
В название этого вуза заложен один из основных символов движения, символ дороги. Вот уже 115 лет МИИТ готовит кадры для сферы транспорта… и не только для нее. И каждый учебный год начинается с церемонии передачи от выпускников к первокурсникам ключа знаний, бороздка которого складывается в название вуза.
В год, юбилейный для МИИТ, хочется пожелать, чтобы все сотрудники и выпускники университета – настоящие и будущие, могли открыть этим ключом знаний любую дверь. И чтобы дороги всегда были интересны и никогда не замыкались бы в кольцо.
Интервью с ректором МИИТ Б.А.Лёвиным.
– Борис Алексеевич, прежде всего позвольте присоединиться ко всем поздравлениям в адрес МИИТа, отмечающего 115-ю годовщину со дня своего основания. Вузу, который уже много лет является флагманом отечественного образования в области развития транспорта и транспортных систем, хочется пожелать сохранения лидирующих позиций. А Вам и вашим коллегам – творческих успехов в науке, которая притягивает множество юных и сохраняет романтический флер…
В 2007 и 2010 годах МИИТ становился победителем федеральных конкурсов среди вузов, внедряющих инновационные программы развития. Будет ли университет добиваться присвоения статуса национального исследовательского университета?
– Эта тема обсуждается. В год 115-летия вуза МИИТ посетил Председатель Правительства РФ Владимир Владимирович Путин. После знакомства с нашим Мультимодальным образовательным центром глава Правительства дал поручение соответствующим министерствам и ведомствам проработать вопрос о создании на базе МИИТа Национального исследовательского транспортного университета. Но возможный новый статус для нас не самоцель. Гораздо важнее реализация идей, заявленных в плане развития вуза на ближайшие годы. Это создание Научно-образовательного центра (НОЦ) «Интеллектуальная навигация наземного транспорта на основе спутниковой системы ГЛОНАСС и эталонных координатных моделей траекторий движения». Там будет проходить разработка и внедрение интеллектуальных транспортных систем навигации и управления движением мобильных объектов наземного транспорта.
Также в планах – создание НОЦ «Разработка технических требований к скоростному трамваю для условий эксплуатации на территории Российской Федерации». Такой трамвай – идеальный вид городского общественного транспорта, он отвечает всем современным требованиям урбанистики и экологии. Мы надеемся, что сможем сформулировать технические требования к объектам инфраструктуры и подвижному составу для модернизации и развития в городах существующих и новых транспортных сетей для комфортной и безопасной перевозки пассажиров.
На базе Межкафедральной лаборатории высокопроизводительных параллельных вычислений планируется создание Международного научного центра «Новейшие математические методы анализа и моделирования сложных систем». МИИТ участвует в конкурсе на получение гранта для проведения научных исследований под руководством профессора А.Ю. Хренникова – создателя и директора Международного центра математического моделирования в Университете Линнея (Швеция). Андрей Юрьевич является автором более 350 статей в ведущих международных журналах по фундаментальной и прикладной математике, математической физике, биологии, социальным наукам, информатике, экономике. В Центре будут заниматься математическим моделированием сложных систем иерархической архитектуры для решения фундаментальных и прикладных задач в области информационной безопасности, логистики, анализа сложных электрических сетей, оптимизации дискретных динамических систем, анализа хаотических режимов (в частности, в электрических и транспортных сетях), экологии, экономики, теории сложности и параллельных вычислений с использованием суперкомпьютера. В МИИТе работает большая группа высококвалифицированных ученых, проводящих исследования в различных областях фундаментальной и прикладной математики и смежных дисциплин. Также есть вся необходимая IT-инфраструктура: лаборатория высокопроизводительных параллельных вычислений и вычислительный кластер – суперкомпьютер СКИФ. Центр будет реализовывать проекты, комбинирующие фундаментальные исследования в области математики и вычислительных методов с конкретными приложениями по тематикам, представляющим интерес для транспортной отрасли.
– Каковы приоритетные направления развития МИИТ?
– На технологической платформе «Железнодорожный транспорт» – создание транспортной техники нового поколения на уровне мировых стандартов. На технологической платформе «Автодороги» – развитие технологий скоростного строительства и реконструкции объектов транспортной инфраструктуры. На технологической платформе «Транспортные системы»– работа над созданием высокоскоростных наземных транспортных систем, интеллектуальных систем навигации и управления единым транспортным комплексом России. Эти направления ориентированы на прорывные технологии нового, шестого технологического уклада, который будет определять геополитическую конкуренцию до середины XXI века. Согласно долгосрочному прогнозу научно-технологического развития России к числу таких технологий в сфере транспорта относятся: интегрированные высокотехнологичные транспортные системы и логистические транспортные комплексы, позволяющие существенно улучшить скорость и надежность комбинированных перевозок; энергосберегающие технологии; производство конструкционных материалов с заранее заданными свойствами; аэрокосмические технологии; глобальные информационные сети.
