РУТ (МИИТ)
26.02.2009 20:00 

«Университетские образовательные комплексы Росжелдора в условиях финансового кризиса»


Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта РФ, ректора Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ), д.т.н., профессора Б.А. Лёвина на заседании Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта (Слайд 1)

Говоря об итогах деятельности вузов Росжелдора в 2008 году, приведем краткий анализ результатов интеграционных процессов для учебных заведений отрасли и отметим некоторые проблемы, с которыми пришлось столкнуться при создании университетских образовательных комплексов.

В результате реализации (Слайд 2) политики Минтранса России и Росжелдора по модернизации системы отраслевого образования государство и отрасль получили сеть крупных научно-педагогических центров непрерывной подготовки кадров, объединивших педагогический потенциал вузов и ссузов. Интеграция создала условия для дальнейшего развития партнерства высших учебных заведений Росжелдора с региональными работодателями, системы довузовского профессионального образования, заметно повысила престиж отраслевых ссузов как филиалов университетов.

Нельзя сказать, что объединение прошло безболезненно. Отраслевые университеты существенно приросли филиальной сетью и увеличили контингент учащихся. К примеру, МИИТ превратился в крупнейший вуз России с общим контингентом обучаемых свыше 126 тысяч человек. Не подлежит сомнению, что в рамках столь крупных университетов необходима оптимизация филиальной сети и отлаженные механизмы управления вузом, обеспечивающие бесперебойную, эффективную и мотивированную работу всех структурных подразделений и филиалов.

Коллеги меня поддержат – много проблем связано с обеспечением единого финансового и информационного пространства, общей системы документооборота. Добавляет проблем законодательная база, регламентирующая проведение закупок. С напряжением проводилась работа по принятию на баланс головного вуза недвижимого имущества филиалов.

Это, так сказать, внутренние факторы, порождающие наши проблемы, которые, уверен, можно при необходимой поддержке со стороны Учредителя разрешить собственными силами.

Вступить в 2009 год только с внутренними проблемами помешал мировой финансово-экономический кризис. Скажу кратко, это потрясение требует от нас полной мобилизации сил, четкого определения приоритетов деятельности, оптимизации материальных и нематериальных ресурсов.

Кризис – это внешний, экономический фактор (Слайд 3), негативно влияющий на деятельность отраслевых вузов. Но этот фактор не единственный. Надо также учитывать все более ощутимые последствия демографического спада в стране, а также влияние на будущее вузов Росжелдора государственной политики в области образования. Кратко остановлюсь на каждом из внешних факторов.

Хромающая кризисная экономика – прежде всего, падение объемов основной деятельности предприятий (Слайд 4), что предопределяет соответствующее сокращение доходов и приведение контингента работников в соответствие с этими объемами. Это хорошо видно на примере нашего основного партнера – ОАО «РЖД».

Ощутимое снижение объемов перевозок повлияло на доходы Компании, руководство которой объявило, что сокращает непроизводственные статьи расходов, в том числе объемы финансирования на: подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров; заказы на проведение НИОКР; социальную поддержку преподавателей и студентов отраслевых вузов.

Кризис снижает платежеспособность населения, приводит к сокращению контингента лиц, желающих получать образование в отраслевых вузах на платной основе. А так называемые «платники» всегда являлись одной из главных статей наших внебюджетных доходов.

К сокращению внебюджетных доходов приведут и все более ощутимые последствия демографического спада (Слайд 5).

С каждым годом уменьшается наполняемость классов в средних школах, далеко не все учащиеся доходят до выпускных экзаменов.

Поэтому мы должны быть готовы к сокращению объемов довузовской подготовки на базе отраслевых вузов и уменьшению числа наших потенциальных абитуриентов.

О государственной политике в области образования (Слайд 6). Думаю, выражу общее мнение коллег, если скажу, что за последнее время система отраслевого образования постоянно испытывает немалую нагрузку, чтобы адаптироваться к инициативам Министерства образования и науки РФ, обретающим законодательный статус.

К примеру, вузы отрасли готовы к внедрению системы многоуровневой подготовки кадров, но надо учитывать, что переход на двухуровневую систему образования сокращает на 25 % бюджетное финансирование.

К тому же бакалавриат заметно снижает привлекательность получения отраслевого образования, отрицательно влияет на его двухвековой традиционно высокий престиж.

Еще один больной вопрос - фактическое отсутствие системы предоставления гражданам России банковских образовательных кредитов, хотя о необходимости создания такой системы неоднократно говорил Президент страны.

