3 марта 2022 года в гибридном формате состоялась международная конференция «Углеродное регулирование и декарбонизация транспорта», организованная Международным Координационным советом по трансъевразийским перевозкам (КСТП) и Российским университетом транспорта.
В заседании приняли участие представители железных дорог, морских портов, судоходных, стивидорных, промышленных, транспортно-логистических, IT- компаний, высших учебных заведений, научно-исследовательских институтов, международных транспортных организаций, всего более 80 человек из 9 стран.
Генеральный секретарь КСТП Г.И. Бессонов, ректор РУТ (МИИТ) А.А. Климов, директор Института международных транспортных коммуникаций и руководитель Центра углеродного регулирования и устойчивого развития на транспорте РУТ (МИИТ) И.В. Карапетянц в своих выступлениях отметили важность и актуальность вопросов развития экологических стратегий и инициатив по декарбонизации железнодорожного транспорта.
В ходе конференции рассматривались и обсуждались вопросы экологического преимущества железнодорожного транспорта, задачи декарбонизации, способы решения проблем декарбонизации, системы измерения углеродного следа, методики измерения углеродных выбросов, а также стратегический проект РУТ (МИИТ) «Углеродно-нейтральный транспорт» в рамках программы «Приоритет 2030».
Винсент Ву, директор по институциональным отношениям Международного союза железных дорог, в своей приветственной речи, отметив важность реализации проектов декарбонизации транспорта для целей устойчивого развития, обозначил перспективы совместного сотрудничества с Международным Координационным советом по трансъевразийским перевозкам по вопросам «зелёной повестки».
В презентации ОАО «РЖД» была представлена информация об экологической стратегии компании до 2030 года, «зелёном» финансировании транспортных проектов, экологическом калькуляторе, автоматизации расчета выбросов парниковых газов, системе экологического мониторинга «Байкал-М», мероприятиях по снижению углеродного следа, деятельности компании в области экопросвещения.
Корейская национальная железнодорожная корпорация (KORAIL) представила информацию о системе экологического управления компании, целях и задачах ее развития до 2050 года, реализации системы торговли квотами на выбросы, «умном» управлении экологической инфраструктурой.
Участники заседания ознакомились с представленной ГК «Дело» моделью учёта и расчёта выбросов парниковых газов, текущей ситуацией по выбросам в мире по типам транспорта, механизмами стимуляции перехода на углеродно-нейтральные технологии. Была обозначена разница в углеродном следе в зависимости от направления перевозок в евро-азиатском сообщении и предложены рекомендации по снижению углеродного следа.
Информация о ключевых предложениях к нормативно-правовым документам России и экологической стратегии ОАО «РЖД», прогнозных значениях выбросов парниковых газов, достижениях ОАО «РЖД» по снижению выбросов парниковых газов была представлена Институтом проблем естественных монополий.
В презентациях ОАО «УГМК» и АО «Порт Восточный» участникам конференции была представлена информация о системе экологического менеджмента компаний, наилучших доступных технологиях, экологической политике и «эко марафонах» 2018-2025 гг.
Эксперты Центра углеродного регулирования и устойчивого развития на транспорте РУТ (МИИТ) представили информацию об углеродном регулировании в России, законе о выбросах парниковых газов, зеленых проектах, мировых практиках, применяемых на транспорте, рекомендациях ЦУР РУТ, международных и национальных требованиях по учету выбросов ПГ, процессе учета углеродного следа, международном опыте учета выбросов парниковых газов, структуре платформенных решений баз данных выбросов ПГ с открытым кодом, принципе «Посейдона».
В рамках конференции подписано Соглашение между Координационным советом по трансъевразийским перевозкам и РУТ (МИИТ) о присоединении КСТП к Консорциуму Российского университета транспорта «Углеродно-нейтральный транспорт».
Принимая во внимание признанный международный авторитет Координационного совета по трансъевразийским перевозкам участники конференции выступили с предложением проработать возможность введения «зелёной» сертификации для участников трансъевразийских железнодорожных и мультимодальных перевозок.