14 декабря 2017 г. Пекин. Ректор РУТ (МИИТ) Б.А. Лёвин выступил на Четвертом форуме Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая
«Транспортные вузы в реализации Государственной Стратегии»
Уважаемые дамы и господа, коллеги!
Курс на наращивание многопланового социально-экономического партнёрства является приоритетом государственной политики Китая и России. Один из основных факторов достижения этой цели – интеграция деятельности в сфере транспорта и транспортного строительства (Слайд 2).
4 июля 2017 года Президент России Владимир Путин и Генеральный секретарь ЦК Коммунистической партии Китая, председатель Китайской Народной Республики Си Цзиньпин приняли «Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о дальнейшем углублении отношений всеобъемлющего партнёрства и стратегического взаимодействия».
Этот документ определил основные направления взаимодействия двух стран в сфере транспорта, а именно:
- содействовать реализации транспортных и инфраструктурных проектов, в том числе высокоскоростной магистрали Москва – Казань, железнодорожного моста Нижнеленинское – Тунцзян, трансграничного автомобильного мостового перехода Благовещенск – Хэйхэ; созданию экономического коридора Россия – Китай – Монголия;
- продолжать работу по строительству пункта пропуска Большой Уссурийский – Хэйсяцзыдао;
- принимать взаимные меры по улучшению условий для осуществления перевозок товаров по Транссибирской железнодорожной магистрали в страны Европы;
- ускорить создание международных транспортных коридоров «Приморье-1» и «Приморье-2».
Россия и Китай сегодня заинтересованы в совместной реализации ряда инновационных проектов и инициатив в области транспорта и транспортного строительства (Слайд 3). Среди них:
- Международный автомобильный коридор «Западный Китай – Казахстан – Россия»;
- «Расширенная Туманганская Инициатива»;
Встречное движение Китая и России к формированию единой транспортно-логистической системы Евразии и наращиванию объёмов партнёрства в этой сфере в интересах двух стран требует системной интеграции деятельности на уровнях (Слайд 4):
- национальных органов транспорта;
- ведущих бизнес-структур;
- транспортных высших учебных заведений;
- научных центров.
При этом значительно повышается роль вузов транспорта Китая и России в кадровом и научном обеспечении государственной политики двух стран по развитию многопланового стратегического социально-экономического партнёрства.
Партнёрство это укрепляется (Слайд 5), как в формате взаимодействия отдельных вузов, так и в кооперации деятельности в масштабе авторитетных международных экономических и транспортных союзов и организаций: БРИКС, ШОС, ЭСКАТО, АТЭС, ОСЖД, МСЖД, КСТП и пр.
Об основных знаковых факторах укрепления сотрудничества транспортных вузов и компаний Китая и России за последние годы.
В мае 2014 года (Слайд 6) создана Ассоциации ректоров транспортных вузов России и Китая. Членами Ассоциации являются 24 университета двух стран. Необходимо отметить, что деятельность Ассоциации поддерживается Национальными органами транспорта России и Китая.
В мае 2015 года (Слайд 7) дан старт образовательному проекту «Институт ВСМ ЕВРАЗИЯ».
Участники проекта: Российский университет транспорта (МИИТ), Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), Чжэнчжоуский железнодорожный профессионально-технический институт.
В рамках проекта ведётся подготовка для КНР и РФ высококвалифицированных специалистов для ВСМ по 22 специальностям.
По каждой специальности планируется набирать по 100-150 человек. Каждый год количество специальностей будет увеличиваться, и в рамках проекта в целом в целом в дальнейшем будет обучаться до 10 000 человек. Также будут открываться новые программы подготовки бакалавров и магистров.
Разработана таблица соответствия специальностей и направлений Чжэнчжоуского железнодорожного профессионально-технического института, РУТ (МИИТ) и УрГУПС.
В декабре 2016 года (Слайд 8) подписано Соглашение о создании российско-китайского научно-образовательного центра.
Участники реализации Соглашения:
- компания «СRRС Changchun»;
- российский университет транспорта (МИИТ);
- ОАО «Скоростные магистрали»;
- АО «ВНИИЖТ»;
- ОАО «НИАС»;
- АО «ВНИКТИ»;
- ФГУП ВНИИЖГ.
