РУТ (МИИТ)
17.06.2009 00:00 

Под крылом супервуза


Недавно Московский колледж железнодорожного транспорта вошёл в состав Московского государственного университета путей сообщения (МИИТ).

– Николай Егорович, что это даст вашему учебному заведению?

– Сегодня МГУПС – мощное современное образовательное учреждение, обладающее высоким научным потенциалом. И в объединении с ним мы видим массу положительных моментов.

Так, благодаря взаимодействию с супервузом можно более эффективно решать вопросы подготовки квалифицированных кадров для отрасли. Прежде всего за счёт использования ресурсов и материально-технической базы университета. Теперь в распоряжении учащихся и преподавателей колледжа богатейший библиотечный фонд, мощный суперкомпьютер, система АСУ МИИТ, к которой мы уже подключены.

Мы выиграли даже в таком простом деле, как проведение ежегодной спартакиады колледжей и техникумов. Если раньше приходилось платить за аренду плавательного бассейна и стрелкового тира, то теперь подобные соревнования проводятся в спорткомплексе университета.

Но, конечно, главная задача начавшейся реорганизации – повысить уровень подготовки специалистов. Ведь за последние 15 лет в связи с переходом на рыночные отношения, реформированием отрасли и созданием новых бизнес-структур на транспорте требования к выпускникам значительно возросли. Работодатели хотят, чтобы молодые специалисты обладали знаниями и навыками, которые больше соответствовали бы современным реалиям. А для этого нужны новая материально-техническая база и новый уровень квалификации преподавателей. Мы надеемся, что объединение с университетом поможет решить эту проблему.

– Полгода назад в МГУПСе создали Управление по среднему профессиональному образованию, которое вы как проректор сегодня возглавляете. Какова цель нового подразделения?

– До нынешнего года среднее профессиональное образование было представлено в университете лишь двумя учебными заведениями – правовым и медицинским колледжами. А в январе 2009-го к ним присоединились ещё 15 техникумов и колледжей, расположенных в различных городах страны, а также Школа усовершенствования руководящего состава железнодорожной военизированной охраны.

А это в общей сложности – 20 тыс. студентов, обучающихся на дневных отделениях. Согласитесь, весьма солидный блок в образовательной системе университета. А потому для координации деятельности новых учреждений, оказания им методической помощи и было создано новое управление.

– Как же вы разрываетесь между несколькими техникумами, да ещё в МГУПСе работаете?

– Понятно, при нашей территориальной разбросанности без надёжной и постоянной связи не обойтись. Выручают современные средства связи, которые у меня всегда под рукой, – мобильный телефон, факс, компьютер, электронная почта, Интернет. И не важно, где я нахожусь, – всё это позволяет мне постоянно быть в курсе событий.

Кстати, в ближайшей перспективе связь с транспортными вузами, расположенными в отдалённых регионах страны, также будет более устойчивой и надёжной. Руководство университета планирует создать единую информационную сеть на основе системы АСУ МИИТ, которая будет связывать все 54 филиала. Это позволит проводить видеоконференции, обмениваться научно-технической информацией, знакомиться с новейшими разработками учёных.

– Будет ли университет оказывать помощь колледжам и техникумам в совершенствовании учебного процесса?

– Безусловно. И такие примеры уже есть. Скоро одному из наших филиалов – Брянскому железнодорожному колледжу – передадут опытный образец высокоскоростного поезда «Сокол». Первоначально ОАО «РЖД» планировало передать его МГУПСу, но руководство университета посчитало, что лучше отправить состав в Брянск, где он принесёт больше пользы учащимся.

Как известно, этот поезд в серийное производство не был принят, но находится в отличном рабочем состоянии. К тому же экспресс оснащён современной электронной аппаратурой, в нём использовано множество уникальных разработок российских учёных. А потому его могут использовать в колледже в качестве действующего тренажёра. Тем самым мы надеемся поднять интерес студентов к технике, повысить уровень обучения, что очень актуально.

Уже в конце года между Петербургом и Москвой начнут курсировать высокоскоростные экспрессы «Сапсан», изготовленные в Германии. В последние годы на железных дорогах страны активно внедряется интеллектуальная система автоведения поездов, другая сложнейшая аппаратура. И для их обслуживания потребуется высококвалифицированный персонал. Кроме того, руководство отрасли ставит задачу создания на магистралях мощных сервисных центров, которые будут комплексно решать все проблемы по ремонту железнодорожной техники. Естественно, повысятся требования и к преподавателям колледжей и техникумов.

Они будут проходить переподготовку на специальных курсах, которые планируют открыть в университете. Более того, по мнению ректора МГУПСа Бориса Лёвина, средние профессиональные учреждения должны вести и научную работу. Тем более что значительная часть педагогов в наших филиалах имеют учёные степени и могут совместно с университетскими кафедрами участвовать в исследованиях и создании разработок для транспорта.

– Совсем скоро выпускники колледжа получат дипломы. Но смогут ли они найти работу в условиях кризиса, когда растёт безработица и идёт сокращение штатов?

– Мы тоже с тревогой ждали весны: как-то сложится распределение наших ребят? Однако, вопреки пессимистическим прогнозам, представители различных предприятий, как и в прежние годы, приезжали к нам и активно отбирали выпускников для своих станций, депо, отделений, диспетчерских служб.

В результате практически все специалисты профильных профессий, связанных непосредственно с работой железных дорог, оказались востребованными. Так что, как видите, в отличие от других отраслей добрая традиция распределения наших кадров сохраняется, даже несмотря на тяжёлые времена. И это не может не радовать.

Беседовал Александр Давидьянц

Справка «Гудка»

Московский колледж железнодорожного транспорта ведёт свою историю с 1872 года, когда по ходатайству представителей акционерных обществ частных железных дорог царь Александр II подписал указ об открытии технического училища.

В результате прошедших за последние годы слияний нескольких техникумов было создано одно из крупнейших в стране государственных учреждений среднего профессионального образования – МКЖТ, имеющее филиалы в семи городах – Брянске, Калуге, Калининграде, Новомосковске, Смоленске, Туле, Рязани.

Выпускники колледжа трудятся на различных предприятиях железнодорожного транспорта. Сегодня многие из них занимают руководящие посты в ОАО «РЖД», на станциях, в отделениях и депо.