РУТ (МИИТ)
 MIIT > About the university > Science > Scientific schools

Механика вагонов


Научные исследования в области механики подвижного состава получили широкое развитие на Кафедре «Вагоны и вагонное хозяйство»на основе фундаментальных научных работ профессора Михаила Васильевича Винокурова (основателя направления «Динамика вагонов») и профессора Леонида Абрамовича Шадура (основателя школы «Оптимизации основных параметров, конструктивных схем и технико-экономических исследований вагонных конструкций»). Создание и внедрение высокоэффективных большегрузных восьмиосных вагонов в 60-х годах ХХ вв. стало мощным толчком теоретических и экспериментальных исследований, проводимых в рамках существовавших и известных научных школ «Динамики вагона и взаимодействия с железнодорожным путем» С.В. Вершинского и Хусидов Владимир Давидович, «Автотормозов» Б.Л. Карвацкого, «Организации вагоноремонтного производства и повышения технического уровня производственных систем» И.Ф. Скибы. Научные работы в области анализа напряженного состояния котлов вагонов цистерн 1965 г., и методов исследования напряженно-деформированного состояния котлов железнодорожных цистерн 1973 г., выполненные Котурановым Владимиром Николаевичем, а также другие комплексные исследования, стали основой для создания нового научного направления – научной школы «Механика вагонов».

Научная школа «Механика вагонов» была основана в 1974 г. Ее основателем является Заслуженный деятель науки и техники РСФСР, академик Российской Академии транспорта, д.т.н., почетный профессор МИИТа, профессор кафедры «Вагоны и вагонное хозяйство» Котурановым Владимиром Николаевичем.

Котурановым Владимиром Николаевичем и его ученики создали на базе прикладных разделов теории упругости (теории изотропных и анизотропных пластин и оболочек, теории стержневых систем) специализированные применительно к вагонным конструкциям методы строительной механики. Разработали конечно-элементные модели анализа напряженно-деформированного состояния оболочек котлов цистерн и других типов вагонов, ориентированные на алгоритмы, реализуемые современной вычислительной техникой. Обосновали возможность создания облегченных несущих транспортных емкостей большой вместимости, что позволило создать впервые в мире безрамные большегрузные восьмиосные железнодорожные цистерны – уникальные изделия машиностроения, обладающие высокими технико-экономическими характеристиками. Эти конструкции отмечены несколькими медалями ВДНХ и премиями Минвуза СССР. Научные разработки стали ядром современных автоматизированных систем проектирования вагонов и экспертизы проектных решений.

Разработанные методы получили отражение в учебниках для специалистов железнодорожного транспорта, монографиях и многочисленных научных работах Котуранова Владимира Николаевича и его учеников. Наиболее известные среди них: монография «Большегрузные восьмиосные вагоны», учебники «Вагоны. Конструкция, теория и расчет», «Нагруженность элементов вагонов», «Вагоны. Схемы оценки проектных решений», «Вагоны. Основы конструирования и экспертизы технических решений», справочное пособие «Специализированные цистерны для перевозки опасных грузов», автором которых является Котурановым Владимиром Николаевичем.

Комплексным направлением научных исследований в настоящее время является создание методов и методик проведения технической экспертизы технических проектов в области вагоностроения.

Ученики школы под руководством Котуранова Владимира Николаевича выполняли:

  • исследования напряженного состояния и выбор рациональных конструктивных схем котлов цистерн для перспективных габаритов,
  • исследования влияния температурных воздействий на напряженное состояние котлов,
  • исследования надежности котлов на примере железнодорожных цистерн,
  • исследование применения специализированных элементов для расчета несущих кузовов грузовых вагонов,
  • исследование случайных вибронагружений в стержневых элементах кузовов вагонов,
  • исследования колебаний оболочки котлов цистерн с учетом конструктивных особенностей,
  • исследование методов оценки динамических напряжений котлов с учетом влияния жидкости,
  • рационализация параметров оболочек и подкрепляющих элементов котлов железнодорожных цистерн, и др.

Котурановым Владимиром Николаевичем в 1965 года начал трудовую деятельность в МИИТе с должности старшего инженера, руководителя отдела испытаний отраслевой вагонной научно-исследовательской лаборатории, ассистента, доцента, профессора, заведующего Кафедрой «Вагоны и вагонное хозяйство». С 1975 по 1983 гг. работал деканом механического и энергомеханического факультетов, а с 1983 по 1987 гг. – проректором института по научной работе МИИТа. В течение 19 лет возглавлял Кафедру «Вагоны и вагонное хозяйство».

