РУТ (МИИТ)
14.12.2017 20:00 

14 декабря 2017 г. Пекин. Ректор РУТ (МИИТ) Б.А. Лёвин выступил на Четвертом форуме Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая


«Транспортные вузы в реализации Государственной Стратегии»


Уважаемые дамы и господа, коллеги!

Курс на наращивание многопланового социально-экономического партнёрства является приоритетом государственной политики Китая и России. Один из основных факторов достижения этой цели – интеграция деятельности в сфере транспорта и транспортного строительства (Слайд 2).

4 июля 2017 года Президент России Владимир Путин и Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин приняли «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия».

Этот документ определил основные направления взаимодействия двух стран в сфере транспорта, а именно:

- содействовать реализации транспортных и инфраструктурных проектов, в том числе высокоскоростной магистрали Москва ­– Казань, железнодорожного моста Нижнеленинское – Тунцзян, трансграничного автомобильного мостового перехода Благовещенск – Хэйхэ; созданию экономического коридора Россия – Китай – Монголия;

- продолжать работу по строительству пункта пропуска Большой Уссурийский – Хэйсяцзыдао;

- принимать взаимные меры по улучшению условий для осуществления перевозок товаров по Транссибирской железнодорожной магистрали в страны Европы;

- ускорить создание международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».

Россия и Китай сегодня заинтересованы в совместной реализации ряда инновационных проектов и инициатив в области транспорта и транспортного строительства (Слайд 3). Среди них:

- «Один пояс – один путь»;

- «ВСМ Евразия»;

- «Международный транспортный коридор «Восток-Запад»;

- Международный автомобильный коридор «Западный Китай – Казахстан – Россия»;

- «Расширенная Туманганская Инициатива»;

Встречное движение Китая и России к формированию единой транспортно-логистической системы Евразии и наращиванию объёмов партнёрства в этой сфере в интересах двух стран требует системной интеграции деятельности на уровнях (Слайд 4):

- национальных органов транспорта;

- ведущих бизнес-структур;

- транспортных высших учебных заведений;

- научных центров.

При этом значительно повышается роль вузов транспорта Китая и России в кадровом и научном обеспечении государственной политики двух стран по развитию многопланового стратегического социально-экономического партнёрства.

Партнёрство это укрепляется (Слайд 5), как в формате взаимодействия отдельных вузов, так и в кооперации деятельности в масштабе авторитетных международных экономических и транспортных союзов и организаций: БРИКС, ШОС, ЭСКАТО, АТЭС, ОСЖД, МСЖД, КСТП и пр.

Об основных знаковых факторах укрепления сотрудничества транспортных вузов и компаний Китая и России за последние годы.

В мае 2014 года (Слайд 6) создана Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая. Членами Ассоциации являются 24 университета двух стран. Необходимо отметить, что деятельность Ассоциации поддерживается Национальными органами транспорта России и Китая.

В мае 2015 года (Слайд 7) дан старт образовательному проекту «Институт ВСМ ЕВРАЗИЯ».

Участники проекта: Российский университет транспорта (МИИТ), Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Чжэнчжоуский железнодорожный профессионально-технический институт.

В рамках проекта ведётся подготовка для КНР и РФ высококвалифицированных специалистов для ВСМ по 22 специальностям.

По каждой специальности планируется набирать по 100-150 человек. Каждый год количество специальностей будет увеличиваться, и в рамках проекта в целом в целом в дальнейшем будет обучаться до 10 000 человек. Также будут открываться новые программы подготовки бакалавров и магистров.

Разработана таблица соответствия специальностей и направлений Чжэнчжоуского железнодорожного профессионально-технического института, РУТ (МИИТ) и УрГУПС.

В декабре 2016 года (Слайд 8) подписано Соглашение о создании российско-китайского научно-образовательного центра.

Участники реализации Соглашения:

- компания «СRRС Changchun»;

- российский университет транспорта (МИИТ);

- ОАО «Скоростные магистрали»;

- АО «ВНИИЖТ»;

- ОАО «НИАС»;

- АО «ВНИКТИ»;

- ФГУП ВНИИЖГ.

