30 ноября 2011 г. Выступление д.т.н., профессора Б.А. Лёвина на конференции трудового коллектива МИИТ, посвящённой выборам ректора университета (Слайд 1)

 

Уважаемые коллеги!

Прежде, чем начать отчёт о деятельности университета за последние пять лет, позвольте вспомнить о людях, которые за это время много сделали для блага МИИТ, но, к сожалению, ушли из жизни. Это (Слайды 2-5):

- Загорский Геннадий Сергеевич, проректор по информатизации, профессор, заведующий кафедрой «Машиноведение и сертификация транспортной техники»;

- Александров Анатолий Васильевич, профессор кафедры «Строительная механика»;

- Бобылев Анатолий Иванович, профессор, заведующий кафедрой «Теория и история права и государства»;

- Болотин Александр Васильевич, профессор, заведующий кафедрой «Экономика, организация и управление производством»;

- Ерохин Юрий Александрович, профессор кафедры «Геодезия и геоинформатика»;

- Иванова Валентина Фёдоровна, профессор, заведующая кафедрой «Психология, социология, государственное и муниципальное управление»;

- Кочнев Виктор Фёдорович, профессор, заведующий кафедрой «Электроника и защита информации»;

- Мамошин Ревмир Романович, профессор кафедры "Электротехника, метрология и электроэнергетика»;

- Мельникова Вера Евгеньевна, доцент, заведующая кафедрой «Правоведение»;

- Мышкис Анатолий Дмитриевич, профессор кафедры «Прикладная математика -1»;

Чубуков Георгий Васильевич, профессор, заведующий кафедрой «Природоресурсное право и предпринимательское право»;

Шубко Владимир Григорьевич, профессор, заведующий кафедрой «Железнодорожные станции и узлы»;

Шульга Валерий Яковлевич, профессор кафедры «Экономика строительного производства»;

Щербинин Валентин Андреевич, профессор кафедры «Философия и культурология».

Предлагаю почтить их светлую память минутой молчания.

Разрешите ознакомить вас с основными итогами работы МИИТ за 2007-2011 г.г. (Слайд 6).

Наш вуз недавно отметил свое 115-летие. Оценкой исторического вклада МИИТ в развитие транспорта и его сегодняшнего потенциала являются слова Президента РФ Д.А. Медведева (Слайд 7).

Основные события в жизни вуза за последние пять лет (Слайд 8):

- 2007 г. Победа в общероссийском конкурсе вузов, внедряющих инновационные образовательные программы;

- 2008 г. Грант Европейской Комиссии по программе «Эразмус Мундус: окно внешнего сотрудничества»;

- 2009 г. Формирование на базе МИИТ крупнейшего университетского образовательного комплекса РФ;

- 2010 г. Победа в открытом конкурсе по отбору программ развития инновационной инфраструктуры федеральных образовательных учреждений ВПО;

- 2010 г. Грант Европейской Комиссии по программе «Эразмус Мундус: окно внешнего сотрудничества».

Университет достойно участвовал в реализации многих крупных международных проектов, в том числе по линии ЕС (Слайд 9).

Проведена значительная работа по оптимизации структуры университетского комплекса МИИТ (Слайды 10-11).

На сегодня МИИТ представляет собой крупнейший научно-образовательный комплекс России с высококвалифицированным профессорско-преподавательским составом (Слайды 12-13) и самой передовой учебно-научной базой (Слайд 14).

В 2011 году впервые доходы от НИР превысили сумму 700 млн. руб. (Слайд 15).

Университет продолжает оставаться лидером в областях научного обеспечения транспорта страны (Слайд 16) и дополнительного профессионального образования (Слайд 17).

Значительные шаги сделаны в плане расширения международного сотрудничества, повышения международного авторитета и уровня информатизации университета (Слайды 18-20).

Несмотря на внешние вызовы времени, университет стабильно наращивал свои доходы (Слайд 21-22), а в структуре расходов (Слайд 23) основное место (до 60 процентов) занимает заработная плата сотрудников.

Нам удалось добиться постоянного повышения доходов ППС и всех остальных категорий персонала (Слайды 24-26).