В течение 22 лет Котурановым Владимиром Николаевичем был председателем диссертационного совета по защите докторских и кандидатских диссертаций. За это время на совете было защищено 50 докторских и более 500 кандидатских диссертаций, которые были утверждены ВАКом.

Котурановым Владимиром Николаевичем принимал активное участие в разработке нового государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста 150800 «Подвижной состав железных дорог» и нового учебного плана по специальности 190302 «Вагоны».

За большой вклад в развитие вагоностроения, подготовку для железнодорожного транспорта инженерных, научно-педагогических и научных кадров Котурановым Владимиром Николаевичем награжден орденом «Трудового красного знамени», медалью в честь 850-летия Москвы, знаком «Почетному железнодорожнику», золотыми и серебряными медалями ВДНХ, почетным знаком МИИТа, именными часами Министра путей сообщения и ректора университета. Котурановым Владимиром Николаевичем является дважды Лауреатом премии Минвуза СССР за научно-исследовательские работы по созданию восьмиосных цистерн, награжден нагрудным знаком за отличные успехи в области высшего образования СССР, медалью «100 лет транспортным магистралям».

По направлению «Механика вагонов» школой под руководством Котурановым Владимиром Николаевичема подготовлено более 48 кандидатов и 8 докторов технических наук, многие из которых стали организаторами новых научных школ и направлений у нас в стране и за рубежом.

Среди них: Речкалов А.И. - руководитель ВНИИвагоностроения, Осипов Т.А. - главный инженер Горьковской железной дороги, Ле Ван Хок - ректор Ханойского института инженеров транспорта, Савчук О.М. -проректор Днепропетровского университета путей сообщения Украины, Бубнов В.М. - генеральный конструктор ПО «Азовмаш», Светлов В.И. - генеральный директор ОАО «Тверьвагонзавод», Винник Л.В. - генеральный директор ОАО «Завода по ремонту электроподвижного состава», Мышков В.Г. - проректор по научной работе ИрИИТа, Овечников М.Н. - заведующий кафедрой МИИТа, Лисевич Т.В. - заведующая кафедрой СамИИТа и др.

Ученики школы - кандидаты наук:

Алексюткин Б.А.Агапов А.А.
Александров Е.В.Афанасьев И.А.
Быков А.И.Бруякин И.В.
Василев С.Ванслов Ю.Н.
Воденников Ю.В.Воротников В.Г.
Беспалько С.В.Курыкина Т.Г.
Лалуев Е.А.Лагута В.С.
Леонардо Де Ла РоссаЛе Ван Хок
Миклашевская Л.Н.Лисевич Т.В.
Дрыгина И.А.Воронова Ю.В.
МурадянМитков В.Г.
Мисанова И.Н.Козлов И.В.
Козлов В.В.Курыкина Т.Г.
Петров А.А.Речкалов А.И.
Спирин С.С.Овечников М.Н.
Прибылов А.Ф.Харитонов М.Н.
Чугунов Г.Ф.Чернова Т.Г.
Фролова Т.А.Саврухин А.В.
Аверин В.Н.Болотин М.М.
Жданов В.Н.Сергеев К.А.
Пашарин С.Н.Медведев В.П.
Прохоренко И.М.Лисевич Т.В.
Бубнов В.М.Канивец Р.Ф.
Коржин С.В.Азовский А.П.
Осипов Т.А.Козлов М.В.

Ученики школы - доктора наук:

Свачук О.М.Бубнов В.М.
Бруянин И.В.Беспалько С.В.
Быков А.И.Овечников М.Н.
Светлов В.И.Винник Л.В.

В настоящее время для модернизации существующих конструкций и создания грузовых вагонов нового поколения, обладающих повышенной надежностью, долговечностью, экономичностью и требующих меньших затрат на техническое содержание, Котурановым Владимиром Николаевичем разработаны оригинальные программы расчетов вагонов с использованием ПЭВМ и САПР вагонов. Котурановым Владимиром Николаевичем является автором уникальных методик экспертизы технических решений в области вагоностроения с учетом сложившихся и перспективных условий эксплуатации вагонов.

Основные сведения о школе приведены в приложении.

