РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > News and announcements > Транспортные новости
23.09.2021 12:22 

Безопасность обеспечат передовые технологии


Скоростные диагностические комплексы, беспилотники и нейронные сети: за три десятка лет АО «Радиоавионика» вышло за рамки изготовления привычных устройств для железной дороги

В этом году АО «Радиоавионика» исполняется 30 лет. С самого начала истории компании одним из основных направлений деятельности было сотрудничество и выполнение заказов Министерства обороны РФ. Спустя несколько лет в компании занялись разработкой и производством инновационных средств неразрушающего контроля (НК) рельсов и систем сигнализации, централизации и блокировки (СЦБ). Более 25 лет назад стратегическим партнёром компании стало Министерство путей сообщения, а теперь ОАО «РЖД» – основной объём гражданской продукции компания выпускает в рамках работы с ним. Первый коллектив предприятия состоял всего из трёх десятков сотрудников, сейчас в штате – более 700 человек, работают 4 филиала, в большинстве своём – высококвалифицированные сотрудники, что позволило АО «Радиоавионика» стать успешной компанией и войти в реестр системообразующих предприятий Санкт-Петербурга.

– Николай Андреевич, какие проекты, значимые для АО «Радиоавионика» и его клиентов, реализованы за последние пять лет?
– По направлению железнодорожной автоматики и телемеханики много сделано для модернизации подходов к портам в Черноморском и Балтийском бассейнах, также наши специалисты работали на обходе Краснодарского и Волгоградского узлов, участвовали в строительстве подходов к Крымскому железнодорожному мосту. При этом Балтийский бассейн представлен портом Усть-Луга – вторым в стране после Новороссийска по грузообороту и первым по пропускной способности. Все подходы к Лужскому узлу, все станции парков оборудованы нашими устройствами автоматики и телемеханики, эти работы ведём уже более 13 лет – почти с самого начала строительства. Мы продолжаем реконструкцию, ведь порт постоянно расширяется. В этом году поставляем устройства для станции Лужская-Генеральная, в планах – оборудовать там ещё два парка.
Помимо систем СЦБ, мы занимаемся производством мобильных диагностических комплексов, в том числе и многофункциональных. Они состоят из средств дефектоскопии, путеизмерений, устройств для диагностики контактной сети, системы видеоконтроля, а также дополнительного функционала, например, георадаров для диагностики земляного полотна. Комплексы состоят из двух вагонов– рабочий и вагон сопровождения для персонала. Комплексы разработаны в 2017 году совместно с нашим партнёром НПЦ «Инфотранс» по заказу Центральной дирекции инфраструктуры ОАО «РЖД». Всего на сети «Российских железных дорог» семь таких комплексов. Сейчас по требованию заказчика функционал комплекса расширяется.

Как менялись и «эволюционировали» мобильные диагностические комплексы?
– С 1992 по 2003 год основной для нас вектор производства – конструирование дефектоскопных средств для Министерства путей сообщения РФ – в этой сфере АО «Радиоавионика» стало ведущим разработчиком. Впервые в мировой практике ультразвуковые и магнитный методы НК были объединены в единый дефектоскопический комплекс АВИКОН-03, установленный на вагон-дефектоскоп нового поколения. В 2000–2002 годах мы начали выпуск дефектоскопной тележки АВИКОН-01, оснащённой регистратором РИ-01, позволяющим фиксировать все сигналы сплошного контроля рельсов на всём протяжении пути с шагом 2–3 мм, – раньше таких устройств в стране не было. Его «умным ядром» стал первый микропроцессорный двухниточный съёмный дефектоскоп АВИКОН-01. После был представлен портативный ручной дефектоскоп АВИКОН-02Р для контроля отдельных сечений рельсов и сварных стыков. Он удобен, прост в управлении и до сих пор актуален для ОАО «РЖД». В 2005 году была разработана двухниточная дефектоскопная тележка АВИКОН-11, и до настоящего времени она признана операторами одним из самых надёжных и эффективных съёмных дефектоскопов на сети РЖД. В 2016 году ОАО «РЖД» изменило технологию работы вагонов-дефектоскопов и наметило тенденции на создание многофункциональных диагностических комплексов. В 2017–2021 годах наша компания разработала и поставила пять таких комплексов на сеть железных дорог. Среди их преимуществ – увеличенные максимальная скорость контроля рельсов и количество ультразвуковых каналов.
Новые скоростные двухвагонные диагностические комплексы инфраструктуры «ЭРА+» производства НПЦ «Инфотранс», оборудованные средствами дефектоскопии нашего производства, способны контролировать геометрию пути, контактную сеть, устройства СЦБ и радиосвязи, георадиолокацию земляного полотна, проводить видеофиксацию верхнего строения пути для разных хозяйств инфраструктуры на скоростях до 120 км/ч.

