РУТ (МИИТ)
24.05.2023 07:02 

Эксперты РУТ (МИИТ) обследовали Полярную магистраль


Северный широтный ход (СШХ) стал, можно сказать, партизанским проектом. Заявление вице-премьера Марата Хуснуллина о неприоритетности СШХ, сделанное им в ноябре прошлого года, было успешно проигнорировано и властями Ямала, и, как теперь выясняется, Минтрансом.

Первые в лице губернатора ЯНАО Дмитрия Артюхова представляют проект СШХ как нечто уже реализуемое. Ранее он заявлял, что «финансирование идёт из разных источников», что «проект приоритетный», а президенту РФ глава региона даже сообщил, что «уже сейчас есть понимание как решить и реализовать все инженерные вопросы, связанные со строительством СШХ».

Вторые выступают на контрапункте. На днях в ФОИВе заявили, что для начала строительства ж/д путей в вечной мерзлоте необходимо сбалансировать финансовые источники и получить по ним гарантии. Об этом сообщил замглавы Минтранса Валентин Иванов в кулуарах XIV Международного экономического форума «Россия - Исламский мир: KazanForum».

«По строительству есть планы. Необходимо будет сбалансировать финансовые источники. Источников у нас там много рассматривается — это и средства ФНБ, инвестпрограмма РЖД, средства инвесторов и инфраструктурные бюджетные кредиты региона. Необходимо будет приступать к строительству, когда мы поймем, что у нас по всем источникам есть гарантии», — сказал он.

Вот ещё одно наблюдение vgudok.com: в весеннем номере журнала «Энергетическая политика» опубликована статья Александра Новака, в которой заместитель председателя правительства Российской Федерации и бывший министр энергетики рассуждает об огромных запасах полезных ископаемых в Арктической зоне страны и о том, что «для полноценного освоения этих природных ресурсов и их реализации необходимо наличие удобного, доступного и экономически эффективного транспортного коридора». И таким коридором, конечно же, является Северный морской путь (СМП), на развитие которого будут брошены все силы, построены дополнительные ледоколы и т.д. и т.п.

При этом г-н Новак в своей статье никак не упомянул Северный широтный ход (СШХ), который также может обеспечить значительное сокращение протяжённости транспортных маршрутов от месторождений в северных районах Западной Сибири до портов Балтийского, Белого, Баренцева и Карского морей. Тем временем в самом регионе про эту магистраль не забывают.

В середине марта губернатор Ямала Дмитрий Артюхов и начальник Свердловской железной дороги (филиал ОАО «РЖД») Иван Колесников подписали трёхлетнее соглашение о сотрудничестве и взаимодействии в области железнодорожного транспорта и развитии инфраструктуры на территории округа, которое в том числе предусматривает реализацию «больших проектов, таких как Северный широтный ход».

...

Северный широтный ход имеет давнюю и сложную историю: в 1949–1953 годах была построена большая часть Полярной магистрали (Сталинская дорога) по маршруту Салехард — Игарка протяжённостью 1500 км и открыто рабочее движение. Впоследствии строительство прекращено, строительные подразделения эвакуированы.

«В 2005 году ОАО «РЖД» поручили МИИТу (Институт пути, строительства и сооружений Российского университета транспорта — прим. ред.) обследование Полярной магистрали, были сформированы три отряда (преподаватели, сотрудники, студенты, аспиранты), дислоцированные на разных участках бывшей трассы, в том числе на участке созданной в 2003 году «Ямальской железнодорожной компании». Мы обследовали состояние земляного полотна, верхнего строения пути, водопропускных труб, мостов, линейных посёлков, карьеров.

По результатам обследования был подготовлен отчёт, книга «Полярная магистраль» под редакцией Татьяны Левоновны Пашковой. В 2005 году государством сформулирована глобальная задача по развитию промышленности и транспорта Ямало-Ненецкого автономного округа (ЯНАО) и Уральского федерального округа (УрФО). В результате в том же году зародился проект «Урал промышленный — Урал полярный», в рамках которого появилось название «Северный широтный ход».

На основании материалов обследования МИИТа и других исследовательско-изыскательских и проектных групп было принято решение о строительстве СШХ по трассе Полярной магистрали, правда, только до станции Коротчаево (707 км). Для реализации этого проекта в 2006 году было создано ОАО «Корпорация Урал промышленный — Урал полярный» (с 2015 года — АО «Корпорация развития»)», — рассказала vgudok.comдиректор Института пути, строительства и сооружений, доктор, профессор Таисия Шепитько.

Также по теме: Ru24.net

source: Vgudok.com