Приложение

Основные сведения
1.1.Наименование вузаФедеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования "Российский университет транспорта"
1.2.Наименование института, академииИнститут транспортной техники и организации производства
1.3.Наименование кафедры (лаборатории)Кафедра «Вагоны и вагонное хозяйство»
2.Направление научных исследований, проводимых в рамках научно-педагогического коллектива:Подвижной состав железных дорог
3.Направление подготовки инженеров, бакалавров и магистров, проводимой в рамках научно-педагогического коллектива190302 – «Вагоны» 05.22.07 – «Подвижной состав железных дорог, тяга поездов и электрификация»05.02.22 – Организация производства (технические науки)
4.Характеристика научно-педагогического коллектива:8 профессоров д.т.н, 2 профессора к.т.н., 18 доцентов к.т.н., 3 зав. лабораторией к.т.н.
4.1.Руководитель (руководители) научно-педагогического коллективаЗаведующий кафедрой
4.1.1.Фамилия, имя, отчествоПетров Геннадий Иванович
4.1.2.Ученая степень, ученое званиеД.т.н., профессор
4.1.3.Почетные званияакадемик Российской Академии транспорта
4.1.4.Основные научные труды, в которых отражены достижения научно-педагогического коллектива (не более 3-х наименований)Монография «Динамика пассажирского вагона и пути модернизации тележки КВЗ-ЦНИИ» Монография «Динамика грузового вагона, пути снижения износов колес и предотвращение сходов»Сборник трудов «Вопросы механики машин и подвижного состава железных дорог»
4.2.Организационная форма коллектива (кафедра, научная лаборатория, научная группа и т. п. )
4.2.1.Состав коллектива (численность, качественные характеристики)27 преподавателей, из которых : 10 профессоров д.т.н, 17 доцентов к.т.н., 3 зав. лабораторией вспомогательный персонал – 4 к.т.н. инженера
4.2.2.Материально-техническая база, имеющаяся в распоряжении коллективаКомплекс измерительно-регистрирующей аппаратуры для испытаний вагонов.Стенд для испытаний тележек грузовых вагонов.Стенды для испытаний букс с роликовыми подшипниками.Стенды для испытаний автотормозов.Тормозная испытательная станция.Учебно-лабораторный комплекс «Технология ремонта, технического обслуживания и диагностики вагонных узлов»Стенды для испытание тормозных приборов.
4.3.Основные научные результаты, полученные в течение последних пяти лет, их официальное признание как приоритетных,Разработка универсальных программ оценки безопасности движения вагонов, признанных МПС основными программами при разработке мероприятий по технике безопасности.Разработка комплекса научно-технических исследований по перевозке опасных грузов в цистернах, проводимых совместно: АТОММАШ, СГ-ТРАНС, Польская фирма «КАМАХ», Фабрика вагонов г. Свидница Польша, Вагоностроительными заводами Венгрии и Германии.Разработка длиннобазной многофункциональной платформы
в том числе
научные результаты в области критических технологий и приоритетных направлений фундаментальных исследованийНаучные исследования с ПКТИ АТОМАРМПРОЕКТ, ВНИИПО МВД РФ, Московским институтом теплотехники, 25-м ГосНИИ МО РФ, АЗОВМАШ (Украина), ОАО «РУЗХИММАШ», ОАО «ВАЛГОГРАДНЕФТЕМАШ», ОАО «АЛТАЙВАГОН», ЦКБ ТМ (г. Тверь) ракетно-космического агентства РФ по перевозке расщепляющихся материалов и ракетно-космической техники.Сконструировано, испытано и построено на Калужском турбинном заводе два 8-осных транспортера для перевозки мощных трансформаторов для атомных подводных лодок.Построены новые цистерны для перевозки темных и светлых нефтепродуктов на УРАЛВАГОНЗАВОДе г. Нижний Тагил и АЗОВМАШе г. Мариуполь (Украина). Построена серия платформ для перевозки контейнеров, труб большого диаметра, леса на ПО «Алтайвагон»
открытия, изобретения, патенты и т.п.30 патентов и изобретений
4.4.Важнейшие публикации членов научно-педагогического коллектива за последние пять лет (монографии, учебники, статьи и т.п.)Монографии: «Железные дороги России», «Анализ горизонтальных колебаний многоосных вагонов», «Вагоны, схемы оценки проектных решений».Учебники: «Конструирование и расчет вагонов», «Надежность рельсового нетягового подвижного состава», «Вагонное хозяйство», «Ремонт вагонов промышленного транспорта», «Безопасность движения поездов и маневров на железных дорогах», «Вагоны».Научные статьи: 355 статей, из них за рубежом 27 статей.