Основные направления совместной деятельности:

- организация и реализация совместных исследований в области разработки высокоскоростного подвижного состава и взаимодействия подвижного состава с инфраструктурой железнодорожного транспорта;

- реализация совместных инженерных проектов в области разработки высокоскоростного подвижного состава, проектирования и эксплуатации объектов, систем и устройств;

- подготовка и переподготовка квалифицированных инженерных кадров для ВСД с учетом передового российского и китайского опыта;

- организация трансфера технологий и локализация производства продукции для создания и эксплуатации объектов, систем и устройств инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.

В октябре 2017 года (Слайд 9) подписано соглашение о реализации Совместного образовательного проекта между РУТ (МИИТ), Международной корпорацией «Евразия», Акционерным обществом «Гринвуд».

Содержание проекта - подготовка студентов из Китая (профессиональная, гуманитарная, лингвистическая) преподавателями МИИТ на базе университета и площадях АО «Гринвуд» с прохождением практики студентов и их последующим трудоустройством на китайских предприятиях.

Преимущество данного проекта для китайской стороны состоит в том, что при обучении создается дружественная среда для китайских студентов, приехавших в Москву. В бизнес-парке «Гринвуд» в Москве расположены офисы и представительства ведущих китайских компаний и корпораций, таких как «Хуавэй», банков, работают рестораны и кафе китайской кухни, создана хорошая транспортная доступность. Китайские студенты в период обучения смогут проходить ознакомительную и производственную практику в офисах и представительствах китайских компаний.

Начало реализации проекта – 2018 год.

Ежегодный набор студентов из Китая – до 200 человек.

Несколько слов о китайских партнёрах Российского транспортного университета (МИИТ) (Слайды 10-11). Это:

- Пекинский транспортный университет;

- Юго-западный транспортный университет (г. Чэнду);

- Даляньский университет информатики NEUSOFT;

- Нанкинский железнодорожный технический институт;

- Шицзячжуанский железнодорожный технический институт;

- Ланьчжоуский транспортный университет;

- Чунцинский транспортный университет;

- Международная корпорация «ЕВРАЗИЯ»4

- Чжэнчжоуский железнодорожный профессионально-технический институт;

- ООО Китайская Инженерная Железнодорожная Корпорация «Эр Юань»;

- Компания CRRC Changchum.

Формы этого партнёрства разнообразны и соответствуют взаимным интересам сторон. Есть надежда, что новый – общетранспортный – статус МИИТ позволит вывести это партнёрство на более высокий уровень.

Среди китайских партнёров (Слайд 12) Российских высших учебных заведений транспорта - вузы, предприятия, научные центры, корпорации.

Рассчитываем, что расширению масштабов сотрудничества будут содействовать национальные органы транспорта Китая и России.

Актуальными направлениями партнёрства (Слайд 13), на наш взгляд, являются:

- реализация совместных образовательных бакалаврских и магистерских программ двойных дипломов;

- согласованные программы подготовки кадров по актуальным специальностям (ВСМ, цифровой транспорт, интермодальные и мультимодальные перевозки, транспортная безопасность);

- актуальные совместные научно-образовательные проекты с привлечением бизнеса;

- дальнейшая интеграция деятельности в формате международных организаций;

- лингвистическая подготовка (центры изучение русского и китайского языка, как иностранного на базе российских и китайских высших учебных заведений соответственно);

- академические, студенческие, культурные и спортивные обмены.

Уважаемые коллеги, в заключение об инициативе Ассоциации вузов транспорта РФ (Слайд 14).

Уже говорилось о созданной в 2014 году Ассоциации ректоров вузов России и Китая.

Также с 2014 года началось проведение Международных конференций вузов России и Франции по вопросам дальнейшего развития транспортного образования в условиях интернационализации образования.

Считаем, что для кадрового обеспечения выстраивания глобальной транспортной оси – «Запад-Восток» будет полезной координация деятельности вузов транспорта Китая, России и Франции с учётом совместного российско-китайского и российско-французского опыта.

Предлагаем рассмотреть вопрос о проведении в 2018 году в России международной конференции на тему «Евроазиатские транспортные коридоры. Кадровая политика» с участием представителей национальных органов транспорта, бизнеса, вузов Китая, России и Франции, ведущих международных организаций транспорта.

Презентация выступления Б.А. Лёвина 14.12.17: PPTX Office Open XML Presentation


source: Отдел по связям с общественностью