РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > News and announcements
03.07.2014 11:16 

БАМ: миитовцы были первыми


40 лет назад вся наша страна впервые услышала короткое слово БАМ. Тысячи молодых людей начали осуществление самого масштабного проекта 20 века – Байкало-Амурской магистрали.

2 июля в МИИТе прошла научно-практическая конференция «БАМ – история и новые технологии развития восточных территорий России».

В работе конференции приняли участие руководители ОАО «РЖД», научных организаций, ветераны БАМа, преподаватели и студенты МИИТа.

Участников приветствовал ректор университета Борис Алексеевич Лёвин. Он напомнил, что первый студенческий отряд МИИТа в составе 400 человек, отправился на БАМ в 1972 году, на 2 года раньше официального начала строительства. Наши студенты готовили площадки под поселки строителей, прорубали просеки для дорог, строили склады и пакгаузы. Всего в строительстве Байкало-Амурской магистрали приняли участие около 12 тысяч миитовцев. В честь 40-летия с начала строительства БАМа группа сотрудников и преподавателей университета была на днях награждена специальными юбилейными медалями.

Строительство магистрали обошлось в 10 млрд. долларов. Еще большие средства требуются сейчас на развитие БАМа. Именно от ученых, в том числе и участников этой конференции зависит то, насколько эффективно будут истрачены эти деньги.

О роли профсоюзов в строительстве БАМа и его реконструкции рассказал председатель Роспрофжелдора Николай Алексеевич Никифоров. Он отметил, что при помощи профсоюзов были решены многие социальные проблемы этих территорий. В городах и поселках появились школы, детские сады, учреждения культуры и здравоохранения. Однако в 90-е годы территории БАМа пришли в упадок. Население сильно сократилось, закрылись объекты социальной сферы, в городах и поселках нет даже нормального транспортного сообщения. По мнению Николая Алексеевича, сегодня говоря о развитии этой территории, не упоминают о возрождении объектов социальной сферы. В связи с этим Николай Алексеевич считает необходимым принятие федеральной целевой программы по развитию БАМа и его социальной сферы.

Бывший начальник Главбамстроя, Герой Социалистического Труда Ефим Владимирович Басин (человек – легенда, как назвал его Б.А. Лёвин), отметил, что БАМ без всякого преувеличения стал «стройкой века». В тяжелейших условиях вечной мерзлоты на огромной территории было построено около 4000 искусственных сооружений, в том числе более 2000 мостов. Было применено 350 научных разработок. В строительстве магистрали участвовали более 20 научно-исследовательских институтов страны. Роль БАМа неоценима и сейчас в освоении природных ресурсов Сибири и Дальнего Востока.

О необходимости применении инноваций в реконструкции магистрали говорил и генеральный директор ВНИИЖТа Борис Моисеевич Лапидус. Он уверен, что в решении этой задачи будет востребован опыт научно-исследовательских организаций и университетов. БАМ должен стать частью мировой транспортной системы. Но для этого необходимо решить множество строительных и научных задач. Прежде всего необходимо тщательно исследовать состояние земляного полотна по всей трассе и произвести его реконструкцию. Серьезного переоснащения требует и локомотивный парк, в частности, нужны более эффективные тромозные системы, более надежные колесные пары и многое другое. Над всем этим предстоит работать ученым и роль университетской науки здесь как никогда важна.

После пленарного заседания работа конференции продолжилась по секциям, на которых ученые и транспортные строители обсудили развитие территории Байкало-Амурской магистрали и транспортной отрасли в целом.

В организации и проведении конференции самое активное участие приняли директор Гуманитарного института МИИТа профессор АлександрАлександрович Горбунов и заведующий кафедрой «Интеллектуальные транспортные системы» профессор Виктор Васильевич Доенин.