– МИИТ – конгломерат учебных заведений разных образовательных ступеней. Какие принципы лежат в основе управления вузом?
– Университет уже несколько лет уверенно чувствует себя в русле федеральной политики по созданию интегрированных научно-образовательных комплексов, да и в историческом аспекте уместно вспомнить, что в 1930–1931 гг. на базе профильных факультетов МИИТа были образованы Московский автомобильно-дорожный институт и Ленинградский институт инженеров водного транспорта…
МИИТ сегодня – это две академии, восемь институтов, 37 филиалов. Общий контингент студентов – более 118 тысяч человек; из них около 19 тысяч человек получают среднее профессиональное образование, свыше 45 тысяч – высшее и более 750 человек в аспирантуре и докторантуре. По неофициальным данным, мы входим в пятёрку крупнейших университетов мира. Приращение вуза другими структурами велось постепенно: в состав вуза вошли Российская академия путей сообщения, Институт защиты предпринимателя (ныне Юридический институт), Гимназия МПС РФ, Московский медицинский колледж железнодорожного транспорта. С начала 2009 года в состав МИИТа вошли Российский государственный открытый технический университет путей сообщения, 17 отраслевых техникумов и колледжей, Школа усовершенствования руководящего состава (ШУРС).
Основной причиной вузовских реформ, начавшихся в 1997 г. с приходом новой команды, стали экономические соображения. Мы объединили родственные факультеты и кафедры в профильные институты и наделили их статусом центров финансовой ответственности, то есть предоставили довольно широкую автономию в распоряжении заработанными средствами. При этом выстроили четкую вертикаль управления. Опыт удался и стал основой современной системы вузовского менеджмента.
– Исторически первыми студентами МИИТа были путейцы, но сейчас список специальностей, по которым ведется набор, выходит за рамки потребностей РЖД. Как зарекомендовали себя учебные курсы, по которым прошли 3–5 выпусков дипломированных специалистов?
– Не стоит сводить систему подготовки для железнодорожного транспорта только к инженерным специальностям и работе машинистов. Разве психолог, оценивающий состояние состава смены перед тем как они приступят к работе, – это непрофильный специалист? На машинисте лежит огромная ответственность: наше время не способствует укреплению уверенности. Все машинисты проходят психологическую подготовку, как действовать во внештатных ситуациях.
Систему железнодорожных перевозок можно рассматривать и как сферу услуг. Несколько лет назад мы проводили мониторинг работы железных дорог во Франции и с удивлением обнаружили, что на сервисе и туризме они зарабатывают второй бюджет! Сейчас исследования по тематике «Организация сервиса и туристического обслуживания на ж/д транспорте» ведется в рамках государственной программы.
Самый большой конкурс у нас – на правовые специальности. Юридический институт МИИТа твердо держит третье место в рейтинге вузов после МГЮА и юрфака МГУ, и это несмотря на разговоры о ненужности юридических специальностей в технических вузах!
Именно право выступает как основной регулятор транспортных отношений. Многие ребята находят себе хорошо оплачиваемую работу по специальности уже на 3–4-м курсе. Инициатором подготовки юристов именно для железнодорожного транспорта стал Николай Алексеевич Духно.
На рынке труда очень востребованы выпускники МИИТа по направлению «Таможенное дело». Здесь нам вообще ничего придумывать не пришлось: таможенное ведомство само обратилось к нам с предложением открыть такую специальность. Там давно заметили, что если взять, к примеру, нашего вагонника и в течение полугода преподавать ему таможенное дело, из него получится отличный работник. А сделать из выпускника Таможенной академии специалиста по вагонам – задача нескольких лет. Сейчас направление исследований «Международные транспортные коридоры: социально-политические аспекты» финансируется из госбюджета.
– Какие традиции МИИТ сохраняет на протяжении большей части своей истории?
– Наши традиции и базовые ценности остаются незыблемыми – работа в интересах государства, тесная связь с производством, высокая квалификация профессорско-преподавательского состава, передовые научные школы, качественная фундаментальная, профессиональная и практическая подготовка специалистов всех уровней.
