Российский университет транспорта защитил программу развития на заседании Совета по поддержке программ развития университетов – участников «Приоритет-2030». Вуз представил ключевые достижения и планы на будущее, продемонстрировав системные изменения в образовательной модели.

«Программа “Приоритет-2030” стимулировала системные изменения образовательной модели РУТ. Сделан шаг к общетранспортному университету: открыв три новые структуры — по водному транспорту, авиации, автодорогам, — университет полностью воспроизвел структуру отрасли с высокой связностью всех видов транспорта. Проектная деятельность студентов стала сквозным модулем учебного плана и охватила 14 тыс. человек. Была создана Высшая инженерная школа, как площадка развития прорывных инженерных проектов. Поменялась модель проектирования и вывода на рынок новых образовательных продуктов, за три года запущено 14 новых программ. В практику вошли образовательные коллаборации с творческими вузами, позволяющие развить креативное мышление студентов», — отметил ректор РУТ Александр Климов.

Ключевые достижения РУТ — решения для безопасности, логистики и устойчивого развития транспорта:
- Лаборатория для аудита безопасности дорожного движения: автоматизированный программно-аппаратный комплекс для аудита автомобильных дорог, с помощью которого можно будет прогнозировать аварии и избегать их. В 2024 году разработаны требования и техническое задание на создание лаборатории, прототип программного обеспечения и база данных, содержащая параметры автомобильных дорог.
- Сервис по разработке транспортных моделей на макроуровне: программное обеспечение «РУТ Мобилити», которое поможет управлять транспортными системами в городах и прогнозировать транспортное поведение с помощью аналитики больших данных. В 2024 году сервис стал доступнее и удобнее для пользователей: появилась возможность совместного доступа для параллельного выполнения проектов и одновременных расчетов транспортных моделей, была улучшена работа с картой. Пять организаций взялись тестировать «РУТ Мобилити».
- Первая в России система управления для автономных речных судов: технологии позволят управлять судном удаленно в дистанционном режиме с берега, а также двигаться в автоматическом режиме по заданным координатам. Разработки уже прошли испытания на маломерном судне «Волжанка Вояджер 800» в полуавтоматическом и автоматическом режиме.
- Цифровая платформа для транспортной логистики: цифровая логистическая платформа «Вега» для бесшовного информационного взаимодействия между участниками транспортно-логистического рынка. В 2024 году добавлены новые модули «Оказание услуг на железнодорожных путях необщего пользования» и «Ведение договорной работы». К платформе присоединились 26 транспортно-логистических организаций.
- Новые методики определения углеродного следа на транспорте: цель разработки — оценка объема выбросов парниковых газов, связанных с транспортной деятельностью. Методики прошли апробацию в АО «Восточный порт» и ГУП «Мосгортранс». В 2024 году две методики были зарегистрированы как ноу-хау.
- Проектирование программ повышения квалификации и профессиональной переподготовки «от результата»: разработка и внедрение образовательной инновации — «Конструктор дополнительных профессиональных программ». Методология проектирования «от результата» позволяет создавать образовательные программы в тесном партнерстве с крупнейшими транспортными компаниями (ОАО «РЖД», АО «Ситроникс», Институт ВЭБ, ФГУП «НАМИ», АО «НИИАС», ФАУ «РОСДОРНИИ» и др.) и под требования конкретного работодателя. Инновация уже внедряется в других университетах.
- Высшая инженерная школа оснащена новейшей высокотехнологичной инфраструктурой, включающей многопрофильные IT-лаборатории, лаборатории инфокоммуникационных систем, транспортного дизайна, VR- и 3D-моделирования, информационного моделирования транспортной инфраструктуры и транспортного планирования.
Программа развития университета нацелена на обеспечение всех отраслей транспорта новыми технологическими решениями и специалистами для их успешного внедрения.