4.5.Участие в течение последних трех лет в международных и федеральных научно-технических программах, выполнение грантов различного уровня, участие в международных проектах и т. п.Гранты: 2 шт. докторантских, 5 шт. аспирантских.Федеральная целевая научно-техническая программа «Безопасность населения и народно-хозяйственных объектов с учетом риска возникновения природных и техногенных катастроф» (Код 019) 2007 г. – Проект 4.1 (НТЦ Промышленная безопасность) – Задание 4.2.1 (МГУ ПС) Разработка предложения по повышению безопасности перевозки опасных грузов на железнодорожном транспорте.Отраслевая комплексная программа по сокращению сходов подвижного состава – 2007 г.
4.6.Подготовка кадров высшей квалификации за последние пять лет (общее число аспирантов, общее число докторантов, количество докторских и кандидатских защит),35 аспирантов, защитились 27 чел. кандидатов технических наук (для МИИТа - 11 чел., Вьетнам – 3 чел., Германии – 2 чел., Куба – 3 чел.)защитились 15 чел. докторов технических наук (для МИИТа - 9 чел., Вьетнама - 2 чел, Германии – 1 чел.)
5.Общественное признание научно-педагогического коллектива
5.1.Международные и государственные премии, научные медалиПремия Совета Министров – 1 чел.Премия Минвуза – 5 чел.
5.2.Медали и дипломы выставок, конференций и т. п.5 золотых медалей ВДНХ3 диплома ВДНХ
5.3.Членство в различных российских и зарубежных научных организациях6 чел. академики Российской Академии Транспорта РФ1 чел. академик Международной Академии Информатизации, 3 чел. академики Академии Проблем Качества РФ
5.4.Почетные звания2 чел. заслуженные деятели науки и техники РСФСР1 чел. заслуженный работник транспорта РФ2 чел. почетный работник высшего профессионального образования России12 чел.- почетные железнодорожники
6.Связь с другими организациями
6.1.С Российской академией наук, Российской академией образования, Российской академией медицинских наук, Российской академией сельскохозяйственных наукРАН
6.2.С другими академиями и учебными заведениями (организациями)Российская Академия Транспорта РФАкадемия проблем качества РоссииМеждународная академия информатизацииРодственные кафедры ВУЗов России, Украины, Белоруссии, Узбекистана, Казахстана, Будапештский университет (Венгрия), Дрезденский институт экономики и транспорта (Германия), Ханойский университет (Вьетнам), Улан-баторский ж.д. институт (Монголия), ВНИИЖТ, ГосНИИВЗаводы: УРАЛВАГОНЗАВОД, ТВЕРСКОЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД, АЗОВМАШ, АЛТАЙСКИЙ ВАГОНОСТРОИТЕЛЬНЫЙ ЗАВОД, ПКБ МИНОБОРОНЫ И АТОММАША РОССИИ, ГВЦ ОАО «РЖД», ЦДРВ ОАО «РЖД», ЦВ ОАО «РЖД»
7.Деятельность научно-педагогического коллектива в области:
7.1Организации специальных школ, открытии новых специальностей, создании новых учебных дисциплин, разработке учебных программ и т.п., повышение квалификация, постдипломное образование, дистанционное обучениеНовые учебные дисциплины: Вагоны (общий курс), Механика вагонов. Новые учебные программы: Вагоны (общий курс), Механика вагонов, Конструирование и расчет вагонов, Автоматические тормоза вагонов, Технология производства и ремонта вагонов, Системы автоматизации производства и ремонта вагонов, Вагонное хозяйство.
7.2.Организация симпозиумов, конференций и т.п. по тематике исследований, проводимых научно-педагогическим коллективомРесурсосберегающие технологии на железнодорожном транспортеБезопасность движения поездовМеждународные конференции в Венгрии, Польше, Шотландии, Китае, Украине, Белоруссии по проблемам железнодорожного транспорта
8.Адрес и телефон для обмена информацией
8.1.Полный почтовый адресРоссия, 127 994, город Москва, улица Образцова, 9, стр. 9, МИИТ
8.2.Телефон(ы) с кодом города8-495-684-22-32
8.3.Факс (если имеется)8-495-684-22-32 8-495-684-24-87
8.4.Е-mail (если имеется)Vvh_miit@mail.ru
8.5.Web-ресурсы