Наконец, нельзя не вспомнить о традиционном «вето» Минобрнауки на участие отраслевых вузов в конкурсах госбюджетных НИОКР.

Набор проблем, с которыми университетские комплексы Росжелдора вступили в 2009 год, не означает, что мы будем бороться за выживание (Слайд 7). Мы должны действовать в таком же русле, как и наши основные работодатели, и оперативно отреагировать на внешние вызовы, то есть оптимизировать свою инфраструктуру, доходы, контингент, учебно-лабораторную и материально-техническую базы, фонд общежитий и т.д. в соответствии с реальными потребностями отрасли в кадрах всех уровней и в условиях сокращения контингента учащихся.

Главная наша задача - сосредоточиться на повышении качества образовательного процесса.

Структура университетских комплексов позволяет усовершенствовать систему непрерывной подготовки кадров. Нам предстоит обеспечить более эффективную работу УМО ВПО и СПО по специальностям железнодорожного транспорта и транспортного строительства. Ведущие ученые и преподаватели отраслевых вузов при ожидаемом сокращении лекционной нагрузки должны сосредоточиться на методической работе. Кризис не вечен, и при выходе из него мы должны иметь самую современную учебно-методическую базу.

Предстоит расширять объемы подготовки кадров по системе СУРС (совмещение учебы с работой по специальности). К этой форме обучения работодатели сохраняют интерес, а в условиях кризиса она приобретет особую привлекательность для молодежи.

Важно также работать в тесном контакте с региональными военкоматами, чтобы выпускники отраслевых ссузов после службы в армии возвращались в отрасль и продолжали свое образование.

Направления деятельности вузов Росжелдора в период кризиса адекватны государственной политике и политике крупных корпораций. Государство и ОАО «РЖД» взяли курс на переподготовку специалистов и рабочих массовых профессий, и у нас есть возможности, чтобы занять эту нишу на рынке образовательных услуг.

В период кризиса отраслевые вузы должны с умноженной энергией осваивать этот рынок, выходя при этом за рамки отрасли. Сегодня в отраслевых университетах ведется подготовка квалифицированных специалистов по 70 специальностям, в том числе в областях экономики, права, финансов, экологии, управления, рекламы, социологии, широкого спектра гуманитарных наук и т.д. Поэтому есть возможности для расширения круга традиционных партнеров.

Структура университетских комплексов позволяет искать новых заказчиков среди региональных властных структур. Мы должны активнее предлагать регионам свои образовательные услуги и научные разработки.

Кризис приводит к необходимости постоянной и жесткой конкурентной борьбы за выгодных контрагентов и потенциальных абитуриентов. Поэтому необходимо поднять на совершенно новый уровень агитационную работу с выпускниками средних школ, увеличить масштабы информационного присутствия в федеральных (региональных) и отраслевых электронных и печатных средствах массовой информации. Престиж вузов Росжелдора позволяет решить и эту задачу. Надеемся в этом плане и на помощь Агентства.

Еще один надежный источник внебюджетных доходов – увеличение контингента иностранных студентов и аспирантов, за которых, как и за отечественного абитуриента, тоже надо активно бороться.

В заключение несколько слов о роли нашего Учредителя (Слайд 8) в дальнейшем развитии системы отраслевого образования, развитии, которое надо обеспечивать и в кризисный период. Это наша общая и главная задача.

Оптимизация филиальной сети крупных университетских образовательных комплексов – шаг необходимый и неизбежный. Рассчитываем, что в обозримом будущем при поддержке Росжелдора произойдет объединение вузовских филиалов, расположенных в одном городе, и на базе наиболее крупных и развитых филиалов будут созданы региональные институты инженеров транспорта, в состав которых войдут также местные учебные заведения среднего профессионального образования других видов транспорта.

Нам нужна помощь агентства в расширении круга заказчиков, в том числе из числа дочерних предприятий ОАО «РЖД», а также в увеличении контингента иностранных студентов и аспирантов.

Хочется верить, что при участии Росжелдора для отраслевых вузов на федеральном уровне будут сохранены:

- специалитет по основным направлениям и специальностям железнодорожного транспорта и транспортного строительства;

- объемы целевой подготовки кадров;

- количество бюджетных мест.

Презентация выступления ректора МИИТ, д.т.н., профессора Б.А.Лёвина на заседании Совета Федерального агентства железнодорожного транспорта : презентация MS PowerPoint


source: Отдел по связям с общественностью