпуск, может – похлопотать о материальной помощи. На производстве важно сплотить вокруг себя коллектив. Главная наша задача – обеспечить перевозочный процесс. Ведь мы, работники пассажирского комплекса, трудимся в сфере услуг. А это значит, что услуги надо оказывать качественно.
Игорь Ленский
Фото автора