Быть в форме – профессиональная ответственность каждого работника транспортной отрасли

О спорте

– В августе состоялся благотворительный забег ОАО «РЖД» «Достигая цели!». Вы пробежали дистанцию 10 километров, став в своей возрастной группе передовиком команды Российского университета транспорта. Какие эмоции и впечатления Вы испытали?

– Я бы сказал, что передовиком забега стал министр транспорта Евгений Иванович Дитрих, который также участвовал в этом спортивном празднике. Я считаю, что участие министра в подобных мероприятиях – это пример не только студентам нашего университета, но и всем работникам транспорта. Специфика транспортной отрасли – напряженная работа в режиме 365/24, ответственность за жизнь людей – требуют, на мой взгляд, от человека хорошей морально-физической подготовки. Когда вы видите спортивного, подтянутого пилота, судоводителя или машиниста, у вас возникает чувство безопасности и доверия к системе транспорта. Быть в форме в прямом и переносном смысле – профессиональная ответственность каждого работника транспортной отрасли.

Что касается забега. В команду университета вошло более ста студентов и преподавателей. Мы не стали победителями этих соревнований. Это удел профессиональных спортсменов. Олимпийский принцип за последние сто лет не изменился: «Главное – не победа, а участие». Мне кажется, Российские железные дороги выбрали удачный формат проведения мероприятия. Возраст бегунов – от 5 лет (в забеге на 500 метров для маленьких детишек) до 70+. Последние, кстати, показали неплохие результаты.

Мы бежали дистанцию вместе со студентами, работниками РЖД, ветеранами. Получили мощный заряд бодрости и хорошего настроения. Ну и физическую форму немного улучшили.

– Мы знаем, что спорт занимает в Вашей жизни особое место. Расскажите об этом подробнее.

– Я увлекался разными видами спорта. Спортивным туризмом, скалолазанием, бегом, горными лыжами. Даже успел пробежать четыре марафона. В последнее время больше внимания уделяю велогонкам и триатлону. Никогда не был профессиональным спортсменом. Сейчас в мире любительский спорт бурно развивается. Люди в возрасте приходят в любительский спорт и получают «второе дыхание». Осенью на Московский марафон собирается несколько тысяч участников, а в мероприятиях классического забега на 42 км на Марафоне в Афинах участвует примерно 30 тысяч бегунов со всего мира.

Совсем недавно в Казани впервые в нашей стране прошел чемпионат Европы по триатлону среди профессиональных атлетов и любителей всех возрастных категорий. Очень интересно. Все «по-взрослому». Почти 400 участников из разных стран. Надо отдать должное россиянам: во многих возрастных категориях наши атлеты заняли призовые места.

Все же я считаю, что количество медалей – не главное. Главное – это то, что у людей есть желание ставить цели и достигать их за счет ежедневного упорного труда. Необходимо тратить время на собственное здоровье. Когда переваливаешь отметку «50» – это становится важнее телевизора, интернета и лайков в социальных сетях.

– А за сколько Вы пробежали марафон?

– Бегаю я не очень быстро. Мой результат: 42 километра за 4 часа 45 минут. Для профессионалов это в некотором смысле ходьба, они пробегают дистанцию за 2:10-2:15.

– Есть ли спортивное достижение в Вашей любительской спортивной карьере, которым вы гордитесь?

– Горжусь тем, что в 58 лет смог обогнать 400 человек в возрасте от 18 до 60 лет на забеге РЖД (улыбается).

Есть такое понятие – активное долголетие. И чем старше становится человек, тем больше времени и внимания он должен уделять своему здоровью и занятиям спортом, если хочет это долголетие поддерживать. Это и логично, потому что молодость прощает бессонные ночи, бесцельное лежание на пляже и многочасовые зависания в интернете. А в возрасте, близком к 60 годам, лучше планы тренировок не нарушать. Невзирая на время суток и температуру за окном.

Об университете

– За прошлый год Вы лично посетили большинство мероприятий молодежной политики. Какое из них запомнилось больше всего?

–  Grow Up. Формат мероприятия показался мне очень интересным, креативным и результативным. Я считаю, что РУТ (МИИТ) в том числе хорош тем, что здесь активная студенческая жизнь. Главное, чтобы те проекты, которые мы обсуждали со студентами, были доведены до практического воплощения.

– В течение нескольких месяцев мы принимали вопросы к Вам от наших читателей на почту редакции. Некоторые из них зададим Вам сегодня.

Недавно по вузу прошла волна сокращений профессорско-преподавательского состава. Ходят слухи о продолжении сокращений в новом учебном году, так ли это?

– Нет, пока мы не планируем новых сокращений.

Ученый совет университета все взвесил и принял решение о необходимости определенного сокращения профессорско-преподавательского состава. Мы реализуем принятые решения. Это было обусловлено в первую очередь финансовыми условиями деятельности университета. В Москве очень высокие средние зарплаты, и мы, в соответствии с требованиями Указа Президента Российской Федерации, должны обеспечить определенный уровень оплаты труда профессорско-преподавательского состава.