Начнём с того, что для всех наших первокурсников первой учебной аудиторией является Музейный центр университета. Но это не дежурные экскурсии, образовательный процесс начинается с изучения истории отрасли и вуза. Богатейшим историческим фондом располагает наша библиотека. Все первокурсники проходят через мемориальные лаборатории выдающихся учёных прошлого: Ивана Алексеевича Каблукова, Филиппа Емельяновича Максименко и Лавра Дмитриевича Проскурякова. Там стоит рабочее оборудование, которое сейчас используется как эффективное средство фундаментальной подготовки специалистов.
На фасаде главного корпуса появился барельеф, посвящённый преподавателям и студентам – героям Великой Отечественной войны. В первоначальном виде воссозданы фасады и интерьеры учебных корпусов, Зал Торжеств и Домовая церковь. Кстати, когда церковь только начали восстанавливать, многие нас критиковали: тогда все еще были атеистами, по крайней мере на людях.
У меня есть любимый прием, правда, немного театральный. Каждый раз в конце какого-либо важного мероприятия в Зале Торжеств я рассказываю об истории вуза, истории железной дороги и истории России в определенный период. Студентам так легче запомнить – информация укладывается по полочкам. А в конце выступления поднимаю жалюзи и перед ребятами открывается все великолепие Домовой церкви. Производит большое впечатление.
Кафедра теологии, основанная выпускником МИИТа митрополитом Питиримом, оказалась интересной не только христианам. Мы сознательно делаем упор на историю и взаимодействие разных культур и религий. Терпимость для любого железнодорожника является профессиональным качеством. В принципе, толерантность – это опыт, она приходит, когда ты понимаешь другого и уважаешь его право быть другим. Это – то, чему учит дорога. Но я предпочитаю, чтобы основы толерантности закладывались бы в вузе, а еще лучше – в школе. И в семье, конечно. В Домовой церкви, кстати, венчаются многие наши студенты – как венчался еще дед академика Велихова. Что не мешает им тереть «на удачу» во время сессии ботинок бронзовой скульптуры студента в форме Императорского Московского инженерного училища образца 1896 года, расположенной перед входом в главный корпус. Ну, лишь бы помогало!
А сколько раз нам «настоятельно рекомендовали» убрать памятник Дзержинскому! Как мы можем это сделать, если многие миитовцы ему обязаны без преувеличения жизнью?! В самые страшные для Москвы годы преподаватели и студенты нашего вуза написали Феликсу Эдмундовичу о том, что они голодают. И по личному распоряжению «Железного Феликса», который был тогда наркомом путей сообщения, на Рижский вокзал прибыли два вагона хлеба. После смерти Феликса Эдмундовича миитовцы сами обратились с просьбой поставить ему памятник, сами принесли с холерного кладбища постамент для него. Это наша история! И мы не собираемся от нее открещиваться. Правда, на том месте, где сейчас стоит памятник, еще раньше была звонница. Я мечтаю ее восстановить, а Дзержинского перенести в другое место.
Еще одна традиция – но это касается не только МИИТ, конечно – студенческое братство. «Ассоциации выпускников МИИТ» кроме России созданы в Израиле, Канаде и США.
– Последние три десятилетия были очень тяжелыми для всей науки, а для инженеров, для представителей технических специальностей в целом – особенно. Как сейчас обстоят дела? Насколько охотно «в науку» идет молодежь?
– Молодежь в науке – больной вопрос для многих вузов, и МИИТ здесь не исключение. Молодого человека, который всерьез занимается наукой, иначе как фанатиком не назовешь: пока это недоходно и, к сожалению, не очень престижно. Конечно, исключения есть, но они еще не стали правилом. По-хорошему, в каждой группе как минимум 60% студентов должны заниматься наукой. Из них процентов до тридцати станут учеными. Другим эти навыки необходимы как будущим руководителям.
Сейчас о развитии и популяризации инженерного образования четко высказывается Президент РФ Дмитрий Медведев; о необходимости подготовки для транспортной отрасли высококвалифицированных инженерных кадров говорил Владимир Путин во время своего визита в МИИТ. Но быстро такие масштабные перемены не происходят, слишком долго отрасль была «в загоне». Пока не получило широкого развития взаимодействие ученых и предприятий реального сектора экономики, – а значит, невозможно сформировать список актуальных тем научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ. Большинство исследователей не имеют предпринимательского склада мышления и/или не могут подготовить убедительную презентацию проекта. Нет инфраструктурных подразделений, ориентированных на систематическое и регулярное исследование и прогнозирование тенденций научно-технической политики и общественно-социальных процессов…
Должна быть продуманная государственная политика, должно быть взаимодействие между предприятиями и вузами.
