РУТ (МИИТ)
12.09.2018 11:00 

Лучшие ВУЗы страны


RAEX – первое и пока единственное российское агентство, образовательный рейтинг которого успешно прошёл аудит международной экспертной группы по рейтингованию IREG Observatory. Оно ранжирует отечественные университеты с 2012 года.

При подготовке рейтингов используются статистические показатели, а также результаты опросов среди 30 тыс. респондентов: представителей академических и научных кругов, студентов и выпускников, а также работодателей.

Все семь лет лидером образовательного рейтинга RAEX является Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. А «серебро» и «бронза» уже четыре года подряд достаются соответственно Московскому физико-техническому институту (государственному университету) и Национальному исследовательскому ядерному университету «МИФИ». Отраслевые вузы присутствуют в рейтинге с момента его появления, правда, малым составом. С 2012 по 2016 год постоянно в нём были только два транспортных университета – Московский госуниверситет путей сообщения (ныне Российский университет транспорта (МИИТ) и Уральский госуниверситет путей сообщения (УрГУПС). Самую высокую строчку рейтинга за это время – 58-е место – МИИТ занял в 2016 году, а УрГУПС – в 2014 году (78-е место). Московский автомобильно-дорожный государственный технический университет (МАДИ) то выбывал, то снова появлялся в топ-100, занимая позиции от 64-й до 67-й.

В 2017 году УрГУПС вышел из рейтинга и пока в нём не появился. В нынешнем рейтинге 2018 года Российский университет транспорта (МИИТ) занял 74-ю строчку, опустившись по сравнению с 2017 годом сразу на 13 позиций.

По мнению экспертов RAEX, один из главных факторов успешного функционирования любого вуза и, как следствие, попадания в рейтинг – многопрофильность.

«Узкая специализация вузов противоречит актуальному тренду развития научных исследований: современные знания рождаются на стыке разных наук, – поясняют исследователи. – Очевидно, что в условиях стремительных изменений именно узкоспециализированные вузы могут стать слабым звеном: их риски не диверсифицированы, и, к примеру, кризис в конкретной отрасли способен нанести значительный урон таким вузам и их студентам. Поэтому многие бывшие отраслевые вузы взяли чёткий курс на многопрофильность, стали развивать как смежные направления, так и совсем незнакомые области. Рейтинг вузов RAEX свидетельствует о том, что преимущества получили вузы, которым удалось выйти за рамки привычных предметных областей. 10 из 30 лидеров рейтинга RAEX исторически являлись специализированными вузами, но за последнее время добились заметного прогресса в расширении спектра программ обучения и научных исследований».Эксперты RAEX обращают внимание, что специализированные вузы, в частности МГТУ «Станкин», МАДИ, Российский университет транспорта (МИИТ), менее успешны в образовательном рейтинге: «Формально они также развиваются по пути многопрофильности, открывают новые направления, однако это не позволяет привлекать лучших абитуриентов страны. Очевидно, что в восприятии многих эти вузы тесно привязаны к конкретным отраслям, и этот факт снижает привлекательность в глазах абитуриентов. При этом сегодня всё меньше молодых людей рассчитывает на то, что одной специальности может хватить на всю жизнь».

В исследовании также приведены цифры: средний результат ЕГЭ бюджетников в отраслевых вузах ниже 70 баллов в расчёте на один предмет, а целевиков – ниже 60 баллов. «Это сопоставимо с результатами лучших вузов Якутии и Дальнего Востока, но значительно меньше, чем у ведущих вузов Москвы и Санкт-Петербурга», – поясняют эксперты RAEX.

Между тем, по словам президента Ассоциации высших учебных заведений транспорта, ректора РУТ (МИИТ) Бориса Лёвина, критерии оценки деятельности вузов в рейтинге не учитывают специфику отраслевого образования, а также не всегда ориентированы на итоговые результаты.

«Пример – показатель, связанный с уровнем ЕГЭ. На наш взгляд, важен не уровень довузовских знаний, а качество получаемого образования, востребованность выпускников. И главная заслуга вуза – не довести отличника до диплома, а сформировать из троечника, который желает работать в отрасли, высокопрофессионального специалиста», – пояснил «Гудку» Борис Лёвин.

Отраслевые вузы, по его словам, не только заинтересованы в проведении рейтингов, но обязаны занимать в них всё более высокие места: «Например, учредитель РУТ (МИИТ) – Минтранс России – поставил перед вузом задачу в течение пяти лет войти в число 10 ведущих вузов страны. Так что, несмотря на объективные сложности, будем целенаправленно работать не только в плане привлечения в университет наиболее подготовленных выпускников школ, но и для повышения других рейтинговых показателей – объёма научных исследований, публикационной активности учёных».

Юлия Соловёва