Основные направления совместной деятельности:
- организация и реализация совместных исследований в области разработки высокоскоростного подвижного состава и взаимодействия подвижного состава с инфраструктурой железнодорожного транспорта;
- реализация совместных инженерных проектов в области разработки высокоскоростного подвижного состава, проектирования и эксплуатации объектов, систем и устройств;
- подготовка и переподготовка квалифицированных инженерных кадров для ВСД с учетом передового российского и китайского опыта;
- организация трансфера технологий и локализация производства продукции для создания и эксплуатации объектов, систем и устройств инфраструктуры высокоскоростного железнодорожного транспорта.
В октябре 2017 года (Слайд 9) подписано соглашение о реализации Совместного образовательного проекта между РУТ (МИИТ), Международной корпорацией «Евразия», Акционерным обществом «Гринвуд».
Содержание проекта - подготовка студентов из Китая (профессиональная, гуманитарная, лингвистическая) преподавателями МИИТ на базе университета и площадях АО «Гринвуд» с прохождением практики студентов и их последующим трудоустройством на китайских предприятиях.
Преимущество данного проекта для китайской стороны состоит в том, что при обучении создается дружественная среда для китайских студентов, приехавших в Москву. В бизнес-парке «Гринвуд» в Москве расположены офисы и представительства ведущих китайских компаний и корпораций, таких как «Хуавэй», банков, работают рестораны и кафе китайской кухни, создана хорошая транспортная доступность. Китайские студенты в период обучения смогут проходить ознакомительную и производственную практику в офисах и представительствах китайских компаний.
Начало реализации проекта – 2018 год.
Ежегодный набор студентов из Китая – до 200 человек.
Несколько слов о китайских партнёрах Российского транспортного университета (МИИТ) (Слайды 10-11). Это:
- Пекинский транспортный университет;
- Юго-западный транспортный университет (г. Чэнду);
- ООО Китайская Инженерная Железнодорожная Корпорация «Эр Юань»;
- Компания CRRC Changchum.
Формы этого партнёрства разнообразны и соответствуют взаимным интересам сторон. Есть надежда, что новый – общетранспортный – статус МИИТ позволит вывести это партнёрство на более высокий уровень.
Среди китайских партнёров (Слайд 12) Российских высших учебных заведений транспорта - вузы, предприятия, научные центры, корпорации.
Рассчитываем, что расширению масштабов сотрудничества будут содействовать национальные органы транспорта Китая и России.
Актуальными направлениями партнёрства (Слайд 13), на наш взгляд, являются:
- реализация совместных образовательных бакалаврских и магистерских программ двойных дипломов;
- согласованные программы подготовки кадров по актуальным специальностям (ВСМ, цифровой транспорт, интермодальные и мультимодальные перевозки, транспортная безопасность);
- актуальные совместные научно-образовательные проекты с привлечением бизнеса;
- дальнейшая интеграция деятельности в формате международных организаций;
- лингвистическая подготовка (центры изучение русского и китайского языка, как иностранного на базе российских и китайских высших учебных заведений соответственно);
- академические, студенческие, культурные и спортивные обмены.
Уважаемые коллеги, в заключение об инициативе Ассоциации вузов транспорта РФ (Слайд 14).
Уже говорилось о созданной в 2014 году Ассоциации ректоров вузов России и Китая.
Также с 2014 года началось проведение Международных конференций вузов России и Франции по вопросам дальнейшего развития транспортного образования в условиях интернационализации образования.
Считаем, что для кадрового обеспечения выстраивания глобальной транспортной оси – «Запад-Восток» будет полезной координация деятельности вузов транспорта Китая, России и Франции с учётом совместного российско-китайского и российско-французского опыта.
Предлагаем рассмотреть вопрос о проведении в 2018 году в России международной конференции на тему «Евроазиатские транспортные коридоры. Кадровая политика» с участием представителей национальных органов транспорта, бизнеса, вузов Китая, России и Франции, ведущих международных организаций транспорта.