РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > Science > Scientific schools

Экономическая теория транспорта и организация управления в производственно-экономических системах


Основная научная направленность работ связана с оценкой экономической эффективности различных инвестиционных и инновационных проектов, обеспечивающих научно-технический прогресс на железнодорожном транспорте и в транспортном строительстве, путем внедрения ресурсосберегающих и современных информационных технологий, обеспечения безопасности движения поездов.

Зарождение этой научной школы в МИИТе относится к 1935 году.

В различные годы в данном научном направлении работали доктора наук, профессора МИИТа Гибшман А.Е., Хачатуров Т.С., Белов И.В., Хануков Е.Д., Протодьяконов М.М. В настоящее время продолжают научную школу доктора наук, профессора МИИТа Волков Борис Андреевич, Шульга Валерий Яковлевич, Трихунков Михаил Фёдорович, Терешина Н.П., Болотин Александр Васильевич

Все нормативные документы по оценке эффективности инвестиций и инноваций на железнодорожном транспорте, утвержденные в МПС, разработаны в рамках данной научной школы. В частности, действующие в настоящее время в отрасли "Методические указания по оценке эффективности инвестиционных проектов на ж.д. транспорте", утвержденные МПС в 1997 году, подготовлены под руководством проф. Волкова Бориса Андреевича

В рамках научной школы выполнялись научные исследования по экономическому обоснованию федеральных программ, в том числе Программы "Высокоскоростной экологически чистый транспорт", и отраслевых программ, таких как "Внедрение ресурсосберегающих технологий на ж.д. транспорте" и Программ социального и научно-технического развития ж.д. транспорта. В рамках научной школы подготовлено 9 докторов наук, 32 кандидата наук. Общее число аспирантов кафедры на текущий момент составляет 25 человек.

Основные научные труды и публикации, в которых отражены достижения научной школы:

Хачатуров Т.С. "Эффективность капитальных вложений" Экономика, 1981 год, Волков Борис Андреевич “Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте”, М., издательство ”Транспорт”, 1996 г., Волков Борис Андреевич, Илларионов А.Д. "Управление качеством проектно-сметной документации в транспортном строительстве", "Транспорт" 1986.

Опубликованы базовые учебники и учебники для вузов:

“Менеджмент в железнодорожном строительстве”. М.: Транспорт, 1998 г. “Проектно-сметное дело”. М.: Трансжелдориздат, 2000 г. “АСУ в строительстве”. М.: Трансжелдориздат, 1999 г., “Экономика железнодорожного строительства и путевого хозяйства”. М.: Маршрут, 2003 г., “Экономические изыскания и основы проектирования железных дорог”. М.: Маршрут, 2005 г. Всего около 180 публикаций.

Основные сведения о школе приведены в приложении.

