Федеральный закон РФ от 3 февраля 2014 года № 15-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения транспортной безопасности» привнес существенные изменения в процессы подготовки и аттестации сил обеспечения транспортной безопасности, а также подразделений для защиты объектов транспортной инфраструктуры.
За период реализации программы обеспечения транспортной безопасности с 2010-го по 2013 год число преступлений на объектах железнодорожного, воздушного и водного транспорта в России сократилось на 29,2 %.
Объединить усилия
Человеческий фактор - один из самых уязвимых элементов системы защиты транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Особенно актуально это для железнодорожного и автомобильного транспорта, характерными особенностями которого являются открытость и значительный пассажиропоток и грузооборот. С учетом технологической связанности транспортных коммуникаций государств - участников СНГ, а также актуальных задач по развитию транспортных коридоров необходимо усиление проводимой работы, которое соответствует новым вызовам и угрозам.
В связи с этим для определения проблемных вопросов в данной сфере и основных путей их решения, выявления наилучших практик представляется необходимым в рамках Совета по образованию и Совета по безопасности на транспорте при КТС СНГ приступить к системной работе, направленной на гармонизацию подходов к подготовке персонала, принимающего непосредственное участие в защите транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства. Тем более что План работы Совета по безопасности на транспорте при КТС СНГ на период 2012-2015 годов уже предусматривает разработку предложений по гармонизации учебно-методической деятельности образовательных организаций государств - участников СНГ, а также определение базовой организации в области методического обеспечения подготовки и аттестации персонала, непосредственно связанного с транспортной безопасностью. Эту работу планируется проводить в тесном взаимодействии с Советом по образованию.
Наиболее целесообразным представляется сосредоточиться на решении следующих задач:
> разработка универсальных подходов к определению категорий работников, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности, для организации их подготовки;
> определение совокупности знаний, умений и навыков, необходимых конкретным категориям персонала, непосредственно связанного с транспортной безопасностью;
> создание методики выявления потребности в подготовке, переподготовке и повышении квалификации персонала в сфере обеспечения транспортной безопасности;
> разработка предложений по организации обучения, включая содержание и форму реализации программ профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала, в том числе с использованием передовых образовательных технологий;
> формулировка предложений по формам и методикам оценки эффективности образовательных программ в области обеспечения транспортной безопасности.
Обучение в соответствии с актуальными потребностями
В целях реализации требований ФЗ РФ от 09 февраля 2007 года № 16-ФЗ «О транспортной безопасности» Федеральное агентство железнодорожного транспорта на базе Академии комплексной безопасности МГУПС (МИИТ) создало Учебный центр транспортной безопасности, который уже приступил к решению названных задач. Он располагает современной материально-технической базой и квалифицированными преподавателями. Главными задачами академии стали:
> профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности;
> подготовка преподавательского состава учебных центров по транспортной безопасности, образуемых на базе железнодорожных вузов РФ.
Кроме того, академия осуществляет:
> повышение квалификации специалистов в сфере: мобилизационной подготовки и гражданской обороны, промышленной безопасности;
> оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта;
> разработку методик и программ профессиональной подготовки персонала, участвующего в обеспечении безопасности населения на транспорте.
В части научной работы академия проводит:
> научные исследования по прогнозированию, предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на объектах транспортного комплекса;
> научные исследования по оценке техногенных, экологических и экономических рисков при железнодорожных перевозках;
> научно-исследовательские и научно-технические работы по повышению уровня защищенности транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства;
> разработку методов, систем и средств обеспечения безопасности объектов транспортной инфраструктуры.
Подготовку в академии проходят специалисты таких организаций, как ОАО «Российские железные дороги», ГУП «Московский метрополитен», Федеральное агентство воздушного транспорта «Росавиация», Ассоциация «Промжелдортранс» и других.