Расскажите о сотрудничестве на международном уровне – какие устройства специалисты АО «Радиоавионика» разработали для зарубежных компаний?
– За рубежом сейчас востребованы устройства для диагностики рельсового пути. Успешно, причём на условиях аутсорсинга, работает комплекс, установленный нами в 2012 году в Венгерской Республике, кстати, это был наш первый опыт сотрудничества с представителями другой страны. Мы совершенствуем его, выезжая и помогая венгерским товарищам. Наш комплекс установлен в Эстонии, его особенность в том, что подвижной основой для него стал не железнодорожный вагон, а комбинированное автомобильное средство. Популярны и поставки переносных (ручных) комплексов дефектоскопии – эту продукцию мы поставляем в 17 государств, среди которых – Канада, Америка, Израиль. Но особенно плотно в этом направлении мы сотрудничаем с французской компанией Geismar, специализирующейся на разработке и производстве путевых машин и железнодорожного инструмента. Кроме того, работаем с дружественными республиками – в Казахстане и Узбекистане стоят наши мобильные диагностические средства.

Есть ли отличия в подготовке устройств для отечественного заказчика и для зарубежного?
– Все комплексы адаптируем к нормативам диагностики, а также принципам работы персонала в других странах. С техническими требованиями железных дорог России различия незначительны, но есть много нюансов, в каждой стране – своя технология обслуживания железных дорог. Например, на базе опыта поставки комплекса для Венгрии мы конструировали устройства с учётом пожеланий и технологии работы в других странах, которые ныне работают в Казахстане и Узбекистане. Для специалистов, которым предстоит эксплуатировать нашу технику, проводим обучение, и при этом частично перенимаем их опыт работы – технические особенности устройств. Мы с партнёрами дополняем друг друга, что помогает совместно развиться и совершенствовать нашу технику.

– С помощью каких наукоёмких технологий вы можете сделать работу на железной дороге эффективнее в плане технических процессов и безопаснее для сотрудников?

– Наукоёмкие технологии – основа развития нашей компании. Техника для управления движением, диагностики пути резко изменилась за последние пять лет. Курс – на малолюдные технологии, повышение производительности труда и исключение человеческих ошибок. Мы производим отказоустойчивые системы СЦБ, оснащённые передовой внутренней диагностикой, для работы требующие незначительных усилий со стороны человека. Важны цифровые технологии – причём с интеллектуальным обеспечением, – в большинство систем внедряем нейронные сети, именно они позволяют устройствам распознавать видео- и различные дефекты, отслеживать действия работников, оценивать состояние устройств и прогнозировать. Искусственный интеллект становится незаменимой частью наших устройств, и это позволяет многие решения, которые раньше принимал специалист, «поручить» ему.
Средства для диагностики рельсового пути также меняются для снижения человеческого фактора на железной дороге – устройства уже «умеют» автоматически проводить расшифровку дефекта, определить отступления в содержании пути по видео. И так как сейчас увеличилась скорость движения рельсового транспорта, в том числе и диагностических комплексов, перед нами возникла задача – обеспечить качественную диагностику, при этом сохранив достоверность данных.
Ещё одним перспективным направлением считаем развитие беспилотной техники. С помощью её можно контролировать качество содержания железнодорожной инфраструктуры, качество подготовки фронта работ и выполнения ремонта пути, предварительно отсмотреть, с чем придётся работать, а также следить за работниками, техникой, выявлять дефекты в труднодоступных человеку местах. Мы только приступили к реализации таких проектов и уже получили заказы от ОАО «РЖД».

– Близится строительство высокоскоростной магистрали. Потребуется ли компании разрабатывать принципиально новые устройства?

– Сейчас наши устройства СЦБ работают на участке Санкт-Петербург – Москва и обеспечивают движение со скоростью 250 км/ч. Современные технологии с незначительными доработками обеспечат пропуск и поездов, движущихся со скоростью до 400 км/ч. Сейчас начато проектирование участков Санкт-Петербург – Обухово и Москва – Алабушево, где наши специалисты принимают активное участие в разработке технических решений.

– Научные достижения невозможны без специалистов, посвятивших им значительную часть своей трудовой жизни. Расскажите о людях, которые сделали вклад в развитие АО «Радиоавионика»?

– Реализацию всех наших проектов обеспечила команда специалистов. Огромная благодарность нашим ветеранам, они задавали темп развития. Среди выдающихся разработчиков в области автоматики и телемеханики хотелось бы отметить вклад руководителей подразделений Маковеева Олега Леонидовича, Романова Льва Николаевича, Грошева Александра Васильевича.
У истоков дефектоскопии стояли доктор технических наук, профессор Анатолий Константинович Гурвич и доктор технических наук Анатолий Аркадьевич Марков. Сейчас коллектив омолодился. Благодаря новым кадрам, которые опираются на научную базу, созданную их предшественниками, ныне АО «Радиоавионика» – на новой ступени развития.

– Для производственного роста предприятия необходимы молодые и перспективные кадры. Как компания сотрудничает с вузами?

– АО «Радиоавионика» взаимодействует с ведущими вузами города, такими как ПГУПС, ЛЭТИ, ГУАП, и другими. Специалисты нашей компании преподают в этих вузах, участвуют в комиссиях по защите дипломных проектов. Там мы отбираем талантливых студентов, приглашаем их на практику, а некоторые из них уже работают у нас, продолжая обучение в университете, – так молодой человек получает не только знания, но и практические навыки в работе. Но такие условия предлагаем не каждому – важно, чтобы у молодого человека горели глаза, был искренний интерес к тому, над чем сейчас работает наша компания.
В день 30-летия компании мы уверенно смотрим в будущее и готовы поставлять нашему партнёру – ОАО «РЖД» самую передовую и качественную технику, развивать новые технологии и идти в ногу со временем.