РУТ (МИИТ)
28.01.2016 20:00 

Б.А. Лёвин выступил на Внеочередном съезде Союза транспортников России


28 января 2016 года, г. Москва. Выступление Президента Ассоциации вузов транспорта, ректора МИИТ Б.А. Лёвина на Внеочередном съезде Союза транспортников России «Транспортное образование в России. Исторические закономерности и перспективы развития» (Слайд 1)


Уважаемые коллеги, вопрос дальнейшего развития отраслевого транспортного образования во многом связан с эффективной оптимизацией его структуры. Но, разумеется, эта оптимизация должна соответствовать интересам транспорта и проходить в русле федеральной политики.

Но при этом никогда не надо забывать о более, чем двухвековой истории развития транспортного образования (Слайд 2).

С 1809 г. до 30-х г. г. XX века – это создание и развитие высших учебных заведений путей сообщения для подготовки специалистов различных видов транспорта, в том числе обеспечивающих взаимодействие транспортных отраслей.

Следующий этап начался с 30-х годов прошлого века, когда крупные общетранспортные структуры начали дробиться: на базе профильных факультетов ведущих вузов началось формирование вузов различных видов транспорта.

Не будем обсуждать пользу этого дробления. Важно другое, на современном этапе интеграция деятельности различных видов транспорта требует укрупнения учебных заведений отрасли.

Взят курс на создание интегрированных научно-образовательных комплексов для кадрового обеспечения стратегических отраслей и приоритетов развития государства, что обуславливает необходимость формирования университетов межтранспортного и общетранспортного профиля. То есть вновь возвращаемся к изначальной идее создания транспортных университетов по подготовке инженеров путей сообщения для различных видов транспорта.

Важно помнить и исторические уроки, когда отраслевые вузы пытались выводить из системы национальных органов транспорта (Слайды 3-4). Тщетность этих попыток доказывало время. Более того, последствия поспешного реформирования заметно ощущаются и в наши дни. Характерный пример – «провалы» в транспортном машиностроении, связанные с разрушением национальной школы подготовки инженеров-конструкторов и инженеров-технологов на базе отраслевых вузов.

Необходимо также вспомнить (Слайд 5), что проведённая Минтрансом России в 2005-2009 г. г. оптимизация транспортного образования уберегла от печальной участи ПТУ систему отраслевого среднего профессионального образования.

Транспортные техникумы и колледжи вошли в состав университетских комплексов Министерства транспорта РФ.

Реалии сегодняшнего дня таковы, что транспорту нужен свой интеграционный центр – университет федерального уровня (Слайд 6). Об этом говорят не только руководители отрасли и транспортная общественность, но и руководители страны, законодательная власть.

При этом Минтранс России готов сформировать в своей структуре общетранспортный вуз и принять в свой состав вузы автомобильно-дорожного транспорта, которые, по малопонятным причинам, в своё время оказались в ведомстве Минобрнауки России.

Поэтому мы рассматриваем стержень стратегии (Слайд 7) развития транспортного образования как формирование крупных научно-образовательных межтранспортных и общетранспортных центров – интеграторов исследовательской и образовательной деятельности для комплексного развития единой суверенной транспортной сети Российской Федерации.

Успех реализации этой стратегии требует выполнения ряда условий, связанных с совершенствованием управления, оптимизацией структуры и, разумеется, законодательным обеспечением дальнейшего развития транспортного образования.

Всех нас волнует судьба МАДИ. Считаем, что вопрос надо решать с позиций интересов отрасли. Если авторитетный вуз не сможет сохранить самостоятельный статус, то объединять его надо не с вузами Минобрнауки России, а с вузами Минтранса России.

Возможен и проект российского государственного транспортного университета (Слайд 8). Базой его может стать крупнейший отраслевой вуз России – МИИТ.

Но хочу подчеркнуть, для МИИТ это – не цель, наоборот, дополнительные проблемы. Но мы готовы, как и пять лет назад, при вхождении в состав университета около 20 образовательных структур, имеющих самостоятельный статус, вновь пройти этап серьёзной реорганизации, если того потребуют интересы отрасли.

Что же касается характеристики проекта РГУТ (Слайд 9), то государство и отрасль в итоге получат мощный университет общетранспортного профиля.

Презентация выступления Б.А. Лёвина 28.01.16: PPTX Office Open XML Presentation


source: Отдел по связям с общественностью