В Год педагога и наставника на научно-практической конференции Федерального дорожного агентства «Эффективные подходы к реализации дорожной деятельности на территории субъектов Российской Федерации» обсудили современные образовательные программы, систему наставничества и повышения квалификации педагогов как основу для создания качественного кадрового потенциала дорожного хозяйства.
Как отметил руководитель Федерального дорожного агентства Роман Новиков, развитие дорожного хозяйства и реализация национальных целей развития Российской Федерации требуют обеспечения дорожного хозяйства достаточным количеством квалифицированных кадров: «Необходимость наращивания кадрового потенциала и повышения качества высшего и среднего профессионального образования отмечается всеми участниками транспортного комплекса. Основные проблемы, связанные с подготовкой кадров для дорожного хозяйства, обусловлены низкой квалификацией кадрового состава, дисбалансом между запросами и предложениями на рынке труда, недостаточной осведомленностью образовательных организаций в части современных требований, задаваемых дорожно-строительными организациями в результате внедрения новых технологий».
Одна из важнейших точек роста — система высшего образования в дорожном хозяйстве. По словам проректора РУТ (МИИТ) Татьяны Марканич, образовательные программы должны быть гибкими и адаптивными, а также учитывать специфику рынка труда конкретного региона.
«Комплекс мер по формированию и удовлетворению кадровой потребности, баланса трудовых ресурсов и трудовой миграции — это зона ответственности субъектов нашей страны. Задача региональной политики состоит в создании поэтапного механизма управления потоками человеческого капитала, создании единой системы удовлетворения кадровой потребности. Очень важно не допустить релокации молодежи из регионов. При этом, безусловно, мероприятия по развитию системы высшего образования могут быть успешно реализованы только при совместной работе образовательных организаций, регуляторов отрасли, организаций дорожного хозяйства и отраслевых ассоциаций», — акцентировала внимание спикер.
Одним из эффективных инструментов подготовки, который позволяет удержать ценные кадры на местах, является целевое обучение. Распоряжением Правительства РФ № 3502-р от 17 ноября 2022 года устанавливаются квоты приема на целевое обучение по образовательным программам высшего образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
В числе ключевых достижений минувшего года в области отраслевого образования на научно-практической конференции было отмечено подписание соглашения о сотрудничестве между Московским автомобильно-дорожным государственным техническим университетом (МАДИ), Российским университетом транспорта и Сибирским государственным автомобильно-дорожным университетом (СибАДИ), а также создание проектов новых федеральных государственных стандартов для высшего образования. На базе Отраслевого учебно-методического центра образования в сфере дорожного хозяйства при РУТ (МИИТ) уже разработаны и находятся на согласовании проект специалитета по дорожным и мостовым специальностям со сроком обучения пять лет.
В этом году на заседании президиума Правительственной комиссии по транспорту под председательством первого заместителя Председателя Правительства РФ Андрея Белоусова было принято ещё одно знаковое решение — одобрено предложение Минтранса России о формировании федерального проекта «Развитие кадрового потенциала транспортной отрасли» на период 2026 – 2035 годов. Данная программа подразумевает реализацию современных образовательных программ и подготовку необходимого количества специалистов, в том числе для новых отдельных направлений. В частности, речь идёт о специальностях «Автомобильные дороги и аэродромы», «Мосты и транспортные тоннели», которые предлагается ввести с формированием отдельной укрупнённой группы специальностей и направлений подготовки «Дорожное хозяйство» в области образования «Транспорт». На данный момент подготовка кадров с высшим образованием для сферы дорожного хозяйства ведется по направлениям подготовки и специальностям в рамках укрупненной группы «Строительство». Именно поэтому подобное изменения является знаковым для всего дорожно-транспортного комплекса страны.
Эти и многие другие решения реализуются в рамках новой Концепции развития дорожного образования до 2035 года. Разработанный Минтрансом России документ нацелен на совершенствование системы подготовки кадров. Он утвержден министром транспорта Российской Федерации Виталием Савельевым 15 февраля 2023 года.
Вопросу повышения квалификации научно-педагогических кадров посвящен отдельный раздел концепции, в котором указано, что необходимо обеспечить непрерывное воспроизводство научно-педагогических и управленческих кадров. Опорными точками должны стать актуализированная сеть диссертационных советов, функционирующих на базе отраслевых образовательных организаций, а также выверенная прозрачная система показателей эффективности работы наставников и преподавателей.
В рамках концепции на базе РУТ (МИИТ) была создана Академия дорожного хозяйства. С 2023 года данное образовательное учреждение начинает подготовку специалистов для дорожного хозяйства по программам высшего образования.
Кроме того, на этой площадке предполагается развивать программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки преподавателей и наставников. В соответствии с поручением заместителя Председателя Правительства Российской Федерации Марата Хуснуллина ответственными за данное направление являются Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации.
В обозначенной концепции большое внимание уделяется унификации отраслевого образования. Например, к началу 2030 года не менее 2 тыс. преподавателей организаций высшего и среднего профессионального образования должны пройти повышение квалификации.
Необходимо отметить, что система повышения квалификации успешно развивается в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». По итогам 2022 года, согласно паспорту проекта, более 4,8 тыс. выпускников прошли обучение, 19 дополнительных профессиональных программ было реализовано. Иные информационно-ознакомительные мероприятия в режиме онлайн посетили более 5,8 тыс. участников.
Директор Ассоциации «Р.О.С.АСФАЛЬТ», руководитель рабочей группы «Образование и повышение квалификации» Отраслевого центра компетенций ФАУ «РОСДОРНИИ» Алексей Бунчик акцентировал внимание на том, что подобные программы для обучения абсолютно бесплатны и принять в них участие могут и профессорско-преподавательский состав профильных вузов, и заказчики, и проектные или подрядные организации.
Перечень программ обширный. Например, диагностика и оценка технического состояния искусственных сооружений, применение технологии информационного моделирования (ТИМ) в дорожном строительстве, устройство слоев покрытия с применением асфальтобетонных смесей. Подробная и исчерпывающая информация содержится на соответствующем образовательном портале.
Развитие информационных ресурсов наряду со сбором и тиражированием лучших образовательных практик, проведение разноплановых отраслевых мероприятий с участием молодежи — наиболее эффективные шаги для популяризации дорожных профессий, по мнению заместителя директора Академии дорожного хозяйства РУТ (МИИТ) Алексея Осадченко.
Он отметил, что повышение престижа данных профессий является важной темой, поскольку, согласно данным мониторинга, к началу прошлого года кадровая потребность составляла более 9,5 тыс. незамещенных вакансий в организациях дорожного хозяйства.