Это болезненный процесс, но институты сами решали, как им оптимизировать деятельность и привести показатели в соответствие с экономическими реалиями.

– В утвержденном учебном плане на 2019 год некоторая часть контактной аудиторной работы перешла в раздел самостоятельной работы. На Ваш взгляд, смогут ли студенты уделить достаточно внимания самостоятельному изучению дисциплин?

– В реальной профессиональной деятельности все мы в основном работаем самостоятельно. Можно сходить посоветоваться с руководителем или коллегами по работе. Но это скорее исключение, чем правило. Студенты должны быть готовы к тому, чтобы самостоятельно искать ответы на непростые вопросы. Сейчас человек сам отвечает за свое будущее, и, мне кажется, это и надо выращивать.

Если смотреть практику ведущих российских и зарубежных вузов, то здесь роль самостоятельной работы студентов исключительно высока.

Я не против того, чтобы было много контактной работы, но считаю, что студент должен приходить на очное занятие к преподавателю подготовленным: прочитать соответствующий раздел учебника, изучить дополнительные источники информации, написать письменную работу, обсудить со своими однокурсниками проблемные вопросы. И только потом отправляться в аудиторию. Возможно, это звучит необычно. Но многие вузы работают только так.

Я недавно был на нескольких встречах наших студентов с руководителями крупной транспортной компании. Примечательно то, что студенты практически не задавали вопросов выступающим. Так точно нельзя ничему научиться. Либо тебе интересно, у тебя есть точка зрения, которую ты готов озвучить и отстаивать, либо ты зря теряешь время. А время – главный ресурс человека. И его с каждой минутой становится все меньше.

О личном

– Как Вы проводите свободное время?

– У меня свободного времени практически нет. Я уезжаю из дома в районе семи утра и возвращаюсь в лучшем случае в девять вечера. Стараюсь каждый день тренироваться.

– Как обстоят дела с иностранными языками?

– Занимаюсь английским языком дважды в неделю. Не могу сказать, что хорошо его знаю, но разговариваю, достаточно быстро читаю книги на интересующие меня темы.

– Любимая страна для путешествий?

– Много раз путешествовал с друзьями в горах на Памире, Тянь-Шане и Северном Кавказе. Бывал в Африке, Азии, Северной и Южной Америке.

Больше всего люблю Арктику и Север. Шпицберген, Соловецкие острова, Архангельск.

Однажды с товарищами был зимой в лыжном походе в горах Восточной Сибири. Нигде в мире ничего более красивого не видел. Ночью температура -45°C, замерзшие водопады, лед всех цветов радуги. От розового до бирюзового. Кто не верит может сходить и посмотреть своими глазами.

Когда Вы чувствуете себя счастливым?

– Когда долго что-то делаю и, в конце концов, достигаю результата. Особенно если цель в самом начале кажется нереальной.

Кем Вы мечтали стать в детстве?

– Мечтал стать водителем грузовика.

После окончания вуза работал инженером-испытателем в управлении главного конструктора «АвтоВАЗа», так что в некоторой степени мечта детства сбылась.

Трудно ли быть ректором вуза?

– Конечно! Самое трудное – это ответственность. Отвечаешь за все. Но есть и более трудные места работы.

Каким мессенджером и какими источниками информации Вы пользуетесь?

– В основном WhatsApp. Информацию о деятельности Правительства Российской Федерации оперативно получаю на официальном канале в Telegram: какие вопросы обсуждали, документы, интервью с министрами. Также каждый день просматриваю сайт kremlin.ru.

Из газет читаю только «Коммерсант» и «Транспорт России». Ну и «Инженер транспорта», конечно. Мне бы хотелось видеть в нашей газете больше аналитической информации, обзоров. Хотя, думаю, что студенты сами должны проголосовать за оптимальный формат издания. Сегодня основным источником информации скорее должен быть официальный сайт университета.

Если бы Вы сейчас были абитуриентом и поступали в наш университет, какую бы специальность выбрали для себя?

– В свое время, когда я после школы поступал в институт, выбрал специальность «Автомобили и тракторы». Поэтому и сейчас я бы выбрал инженерную специальность, не так важно какую.  Я считаю, что инженерное образование формирует системное мышление и эффективные модели понимания действительности. Я и детям своим советовал учиться на инженеров, но они как-то не очень послушали. У них свои представления о том, чем надо заниматься в этой жизни.

Что Вы посоветуете нашим первокурсникам, которые 2 сентября откроют для себя двери университета?

– Не теряйте любопытства к тому, что Вас окружает. Самые грустные люди те, кому ничего не интересно. Ставьте цели, работайте системно и достигайте результата.


беседовала Ксения Попова

Источник: газета «Инженер транспорта»