Готовы предложить
В октябре 2013 года в Минске состоялось Координационное транспортное совещание государств - участников СНГ. В ходе него Совет по образованию рекомендовал активнее использовать имеющиеся возможности и накопленный опыт Академии комплексной безопасности МГУПС (МИИТ) для подготовки и повышения квалификации кадров государств - участников СНГ, осуществляющих перевозку грузов и пассажиров в международном сообщении.
В связи с этим университет способен сделать ряд конкретных предложений, направленных на повешение эффективности этой совместной работы.
Во-первых, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников в области обеспечения транспортной безопасности должны строиться по принципу непрерывности. Поэтому эти процессы должны быть тесно увязаны с вопросами аттестации и обеспечивать надлежащий уровень знаний необходимых нормативно-технических документов, знаний прикладного характера, закрепление и развитие умений и навыков.
Во-вторых, необходимо ориентироваться на разработку типовых программ модульного типа, которые, возможно, с учетом национальной специфики будут использовать в учебных центрах и вузах стран, находящихся в международном транспортном сообщении. Такие программы должны включать в себя модули, каждый из которых позволяет освоить необходимые теоретические знания, приобрести практические навыки, проверить качество полученных умений и сделать вывод о профессиональной компетентности.
Достоинство таких программ - возможность освоения отдельных модулей последовательно или параллельно по персональному плану обучающегося, а также использование их в сетевом варианте без дополнительной адаптации и переработки. Это очень важно для получения знаний прикладного характера.
В-третьих, на основе имеющегося опыта по ряду вопросов можно было бы уже сейчас в рамках Совета по образованию КТС СНГ приступить к разработке учебно-методической литературы для обеспечения учебного процесса по транспортной безопасности. Такая работа поможет быстрее определить перечень вопросов, требующих особого внимания, и найти взаимоприемлемые варианты для их решения.
Эффективное решение
Академия комплексной безопасности активно сотрудничает с организациями и структурами транспортного комплекса в области разработки и реализации перспективных направлений и проектов, направленных на повышение уровня транспортной безопасности, принимает участие в научно-практических конференциях. Сотрудниками АКБ МИИТ разработан программно-технический комплекс информационной поддержки специалиста по оценке уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. Комплекс представляет собой универсальный комплект специалиста, включающий в себя максимальный набор оргтехники для проведения соответствующих работ (ноутбук, цифровая видео-, фотокамера, принтер, измерительные приборы и другие) с программным обеспечением.
Функциональные задачи, решаемые комплексом:
> электронный документооборот, инструментальная и информационная поддержка при проведении оценки уязвимости ОТИ и ТС железнодорожного транспорта;
> анализ состояния ОТИ и ТС;
> планирование работы по оценке уязвимости ОТИ и ТС.
Применение этого программно-технического комплекса позволит значительно сократить время оценки уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств (по временному критерию примерно на 40-50% от общего объема времени, затраченного на обследование объекта), оперативно обрабатывать информацию, полученную в ходе обследования объекта, и передавать ее при необходимости.
На базе академии планируется проведение обучения специалистов организаций, проводящих оценку уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта, работе на программно-техническом комплексе. В целях совершенствования учебного процесса разработан и применяется на практике учебно-методический комплекс.
В реализации требований Федерального закона «О транспортной безопасности», а также оснащении и развитии Учебного центра АКБ МИИТа важную роль играет Росжелдор. На протяжении 10 лет его деятельности Московский государственный университет путей сообщения (МИИТ) ощущает неоценимую поддержку на всех уровнях. В эти юбилейные дни коллектив МГУПС (МИИТ) поздравляет руководителей и сотрудников Росжелдора с 10-летием и желает крепкого здоровья, благополучия, высоких профессиональных достижений и большого личного счастья!
Ректор Московского государственного университета путей сообщения (МГУПС (МИИТ) д.т.н., профессор Лёвин Б.А., директор Академии комплексной безопасности МГУПС (МИИТ) д.т.н., профессор Пономарёв В. М., заместитель директора по научной работе Академии комплексной безопасности МГУПС (МИИТ) к.т.н. Ульянов В.А.