РУТ (МИИТ)
02.06.2011 11:30 

Бережливый расчёт


Железнодорожный транспорт ежегодно потребляет более 22,5 млн. тонн топливно-энергетических ресурсов на общую сумму 150 млрд. руб. Из них на тягу расходуется 73,5%. Доля стоимости этих затрат в эксплуатационных расходах ОАО «РЖД» достигает 17%.

Поэтому каждый процент экономии топлива и электроэнергии приносит существенный финансовый результат. Анализ показывает, что ресурс сбережения в тяговой энергетике не превышает 5–7%, тогда как в стационарной теплоэнергетике он находится на уровне 25%. Сейчас в отрасли эксплуатируют более 6 тыс. котельных малой и средней мощности, в которых установлены 13,5 тыс. котлов различных типов и модификаций. Поэтому задачу энергосбережения можно решить, лишь приняв серьёзные организационно-технические меры.

Нужно повсеместно ввести регулярное энергетическое самообследование предприятий взамен нынешнего энергоаудита, проводимого отдельными группами специалистов на ограниченном количестве объектов. Результаты самообследования должны заноситься в специально разработанные электронные таблицы. Эти сведения после обработки позволят составить перечень энергосберегающих мероприятий местного или отраслевого значения.

В структурных подразделениях ОАО «РЖД» надо ввести должности энергетических менеджеров для сбора информации о расходе энергоресурсов подразделением в целом и отдельными потребителями. Они будут ежедневно анализировать эффективность использования энергоресурсов, информировать руководителей предприятия и потребителей о расходах. Кроме того, такие сотрудники будут постоянно заниматься снижением уровня энергопотребления и повышением эффективности использования ресурсов.

Список мер по энергосбережению и их реализация в соответствующие сроки должны стать предметом отчётности подразделений перед вышестоящими структурами компании. К числу приоритетных направлений такой работы в стационарной теплоэнергетике можно отнести совершенствование норм потребления ресурсов, а также разработку и обоснование стандартов по энергоэффективности для используемого в теплоснабжении оборудования.

Необходимо внедрять технологии, обеспечивающие эффективное сжигание низкосортного твёрдого топлива в котлах с экологически приемлемыми характеристиками выбросов в атмосферу продуктов сгорания. Например, в так называемом «кипящем слое». Сберечь ресурсы позволят использование современных материалов и способов изоляции тепловых сетей и замена пара как теплоносителя на горячую воду с относительно невысокой температурой. Установка средств автоматизации и контроля параметров при производстве, распределении и потреблении тепловой энергии даст возможность наладить точный учёт расходуемых ресурсов.

Помимо экономического результата снижение потребления топлива в отраслевых котельных уменьшит количество вредных выбросов в окружающую среду. Оно в настоящее время превышает 118,5 тыс. тонн в год.

Сотрудники кафедры «Теплоэнергетика железнодорожного транспорта» МИИТа разработали многофункциональную программу расчёта выбросов в атмосферу продуктов сгорания различного топлива в котлах, получившую одобрение в отделе охраны природы ОАО «РЖД». К сожалению, из-за отсутствия финансирования дальнейшие работы по совершенствованию этой программы сейчас прекращены.

В условиях постоянного роста стоимости ресурсов для ОАО «РЖД» важной задачей становится создание собственных источников энергии. Одним из вариантов её решения является строительство в газифицированных районах электростанций на базе газотурбинных ТЭЦ. Это позволит существенно снизить себестоимость единицы энергии, отпускаемой потребителям. По предварительным оценкам, стоимость единицы тепловой энергии окажется примерно в 2,7 раза, а электрической – в 2,9 раза ниже существующих тарифов, что позволит окупить затраты на строительство за 4 года.

Возможность создания собственного сектора генерации электроэнергии или участие ОАО «РЖД» в работе предприятий ТЭК в качестве совладельца энергетических мощностей предусматривалась «Энергетической стратегией» компании, принятой в 2004 году. Правда, газотурбинные электростанции не пригодны для питания тяговой нагрузки, поскольку она имеет явно выраженный пиковый характер.

Однако при параллельной работе с системами первичного электроснабжения и специальными техническими устройствами (ёмкостными или сверхпроводниковыми накопителями энергии) уже в ближайшей перспективе такие станции могут быть использованы для питания тяговой нагрузки. Работы по созданию подобных мощных накопителей энергии учёные МИИТа ведут совместно с коллегами из научного центра «Курчатовский институт» уже более пяти лет, подготовив за этот период для изготовления полномасштабные опытные образцы.

Борис Минаев, заведующий кафедрой «Теплоэнергетика железнодорожного транспорта» МИИТа

Фото: PHOTOXPRESS.RU