Несмотря на демографический спад, приём в вуз оставался стабильным (Слайд 27).

Практически все выпускники МИИТ трудоустраиваются на транспорте и в других сферах экономики и социальной деятельности (Слайд 28).

Руководство вуза проводило целенаправленную политику по социальной защите сотрудников (Слайд 29).

Несмотря на объективные сложности, связанные с формированием единого комплекса МИИТ, проведена большая работа по развитию имущественного комплекса вуза (Слайды 30-31).

МИИТ активно позиционирует себя во внешней среде. На базе вуза действуют (Слайд 32):

- Учебно-методическое объединение по образованию в области транспорта и транспортного строительства;

- Ассоциация вузов транспорта РФ;

- Ассоциация колледжей и техникумов транспорта РФ;

- Международная Ассоциация транспортных вузов;

- Совет по образованию и науке при Координационном транспортном совещании государств-участников СНГ.

Предстоящая пятилетка для университета должна стать пятилеткой инновационного прорыва (Слайды 33-34).

Программа развития МИИТ на 2012-2016 г.г. разработана в соответствии с:

- государственной политикой по формированию крупных инновационных научно-образовательных комплексов;

- реформированием системы профессионального образования в России;

- главными тенденциями развития транспортного комплекса государства и основными задачами кадрового и научного обеспечения Транспортной Стратегии России.

Стратегическая цель развития МИИТ на ближайшее пятилетие определяется его миссией: сохраняя и развивая вековые традиции и базовые ценности отечественного транспортного образования, фундаментальной и прикладной науки, обеспечивать на уровне высших современных достижений, инновационных технологий и принципов управления образовательную, научную и социально-культурную деятельность университета; содействовать системной интеграции отраслевой транспортной науки, инженерного образования и инновационной деятельности в целях развития кадрового, научного, технологического и производственного потенциала единого транспортного комплекса России.

МИИТ будет развиваться как ведущий научно-образовательный центр, способный обеспечить мировой уровень образовательных программ, исследований и разработок по приоритетным, в том числе общетранспортным, направлениям инновационного развития транспортной системы России.

При этом должны быть созданы условия для творческого, мотивированного труда профессорско-преподавательского состава, других категорий работников, реализованы механизмы своевременной ротации кадров, социальной поддержки сотрудников.

Основными результатами реализации Программы должны стать:

В области управления университетом:

- дальнейшая оптимизация структуры вуза за счёт создания крупных региональных филиалов, обеспечивающая непрерывность образования, интеграцию научно-педагогического потенциала, повышение престижа головного вуза и филиалов, развитие их учебно-научной базы, расширение круга партнёров, рост внебюджетных доходов;

- реализация наиболее оптимальных механизмов взаимодействия головного вуза и филиалов;

- создание единого информационного пространства университетского комплекса МИИТ;

- дальнейшее расширение прав структурных подразделений и филиалов МИИТ в самостоятельном распоряжении внебюджетными доходами.

В области учебной и учебно-методической деятельности:

- совершенствование системы довузовской подготовки (в том числе на базе филиалов);

- дальнейшее развитие учебно-научной базы за счёт создания новых (модернизации существующих) центров и лабораторий, оснащённых современным оборудованием;

- внедрение инновационных (в том числе электронных и дистанционных) образовательных технологий подготовки кадров всех уровней;

- дальнейшее совершенствование организации учебного процесса (создание условий для эффективной деятельности кафедр, расчёт учебной нагрузки, оптимальное формирование учебных потоков, совместное использование аудиторного фонда головного вуза и филиалов и т.д.);

- реализация учебных планов и программ подготовки специалистов общетранспортного профиля;

- модернизация структуры учебного процесса, сочетающая уровневую систему высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура) с сохранением специалитета, способствующая академической мобильности студентов и выбору ими индивидуальных образовательных траекторий;

- повышение уровня учебно-методической работы и успешное прохождение университетом в 2012 году государственной аккредитации;

- совершенствование системы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава университета на базе ФПКП МИИТ;

- обеспечение высокой степени интеграции науки и образования за счёт непрерывного обновления содержания образовательных программ, включения получаемых новых научных результатов в программы учебных дисциплин, чтения спецкурсов, основанных на проблематике научных исследований кафедр и научных лабораторий, широкого привлечения студентов к проведению научных исследований, проведения производственных практик в академических и отраслевых НИИ.

