РУТ (МИИТ)
03.06.2016 07:58 

12.04. 2016 г. г. Москва. Ректор МИИТ Б.А. Лёвин выступил на заседании Координационного Совета по транспортному образованию при Минтрансе России


«О разработке проектов образовательных и профессиональных стандартов для подготовки специалистов в областях экономики и права в сфере транспорта» (Слайд 1)


Уважаемые коллеги!

Уверен, что все присутствующие на заседании КСТО разделяют одну точку зрения: в транспортных вузах нет «непрофильных» специальностей. Все они востребованы отраслью и заказчиками. Это подтверждают данные трудоустройства (Слайд 2) выпускников специальностей и направлений подготовки, не связанных с основным производством (на примере МИИТ).

Напомню Вам (Слайд 3), что эти специальности (направления) открывались исключительно по инициативе транспортных предприятий.

Всем очевидно, Транспорту необходимы экономисты и юристы не общего профиля, а специалисты в областях транспортной экономики и транспортного права, подготовленные в отраслевых вузах по программам специалитета. Об этом говорят и рекомендации органов законодательной власти.

Для решения этой задачи отраслевые вузы при участии работодателей разработали проекты ФГОС ВО (специалитет) и профессиональных стандартов для подготовки специалистов в областях экономики и права в сфере транспорта.

Каково положение дел с разработкой и внедрением этих стандартов на федеральном уровне?

Впервые предложение о необходимости подготовки специалистов в области правового обеспечения транспортной деятельности (Слайд 4) было обосновано Московским государственным университетом путей сообщения на Форуме транспортного образования России в декабре 2013года. Резолюция Форума стала принципиальной поддержка указанного предложения.

На заседании рабочей группы по модернизации отраслевого образования, состоявшемся 20 ноября 2015г. на базе Московского государственного университета путей сообщения были рассмотрены проекты федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по специальности «Правовое обеспечение транспортной деятельности» и профессионального стандарта «Специалист по транспортным правоотношениям». Указанные стандарты подготовлены ведущими учеными университета при экспертном участии представителей сообщества транспортников.

В январе 2016г. проект ФГОС ВО «Правовое обеспечение транспортной деятельности» был принят на рассмотрение Министерством образования и науки Российской Федерации и 15 января текст проекта стандарта был размещен на сайте regulation.gov.ru для информирования общественности и обеспечения рассмотрения проектов заинтересованными организациями и гражданами. В период, отведенный законодательством для общественного обсуждения, по проекту поступило свыше двадцати положительных отзывов от транспортных организаций и более ста отзывов одобрения от физических лиц.

Кроме того, в рамках установленной процедуры принятия, Министерством образования и науки было организовано получение независимых экспертных заключений авторитетных транспортных организаций, в числе которых ОАО Трансойл, Московское межрегиональное следственное управление на транспорте Следственного комитета Российской Федерации, Центр организации закупочной деятельности ОАО «РЖД».

Общее экспертное мнение оказалось единым: проект ФГОС ВО по специальности «Правовое обеспечение транспортной деятельности» необходимо утвердить.

На сегодняшний день проект стандарта успешно прошел все предусмотренные законодательством виды экспертиз, получил положительные заключения и, по данным Минобрнауки РФ, осенью 2016 года будет рассмотрен на заседании Совета Министерства образования и науки Российской Федерации по федеральным государственным образовательным стандартам.

В настоящее время проходит этап согласования с вузами транспорта и работодателями проект профессионального стандарта «Специалист по транспортным правоотношениям». В своих отзывах эксперты отмечают важность и своевременность названного профессионального стандарта для подготовки работника транспорта новой формации. Стандарт выполнен на высоком теоретическом уровне и всецело учитывает потребности транспорта в профессионалах, владеющих всеми правовыми инструментами при обеспечении выполнения транспортным комплексом всего спектра задач, поставленных перед ним вызовами современности.

Основываясь на положительных оценках и безусловной поддержке коллег из транспортных вузов, мы полагаем необходимым обратиться к Союзу транспортников России, как организации, входящей в структуру Торгово-промышленной палаты Российской Федерации, с ходатайством о направлении проекта профессионального стандарта «Специалист по транспортным правоотношениям» для рассмотрения в Министерство труда Российской Федерации.

На заседании межвузовской рабочей группы по вопросам модернизации отраслевого образования (Слайд 5) был также обсужден и дополнен проект профессионального стандарта инженера-экономиста в сфере транспорта, а также даны положительные оценки реализации федерального государственного образовательного стандарта высшего образовательного образования по специальности «Экономика транспорта» (уровень специалитета).

Открытие новой специальности обосновано необходимостью интеграции экономических и инженерно-технических компетенций при подготовке выпускников вузов транспорта в рамках УГСН «Экономика и управление», что подтверждено результатами исследования спроса на рынке труда.

Проекты соответствующих профессиональных стандартов разработаны при участии работодателей и проходят поэтапное согласование в Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации, в иных причастных органах согласно процедуре утверждения, организовано общественное обсуждение, получены положительные отклики работодателей.

Необходимость и своевременность разработки новых стандартов вызвана тем, что в настоящее время развитие транспортного комплекса Российской федерации требует от выпускника овладения компетенциями как в области современных технологий проектирования и эксплуатации транспортной инфраструктуры, так и новых подходов к экономическому обоснованию и разработке инновационных и инвестиционных проектов. Такие компетенции выпускник может получить только при освоении современных программ единого ФГОС ВО по специальности «Экономика транспорта» в транспортных университетах.

Положительной оценки заслуживает комплексный характер федерального государственного образовательного стандарта по специальности «Экономика транспорта» (уровень специалитета). В нем предусматриваются специализации: "Экономика транспорта (по отраслям и видам деятельности)", "Экономика транспортного строительства".

Презентация выступления Б.А. Лёвина 12.04.16: PPTX Office Open XML Presentation


source: Отдел по связям с общественностью