
У студентов Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ) в разгаре летний трудовой семестр. В университете существует несколько студенческих отрядов, каждый из которых специализируется на определённом виде деятельности. Наш рассказ о том, чем живёт отряд проводников пассажирских вагонов.
– Подготовка к лету и набор бойцов начинается сразу после новогодних каникул, – рассказывает его командир, студент третьего курса Александр Ехлаков. – Мы вывешиваем объявление, в котором приглашаем ребят поработать летом проводниками. Принимаем всех желающих, независимо от того, на каком факультете человек учится. Конечно, идут с сугубо производственных факультетов – локомотивного и вагонного хозяйств, организации перевозочного процесса. Но есть и юристы, и экономисты. В этом году в отряде 174 человека. И каждый в процессе производственной деятельности может познать, что же представляет железная дорога сегодня.
Как обычно, члены отряда проводников МИИТа распределены во все московские пассажирские вагонные депо. Одним из самых постоянных партнёров университета является депо Николаевка. В этом сезоне в депо работают 45 студентов.
– После того как отряд укомплектован, – продолжает свой рассказ Александр, – ребята в течение трёх месяцев проходят обучение в стенах университета. Ежедневно преподаватели читают будущим проводникам лекции по безопасности движения, охране труда, устройству и технической эксплуатации вагона, пожарной безопасности, первой медицинской помощи, сервису. Оплачивает теоретическую подготовку будущих проводников ОАО «Федеральная пассажирская компания». Затем – экзамен. И вот уже студент готов к работе. Но прежде чем подписать трудовой договор с компанией, студенты проходят медицинскую комиссию. В случае невыполнения студентом договора, согласно которому он обязан отработать на предприятии положенный срок, ему придётся возместить стоимость обучения, а это ни много ни мало – шесть с половиной тыс. руб. Добавлю, что те ребята, которые работают в депо не первый раз, ни в обучении, ни в сдаче экзаменов не нуждаются, ведь у них уже есть соответствующие «корочки».
В студенческом отряде, продолжает мой собеседник, ребята хорошо знают друг друга. Ведь все они учится в МИИТе, многие живут в общежитии. Отсюда – сплочённость и взаимопонимание.
Предприятия московского филиала ОАО «ФПК» обслуживают разные направления, и студентам предоставляется возможность выбирать наиболее интересные для каждого из них. Например, те, кто трудятся в депо Москва-3, могут поехать даже во Владивосток.
– В принципе, разницы в служебных обязанностях, где бы ты ни трудился, нет, – рассуждает по этому поводу Александр Ехлаков. – Один год можно поработать на одном направлении, в дальнейшем – на других. Как видите, у наших ребят, кроме всего прочего, есть возможность и страну посмотреть. Я, например, уже побывал в Мурманске, Новороссийске, Великом Новгороде, Анапе...
Григорий Манернов, студент второго курса МИИТа – боец студенческого отряда первый год. Но начальные впечатления от работы проводника уже получил.
– Я сделал пять рейсов, – рассказал он. – Первые две поездки – в качестве стажёра с кадровыми проводниками. Затем – самостоятельная работа. Первые впечатления? Кто-то, совершив пару поездок, разочаровывается, а кто-то уже каждое своё студенческое лето не представляет без этой работы. Я, наверное, из второй категории. У меня с первого рейса всё пошло как по маслу. Была, правда, парочка пассажиров, которые выпили в дороге немножко. Ну, пошумели, и всё обошлось... А в основном люди доброжелательные. За эти пять рейсов мы с напарником заработали три благодарности. Первая поездка была в Самару, а сейчас в Анапу ездим. Правда, там стоянка у нас всего три часа. Моря, в отличие от Адлера, не видим. Но зато фруктов поели свежих.
Работа проводника, по мнению пассажирщиков, конечно же, мужская. Но так сложилось, что в этой профессии сейчас в основном женщины. И в студенческом отряде девушек тоже больше. Благо что летом отсутствуют те многочисленные нюансы, которые усложняют работу проводника в зимнее время.
– Да, физически работа проводника тяжёлая, – продолжает Александр Ехлаков. – Но, учитывая, что это оплачивается неплохо, не всё так страшно. В регионах, к примеру, откуда основная часть наших студентов приехала, даже их родители не всегда такие деньги зарабатывают. З�� сезон студент может получить до 80 тыс. Но это в том случае, если он обслуживает маршруты на Украину или в Белоруссию. А стандартная зарплата – порядка 20 тыс. руб. в месяц. По сравнению со стипендией, которая составляет около полутора тыс. руб., это неплохо. Мы с Григорием родом из Ярославля, есть ребята из Курска и из других городов. А вот москвичей в моей учебной группе из 20 человек всего трое. Не очень-то столичная молодёжь «железку» жалует. Соответственно в студенческих отрядах студентов-москвичей тоже мало. Не хочу обижать столичных жителей, но мы, провинциалы, более самостоятельные люди. Мы сами получали целевые направления на учёбу, родители нас к этому не подталкивали, это был наш выбор. В Москве же мамы и папы берут своих детей очень часто к себе на фирму. И нашим ребятам то же сделать предлагают. Но это не для нас. Наша цель – чему-то научиться, стать специалистами, востребованными людьми.
Я в семье – первый железнодорожник. Не знаю, почему, но с детства поезда меня привлекали. У нас в городе есть детская железная дорога. Первые профессиональные навыки я получил именно там.
Считаю, что работа проводника – настоящая школа жизни. Здесь присутствует всё: и производство, и психология. Когда поездишь годик-другой, человека видишь чуть ли не насквозь и понимаешь, что от него можно ожидать, – либо поест он свою курицу с картошечкой, а затем спокойно будет похрапывать, либо водочки выпьет и права качать начнёт. В составе студенческого отряда я езжу второй год. За это время не было ни одного ЧП. Даже неинтересно. Хотя другие рассказывают, что и фанатов перевозили, и усмиряли пассажиров, которые стёкла в вагонах били.
Мой следующий собеседник – Галина Кузнецова, начальник резерва проводников депо Николаевка, в котором сейчас трудятся студенты. Интересуюсь у неё, какова разница между бойцами студенческого отряда, работниками аутсорсинга и кадровыми проводниками.
– В последние годы у нас проблем со студентами вообще нет, – отметила Кузнецова. – Могу ответственно заявить, что у студентов отношение к работе более серьезное, чем у представителей аутсорсинговых фирм. Это заметно даже по внешнему виду. Поэтому студентов мы ставим и на более серьёзные маршруты, так же как и кадровых работников.
– Поработав в студенческом отряде проводников, многие из нас делают окончательный вывод на предмет выбранной профессии железнодорожника – его это призвание или нет, – итожит нашу беседу Александр Ехлаков. – Ведь железная дорога – это не только новенький вагон с кондиционером, холодильником, биотуалетом и микроволновочкой. Бывает, что и старый достанется, и люди неадекватные отправятся в поездку... А мы должны быть готовы к этому.
Факты: В Московском университете путей сообщения (МИИТ) сегодня действует несколько студенческих отрядов: один отряд проводников пассажирских вагонов, один – помощников машинистов электровоза, три отряда путейцев, работающих совместно с ПМС, один отряд строит олимпийские объекты в Сочи, три педагогических коллектива, которые трудятся в отраслевых детских лагерях отдыха, а также отряд волонтёров, восстанавливающих Иосифо-Полоцкий монастырь.
Автор: Евгений Агадулин
Фото: архив МИИТ