Приложение

№ п/пОсновные сведения
1.1.Наименование вузаФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет транспорта"
1.2.Наименование института, академииИнститут экономики и финансов
1.3.Наименование кафедры (лаборатории)Кафедра «Экономика транспортной инфраструктуры и управление строительным бизнесом»
2.Направление научных исследований, проводимых в рамках научно-педагогического коллектива:
3.Направление подготовки инженеров, бакалавров и магистров, проводимой в рамках научно-педагогического коллективаЭкономика и управление строительством. Экспертиза и управление недвижимостью.
4.Характеристика научно-педагогического коллектива:
4.1.Руководитель (руководители) научно-педагогического коллективаЗаведующий кафедрой
4.1.1.Фамилия, имя, отчествоВолков Борис Андреевич
4.1.2.Ученая степень, ученое званиеДоктор экономических наук, профессор.
4.1.3.Почетные званияЗаслуженный работник высшей школы РФ, почетный академик РАН (по отделению экономики), почетный железнодорожник, почетный строитель, почетный транспортный строитель, почетный академик строительного комплекса.
4.1.4.Основные научные труды, в которых отражены достижения научно-педагогического коллектива (не более 3-х наименований)Волков Борис Андреевич “Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте”, М., издательство ”Транспорт”, 1996 г. “Методические рекомендации по оценки инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте”. (Утвержденные МПС России). 1997 г. “Проектно-сметное дело”. Учебник для вузов под редакцией Волкова Бориса Андреевича, М.: Трансжелдориздат, 2000.
4.2.Организационная форма коллектива (кафедра, научная лаборатория, научная группа и т. п.)
4.2.1.Состав коллектива (численность, качественные характеристики)31 человек, в том числе два профессора - доктора экономических наук, два профессора - доктор технических наук, один профессор.
4.2.2.Материально-техническая база, имеющаяся в распоряжении коллективаЛВС и аудиовизуальный комплекс.
4.3.Основные научные результаты, полученные в течение последних пяти лет, их официальное признание как приоритетных,Отраслевые методические указания по оценки экономической эффективности инвестиций, утвержденные МПС РФ и действующие на железнодорожном транспорте с 1997 года. Методика экономико-экологической оценки последствий аварийных ситуаций на железнодорожном транспорте, утвержденная в МПС РФ в 1993 году. Разработка теоретических основ и практических методов оценки эффективности перспективных программ научно-технического и социального развития железных дорог. Применены на Московской, Горьковской, Дальневосточной железных дорогах.
в том числев том числе:
научные результаты в области критических технологий и приоритетных направлений фундаментальных исследованийЭффективность инвестиций и инноваций, экономика природопользования.
открытия, изобретения, патенты и т.п.
4.4.Важнейшие публикации членов научно-педагогического коллектива за последние пять лет (монографии, учебники, статьи и т.п.)Всего имеется около 180 публикаций, в том числе “Менеджмент в железнодорожном строительстве”. Учебник для вузов. М.: Транспорт, 1998 г. “Проектно-сметное дело”. Учебник для вузов. М.: Трансжелдориздат, 2000 г.“АСУ в строительстве”. Учебник для вузов. М.: Трансжелдориздат, 1999. Волков Борис Андреевич “Экономическая эффективность инвестиций на железнодорожном транспорте”, М., издательство ”Транспорт”, 1996 г. “Методические рекомендации по оценки инвестиционных проектов на железнодорожном транспорте”. (Утвержденные МПС России). 1997 г. Экономика железнодорожного строительства и путевого хозяйства.
4.5.Участие в течение последних трех лет в международных и федеральных научно-технических программах, выполнение грантов различного уровня, участие в международных проектах и т. п.Участие в федеральной программе “Высокоскоростной экологически чистый транспорт”, в "Программе развития строительного комплекса" до 2005 года.
4.6.Подготовка кадров высшей квалификации за последние пять лет (общее число аспирантов, общее число докторантов, количество докторских и кандидатских защит),21 – общее количество аспирантов, 3 – докторанта, защита – 2 – доктора, 14 – кандидатов наук, в том числе 1 – доктор и 12 – кандидатов наук.
5.Общественное признание научно-педагогического коллектива
5.1.Международные и государственные премии, научные медали3 медали Госкомобразования РФ
5.2.Медали и дипломы выставок, конференций и т. п.3 медали ВДНХ.
5.3.Членство в различных российских и зарубежных научных организацияхВолков Борис Андреевич – академик ВАТ, МАИ и МАИЭС, Болотин Александр Васильевич – академик МАИ и МАИЭС, Шульга Валерий Яковлевич – почетный академик РАТ.
5.4.Почетные званияВолков Борис Андреевич – Заслуженный работник высшей школы РФ, почетный академик РАН (по отделению экономики), почетный железнодорожник, почетный строитель, почетный транспортный строитель, почетный академик строительного комплекса, Шульга Валерий Яковлевич – Заслуженный деятель науки и техники РФ, почетный железнодорожник, почетный транспортный строитель, Кокин М.В. – почетный железнодорожник, почетный работник высшего образования, почетный транспортный строитель, почетный профессор университета.
6.Связь с другими организациямиСвязь с другими организациями
6.1.С Российской академией наук, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук, Российской академией сельскохозяйственных наукС Российской академией наук, с Российской академией архитектуры и строительных наук, с МАИЭС, АТ, МАИ
6.2.С другими академиями и учебными заведениями (организациями)С Московским государственным строительным университетом (совместное издание учебника “Экономика строительства”), с отраслевыми вузами при издании учебников для вузов “Технико-экономические изыскания и основы проектирования железных дорог”, “Экономика железнодорожного строительства и путевого хозяйства”, и т. д. С ГУУ, (участие в диссертационном совете Волкова Бориса Андреевича). Волков Борис Андреевич является вице-президентом Международной академии инвестиций и экономики строительства.
7.Деятельность научно-педагогического коллектива в области:
7.1Организации специальных школ, открытии новых специальностей, создании новых учебных дисциплин, разработке учебных программ и т.п., повышение квалификация, постдипломное образование, дистанционное обучениеВ 2001 году коллективом открыта новая специальность в МИИТе “Экспертиза и управление недвижимостью”. Все утвержденные программы по специальным дисциплинам по специальности “Экономика и управление на предприятиях (строительство)”, учитывающим специфику железнодорожного строительства, разрабатываются членами коллектива.
7.2.Организация симпозиумов, конференций и т.п. по тематике исследований, проводимых научно-педагогическим коллективомКонференция по экономической эффективности инвестиций и инноваций на железнодорожном транспорте (2001 г.), Международная конференция "Современные проблемы экономики и управления (1996-2001г.). Международная конференция по экономике и управлению недвижимостью (Ханой, 2007 г.).
8.Адрес и телефон для обмена информацией
8.1.Полный почтовый адресРоссия, 127 994, город Москва, улица Образцова, дом 9, стр. 9, МИИТ
8.2.Телефон(ы) с кодом города
8.3.Факс (если имеется)
8.4.Е-mail (если имеется)
8.5.Web-ресурсы