Для нас, семидесятников, занятия наукой были хорошей добавкой к стипендии. Мы больше нигде не работали. Сегодня студент, если он занимается фундаментальными исследованиями, однозначно не сможет заработать столько же, сколько заработал бы, выполняя, например, работу системного администратора, тестировщика ПО или консультанта по использованию материалов дорожных покрытий. Есть отдельные фирмы и госструктуры, которые платят неплохие деньги «за науку» – но это прикладные исследования, и таких компаний мало... А фундаментальные исследования требуют много времени и сил.
Мы все это понимаем и стараемся создавать условия молодым ученым. Ввели надбавки для талантливых и перспективных ассистентов. Конечно, не так много, но уже достаточно, чтобы молодой человек мог заниматься преподавательской деятельностью и не мерить время от зарплаты до зарплаты. Кроме того, наши студенты и преподаватели заняты работой по договорам. По данным Справочно-аналитической информационной системы «Вузы России», по показателю «Объем хоздоговорных работ, выполненных собственными силами» МИИТ занимает первое место среди вузов России, а по показателю «Объем госбюджетных работ и освоенных грантов на научные исследования, выполненных собственными силами», – 10-е место. Рост объемов выполнения договорных научных, научно-технических и внедренческих работ за период с 2007 по 2010 г. составил более 50%. В вузе эффективно осуществляется продажа лицензий на высокотехнологические процессы для выпуска научно-технического продукта.
В 2009 году студенты и сотрудники МИИТа получили 24 гранта международных фондов для обучения, стажировки и работы за рубежом, в том числе 17 грантов от фондов зарубежных организаций, 3 стипендии Президента РФ для обучения в зарубежных университетах и 5 грантов РФФИ для выполнения научных исследований в зарубежных научных организациях. Дважды – в 2008 и 2010 гг. МИИТ получал гранты Европейской Комиссии по программе «Эразмус Мундус: окно внешнего сотрудничества», направленной на развитие академической мобильности между вузами Европы и России.
– Борис Алексеевич, сейчас много говорится о роли технического образования, о возрождении инженерных специальностей и престижа технического специалиста. Но никто не говорит о роли в современном образовании (в том числе – и техническом) гуманитарной составляющей. Нужны ли гуманитарные дисциплины в техническом вузе?
– «Всякое искусство совершенно бесполезно» – помните этот парадокс Уайльда? Польза сейчас выходит на первый план, я бы сказал, видимая и измеряемая польза: такое-то изобретение принесет столько-то миллионов рублей; такой-то курс повышения квалификации на столько-то поднимет вашу зарплату – ну и так далее. Мне бы не хотелось пафосно распространяться о «воспитании души». Гуманитарные дисциплины важны: они учат сомневаться в том, что есть всего одна правда и, в конечном итоге, в собственной непогрешимости. Как это соотносится с концепцией «начальник всегда прав» (а мы, как и любой вуз, декларируем, что готовим именно лидеров) – вопрос, который каждый решает для себя сам.
В программе МИИТ – мощный гуманитарный блок. Обязательный для всех. Кроме того, мы постоянно приглашаем в вуз тех, кого никак нельзя заподозрить в «квасном патриотизме» и чьи высказывания на любую тему не оставляют равнодушными никого: Валентина Распутина, Льва Аннинского…
– На парламентских слушаниях на тему: «Развитие инженерного образования и его роль в технологической модернизации России» Ваш коллега, ректор МИФИ Михаил Стриханов, предложил 5-летний срок бакалавриата. По его мнению, за четыре года невозможно подготовить хорошего инженера: на первый курс приходят школьники с очень слабыми знаниями по математике и физике. Как Вы относитесь к Болонским стандартам «4+2» применительно к инженерному образованию?
– При переходе на новые образовательные стандарты университет и действующее на его базе Учебно-методическое объединение по образованию в области железнодорожного транспорта и транспортного строительства немало сделали для того, чтобы сохранить по основным специальностям моноуровневую подготовку. На федеральном уровне нас поддержали наш учредитель – Министерство транспорта РФ и наш главный партнёр – ОАО РЖД. Мы действовали единым фронтом и добились – в интересах отрасли – желаемого, за что огромная благодарность Министру транспорта РФ Игорю Евгеньевичу Левитину и Президенту Компании ОАО РЖД Владимиру Ивановичу Якунину.
