РУТ (МИИТ)
18.10.2016 20:00 

«Россия – главная артерия грузовых контейнерных перевозок на евроазиатском континенте»


18 октября 2016 г. Турин. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на заседании Форума городов Нового железнодорожного Шелкового пути (Слайд 1)



Уважаемые дамы и господа, коллеги!



Уверен, все вы согласитесь, нам повезло быть не только свидетелями, но и активными участниками реализации глобального проекта: освоения Нового Шёлкового пути (Евразийского сухопутного моста) - транспортного маршрута для перемещения грузов и пассажиров по суше из Китая в страны Европы (Слайд 2).

Это ключевое звено, которое связывает транспортные системы двух континентов. Основное направление нового маршрута – железнодорожная ось Транссибирской магистрали (Транссиба).

Более века Транссиб является не только главной сухопутной коммуникацией России, но и ключевой магистралью Евразии, по которой непрерывным потоком следуют пассажирские и грузовые составы.

Очевидно, что в эпоху глобализации роль Транссиба, как основной артерии грузовых контейнерных перевозок на евроазиатском континенте, значительно возрастает. Этим объясняется повышенный интерес к магистрали со стороны национальных правительств, органов транспорта, транспортного бизнеса.

Транзит по России - это транзит по территории, на которой действуют единые законы, в том числе таможенное законодательство. Транссибирская магистраль проходит по территории 20 субъектов РФ и пяти федеральных округов. В этих регионах сосредоточено более 80% промышленного потенциала страны и основных природных ресурсов: нефти, газа, угля, леса и др. На Транссибе расположено 87 городов, из которых 14 являются центрами субъектов РФ. По Транссибу перевозится более 50% внешнеторговых и транзитных грузов.

Для повышения привлекательности магистрали для российского и иностранного бизнеса (Слайд 3) разработаны графики движения ускоренных контейнерных поездов. Снижается не только время нахождения груза в пути, но и продолжительность всех сопутствующих процедур, в среднем до 4-6 суток. Введен упрощенный порядок декларирования перевозимых грузов в контейнерах по Транссибу. Общее транзитное время доставки контейнеров от берегов Тихого Океана в Западную Европу с участием Транссибирской магистрали не превышает 17 суток, что меньше на 13-15 суток, чем доставка морем.

За последние 10 лет объем контейнерных перевозок (Слайд 4) увеличился в 2 раза. Также увеличился и средний вес контейнера - с 15,5 до 17 тонн.

Средний вес груженого состава превысил 11,7 тыс. тонн.

В настоящее время средняя маршрутная скорость обычного контейнерного поезда составляет 980 км/сут. Десять лет назад она не превышала 650 км/сут. Если же отправка грузов осуществляется в рамках транспортного продукта «Транссиб за семь суток», то поезда преодолевают расстояние еще быстрее – 1220 км/сут.

Введение в эксплуатацию новых тяговых подстанций с целью ликвидации барьерных мест в системе тягового электроснабжения на участке Шаля – Чепца станет важным шагом для реализации комплексного инвестиционного проекта по внедрению технологии тяжеловесного движения на Транссибе.

Модернизация Транссиба и БАМа (Слайд 5), равно как и внедрение высокоскоростного движения, для России являются приоритетными проектами, в реализации которых в одинаковой степени заинтересованы ведущие зарубежные транспортные компании, мировой бизнес в целом.

Сегодня всем ясно, что что модернизация Транссиба закладывает новые стратегические возможности для перевозки грузов с использованием российской инфраструктуры, как основного транспортного коридора Европа – Азия.

Для развития межгосударственных грузовых контейнерных перевозок с оптимальным использованием возможностей железнодорожного Шёлкового пути необходима интеграция деятельности стран, заинтересованных в его развитии.

Глобальный проект потребует максимальной интеграции транспортных систем государств-партнёров, формирования принципиально новой схемы комплексного взаимодействия в технической и технологической сферах, а также в областях организации перевозочного процесса, его экономического и правового сопровождения и т.д.

При этом комплексное взаимодействие должно обеспечить сочетание общих правил для всех участников процесса с особенностями национальных законодательств в сфере транспорта, права, таможенной деятельности и т.д.

Основа интеграции – эффективное использование научных инноваций и высокая профессиональная и практическая квалификация персонала, обеспечивающего функционирование Нового Шёлкового пути.

Транспортники разных стран должны, как говорится, без переводчиков, понимать друга, говорить на одном языке в технологической, организационно-управленческой, экономической, юридической сферах.

Очевидно, что основой для формирования на международном уровне комплексной человеческой коммуникабельности должны стать учебные заведения, максимально интегрированные под задачи, которые совместно решаются транспортными предприятиями. Для этого нужна общая платформа взаимодействия, системный интегратор, которым, по нашему мнению, должен стать международный научно-образовательный центр в области грузовых контейнерных перевозок.

Полагаем, что площадку для этого надо осваивать на базе крупного инновационного научно-образовательного центра, в том числе активно занимающегося вопросами развития единых транспортных систем, кадрового и научного обеспечения международного взаимодействия вузов и научных организаций транспорта.

Есть основания утверждать, что названную системную интеграционную деятельность (Слайд 6) на евроазиатском континенте уже более десяти лет ведёт крупнейший транспортный университет этого пространства, ведущий отраслевой вуз России – Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ). Он является средоточием действий своих многочисленных партнёров в формате:

- Международного Союза железных дорог;

- Организации сотрудничества железных дорог;

- Координационного совета по Транссибирским перевозкам;

- Координационного транспортного совещания государств-участников СНГ

- Ассоциации вузов транспорта России.

В настоящее время МИИТ осуществляет многоплановое партнёрство (Слайд 7) со 145 вузами, предприятиями и научными центрами из 45 стран мира, среди которых общепризнанные мировые лидеры в научно-образовательной и производственной сферах.

При этом подавляющее большинство партнёров МИИТ принадлежит государствам Европы и Азии, обладающими, без преувеличения, глобальным интересом к проекту Нового Шёлкового пути.

В этой связи предлагаю (Слайд 8) рассмотреть вопрос создания Международного научно-образовательного центра в области грузовых контейнерных перевозок на базе МИИТ.

В заключение остановлюсь на символическом подтексте этого предложения, основанном на историческом факте.

МИИТ был основан 120 лет в назад 1896 году по воле Императора Николая II.

Новый российский вуз был предназначен, в первую очередь, для подготовки специалистов и научных кадров, обеспечивающих реализацию важнейшего тогда для государства проекта по строительству и эксплуатации Транссибирской магистрали.

МИИТ тогда достойно выполнил свою миссию, а впоследствии в течение 120 лет является основным поставщиком кадров и научных инноваций для Транссиба, который сегодня в глобальном понимании считается основной артерией Нового Шёлкового пути.

Презентация выступления Б.А. Лёвина 18.10.16: PPTX Office Open XML Presentation


source: Отдел по связям с общественностью