В области научно-технической деятельности:

- увеличение объёмов НИОКР по заказам Министерства транспорта РФ, Федерального агентства железнодорожного транспорта, реального сектора экономики;

- создание условий для эффективной деятельности научных школ, развития их сотрудничества с институтами РАН, крупными отечественными и зарубежными предприятиями, фирмами, ведущими российскими и зарубежными транспортными и техническими университетами;

- наращивание объёмов изобретательской и патентно-лицензионной деятельности;

- воспроизводство научных кадров для транспорта, в том числе за счёт повышения эффективности деятельности диссертационных советов, аспирантуры и докторантуры МИИТ;

- открытие научных подразделений МИИТ на базе передовых предприятий и НИИ транспорта.

В области укрепления инновационной структуры:

- выход на новые рынки реализации научной продукции;

- обеспечение полного инновационного цикла транспортных проектов общефедерального и регионального уровня;

- активное участие университета, академий, институтов, филиалов и кафедр в федеральных конкурсах инновационных разработок;

- обеспечение финансовой устойчивости университета за счёт эффективной коммерциализации результатов его интеллектуальной деятельности, широкой диверсификации направлений научных исследований, увеличения объёмов экспорта образовательных услуг, привлечения инвестиций стратегических партнёров;

- оптимальное использование возможностей студенческого бизнес-инкубатора, инновационных хозяйственных обществ, а также создаваемых на базе МИИТ внедренческих структур.

В области дополнительного профессионального образования:

- наращивание объёмов ДПО на базе подразделений и филиалов МИИТ;

- расширение круга партнёров в сфере ДПО среди государственных структур, предприятий транспорта, транспортного строительства и других сфер экономики;

- увеличение числа программ и объёмов ДПО в масштабах МБА.

В области развития партнёрства с производством:

- кадровое и научное обеспечение развития транспорта с учётом реальных потребностей предприятий в специалистах всех уровней;

- практическая подготовка студентов на передовых предприятиях, использующих инновационное оборудование и технологии;

- открытие новых специальностей, специализаций и направлений подготовки кадров в соответствии с потребностями транспорта;

- реализация оптимальных механизмов партнёрства с ОАО «РЖД», филиалами, предприятиями и ДЗО Компании;

- увеличение масштабов целевой подготовки кадров, в том числе за счёт расширения заказчиков со стороны предприятий транспорта, транспортного строительства, других областей экономики.

В области развития материально-технической базы:

- увеличение объёмов средств (в том числе собственных), выделяемых на ремонтно-восстановительные работы, дальнейшее благоустройство университета, содержание и эксплуатацию зданий и сооружений, приобретение оргтехники, мебели, учебного оборудования и т.д.;

- восстановление исторического облика университета, увековечивание памяти миитовцев – участников ВОВ, выдающихся учёных и преподавателей университета.

В области международного сотрудничества:

- дальнейшее расширение числа и географии зарубежных партнёров (предприятий, научных организаций, вузов);

- активное участие в крупных международных проектах (в том числе по линии ЕС);

- дальнейшее увеличение контингента иностранных студентов и аспирантов, рост масштабов международной академической и студенческой мобильности;

- эффективный экспорт образовательных и научных услуг.

В области социальной поддержки сотрудников:

- создание необходимых условий для эффективной деятельности всех категорий работников университета (оснащение оргтехникой и инвентарём, соблюдение санитарно-гигиенических норм, требований охраны труда и техники безопасности и т.д.);

- сохранение практики последних лет, предусматривающей выделение на заработную плату не менее 50 процентов от общих доходов университета;

- реализация системы стимулирующих доплат к заработной плате;

- развитие системы поддержки аспирантов и молодых учёных;

- строгое соблюдение положений Коллективного договора между администрацией и Профсоюзной организацией работников университета.

 

Презентация выступления д.т.н., профессора Б.А. Лёвина на конференции трудового коллектива МИИТ: презентация MS PowerPoint

Источник: Отдел по связям с общественностью