– Сколько процентов от общего числа студентов занимаются по программам целевой подготовки?
– Целевая подготовка дает нам 70% студентов. Вуз постоянно получает заказы от предприятий РЖД на подготовку специалистов по программам МВА. Проводится большая работа между ОАО РЖД и студенческим Бизнес-инкубатором МИИТа.
С учётом пожеланий и потребностей нашего партнера внедряются электронные и дистанционные формы обучения, реализуются новые формы подготовки инженерных кадров, в том числе по системе СУР (совмещение учёбы с работой по специальности).
Мы – отраслевой вуз и понимаем, что, например, станции Воркута или Лабытнанги должны быть укомплектованы специалистами. Но выпускники по окончании московского вуза, после жизни в столице, туда ни за что не поедут. Где взять кадры? Только на месте и, как правило, из железнодорожной семьи. На базе 68 региональных школ организована довузовская подготовка. В Москву, в головной вуз, приглашаем учителей, оплачиваем им дорогу, питание и проводим обучение. Это – ежегодная практика, каждый год в сентябре с ними занимаются наши ведущие преподаватели.
– Насколько развита система студенческих обменов? Кто является основными партнерами МИИТ?
– В 2006 г. МИИТ в число вузов-партнеров включило посольство Франции. 29 сентября 2006 года был подписан договор о сотрудничестве между МИИТ и Хвитсфельдской гимназией г. Гётеборга. В 2008/2009 учебном году в вузах и на фирмах Австрии, Великобритании, Германии, Италии, Соединенных Штатов Америки, Финляндии, Франции и Японии проходили включенное обучение, стажировку и производственную практику 71 студент и аспирант МИИТ. В тот же период времени 28 иностранных учащихся были приняты на разные формы обучения в МИИТ в рамках международных договоров о сотрудничестве. В числе зарубежных партнеров МИИТа – Немецкие, Испанские, Финские, Французские железные дороги, Компании «Альстом», «Бомбардье», «Сименс».
– В вузе принята программа развития до 2018 г. Каким Вы видите вуз через 7 лет?
– Самое главное – это люди. В эти очень непростые для инженерного образования годы мы сохранили высокий престиж и традиции родного вуза, сумели вывести его на рубеж развития, отвечающий самым строгим требованиям времени в первую очередь благодаря профессорско-преподавательскому составу МИИТ. Это заслуга всего трудового коллектива, но считаю справедливым назвать его лидеров и руководителей поимённо. Это первый проректор Александр Аполлонович Выгнанов, первый проректор – проректор по учебной работе Валентин Васильевич Виноградов, проректор по научной работе Валерий Михайлович Круглов, проректор по дополнительному профессиональному образованию Леонид Анатольевич Карпов, проректор по учебно-методической работе Владимир Иванович Апатцев, проректор по социально-экономическому развитию Игорь Юрьевич Затекин, проректор по инновациям Алексей Михайлович Давыдов, проректор по организационно-производственной работе Александр Тимофеевич Богдан, проректор по среднему профессиональному образованию Николай Егорович Разинкин, главный бухгалтер Ирина Игоревна Берякова.
Среднесрочной программой развития МИИТ на период до 2018 г. определён перспективный план по развитию инфраструктуры, технологическому дооснащению и работ по дополнительной интенсификации и специализации учебной и научно-исследовательской деятельности. В частности, в направлении развития инновационной инфраструктуры Университета предусматривается создание единой корпоративной сети передачи данных; климатического комплекса для испытания и сертификации транспортной техники; программно-аппаратного комплекса системы 3D визуализации для проведения исследований и лабораторных работ; технологического парка МИИТа на базе ОАО МТЗ «ТРАНСМАШ»; системы гарантии качества образования; межкафедральных учебно-научно-инновационных комплексов.
Мне бы очень хотелось, чтобы МИИТ обладал полным комплексом инфраструктурных элементов для быстрейшего прохождения инновационной разработки от патента до внедрения в производство и продвижения на рынке. Я бы хотел, чтобы в среде учёных, менеджеров, творческой молодёжи и студентов было развито предпринимательское мышление. Чтобы акцент был сделан не только на возможности головного вуза, но и региональных филиалов. Все это должно служить главной цели программы – включению инновационной системы Университета в инновационную систему единого транспортного комплекса России.