Основные сведения
О подразделении


История становления и развития кафедры «Экономика и управление на транспорте»

История становления и развития кафедры тесно связана с процессами развития транспортной системы и транспортно-экономической науки в нашем государстве. Развитие железнодорожного транспорта в нашей стране в 30-е годы потребовало подготовки высококвалифицированных инженеров-экономистов, и 90 лет назад в октябре 1930 года в составе Транспортно-экономического института была образована кафедра "Экономика транспорта" для подготовки инженеров-экономистов, развития экономического образования и выполнения научных исследований в области экономики
и управления на железнодорожном транспорте.

После объединения с МИИТ (1958 г.) кафедра расширила работу и сменила название: так появилась кафедра "Экономика и управление на транспорте". Славные традиции одной из старейших выпускающих кафедр вуза были заложены крупными учеными-экономистами Т.С. Хачатуровым (впоследствии ставшим академиком АН СССР), Е.Д. Хануковым, А.С. Чудовым, И.В. Беловым (с 1985 по 1990 гг. – ректор МИИТ), И.В. Ивлиевым, С. К.Даниловым, А.К. Шубниковым, Е.В. Михальцевым, В.Э. Умблия, A.M.Шульгой, П.С. Коньковым, М.И. Денисовым, В.И. Дмитриевым, В.А. Дмитриевым, М.Е. Мандриковым, Е.А. Химушкиной, Ю.Д. Петровым и многими другими. Основами этих традиций всегда были высокое педагогическое мастерство, научный авторитет, доброжелательность и уважительное отношение к студентам и коллегам, высокий уровень культуры, нравственности, требовательности к себе и ответственности в работе.

До 2003 года кафедру возглавляли профессор С.К. Данилов, профессор Е.Д. Хануков (1962 - 1974 гг.), профессор Белов И.В. (1974 – 1989 гг.), профессор Мандриков М.Е. (1989 - 1997 гг.), профессор Галабурда В.Г. (1997 - 2003 гг.).

С 2003 г. по настоящее время заведующий кафедрой – доктор экономических наук, профессор, член-корреспондент РАЕН, Заслуженный работник Высшей школы Российской Федерации Терешина Наталья Петровна.


Коллектив кафедры формировался в основном из выпускников факультета и производственников. Это профессионалы высокого класса, хорошо знающие железнодорожный транспорт, в совершенстве владеющие экономическими знаниями и умело их передающие студентам. Уже в первые десятилетия на кафедре сформировались научные школы по себестоимости перевозок, по эффективности капитальных вложений на транспорте, по рационализации перевозок и оптимизации размещения производительных сил, моделированию экономических процессов на транспорте. Разработки научных школ широко использовались на железных дорогах, внедрялись в учебный процесс. Примеры - оптимизация грузопотоков и вагонопотоков, методы расчета себестоимости перевозок, методика определения эффективности капитальных вложений, теория качества транспортного производства, номенклатура расходов. Идея И.В. Белова о формировании семи дорог в какой-то мере повлияла на образование семи федеральных округов. Результаты этих исследований широко внедрены в производство.
Об этом можно судить хотя бы по тому, что все основные учебники по экономике транспорта, себестоимости перевозок, планированию на предприятиях, экономике труда, экономике материально-технического снабжения, экономике грузового хозяйства и пассажирского комплекса, экономической географии транспорта написаны учеными кафедры - профессорами Т.С. Хачатуровым, Е.Д. Хануковым, И.В. Беловым, М.Е. Мандриковым, С.К. Даниловым, А.С. Чудовым, A.M. Шульгой, Ю.Д. Петровым, Н.П. Терёшиной, А.Д. Майдановым, Е.А. Химушкиной, А.И. Купоровым, В.Г. Галабурдой, М.Ф. Трихунковым, Н.Г. Смеховой и др. Значительный вклад в развитие и укрепление научного потенциала кафедры внес заслуженный деятель науки, доктор экономических наук, почетный профессор Иван Васильевич Белов. Именно благодаря ему кафедра получила название «Экономика и управление на транспорте». Этот выдающийся ученый был удостоен многих наград, в том числе и наград за участие в Великой Отечественной войне. Беловым И.В. были развиты важнейшие традиции человеческих отношений и новые направления в экономике транспорта. Особенностью этих традиций является высокая требовательность в работе и добрые взаимоотношения между людьми.

Кафедра осуществляет подготовку кадров для транспортных, экспедиторских, торговых компаний, а также для органов государственного управления и регулирования по трем направлениям: Экономика, Менеджмент, Торговое дело.  Подготовка бакалавров осуществляется по семи профилям обучения, востребованных работодателями: Экономика предприятий и организаций, Мировая экономика, Экономика скоростных и высокоскоростных перевозок, Экономика логистических систем и интермодальных перевозок, Маркетинг, Управление технологическими инновациями, Коммерческая логистика.

Подготовка магистров ведется по двум направлениям: Экономика и Менеджмент по программам обучения: Экономика организаций и отраслевых комплексов, Мировая экономика и международная логистика, Маркетинг и форсайт, Международный маркетинг и управление корпорациями.

С 2020 года планируется осуществлять подготовку по новым профилям и программам, соответствующим запросам рынка труда: бакалавров - по профилю обучения Маркетинг и процессная аналитика, а магистров - по программам: Управление корпорациями, маркетинг и форсайт, Маркетинг-менеджмент пассажирского комплекса в цифровой среде, Управление бизнесом - с преподаванием специальных дисциплин на английском языке и перспективой получения двойного диплома в коллаборации с Высшей школой техники и экономики университета прикладных наук г. Дрезден.

В ходе реализации учебного процесса кафедра использует новейшие инновационные технологии и продукты. Занятия проводятся в мультимедийных классах с использованием современных технологий бизнес-образования, таких как кейс-метод, коучинг, тренинги, электронные контенты, тесты и т.д., что делает учебный процесс более эффективным, качественным и интересным.

Ключевыми партнерами кафедры являются:

  • Департамент методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок ОАО «РЖД»;
  • Департамент экономики ОАО «РЖД»;
  • Департамент экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД»;
  • Белорусский государственный университет транспорта;
  • Высшая школа техники и экономики Университета прикладных наук
    (г. Дрезден).

Выдающиеся выпускники кафедры:

  • Соколов Юрий Игоревич – директор Института экономики и финансов, д.э.н.;
  • Лавров Илья Михайлович – первый заместитель директора – начальник учебного отдела Института экономики и финансов, к.э.н.;
  • Юлизарьев Юрий Владиленович – советник управления государственных программ и бюджетирования Аналитического центра при Правительстве РФ, к.э.н.;
  • Рышков Антон Владимирович - начальник Департамента экономической конъюнктуры и стратегического развития ОАО «РЖД», д.э.н.;
  • Филин Александр Евгеньевич – Вице-президент Союза производителей и пользователей железнодорожного подвижного состава «Объединение вагоностроителей», к.э.н.;
  • Щукин Владимир Вячеславович – заместитель начальника Департамента методологии тарифообразования, экспертизы, анализа и применения тарифов в области грузовых и пассажирских перевозок ОАО «РЖД», к.э.н.;
  • Киселев Владимир Сергеевич – заместитель начальника дирекции (по экономике), Центральная дирекция по управлению терминально-складским комплексом (ЦМ), к.э.н.;
  • Богомолов Олег Анатольевич - заместитель генерального директора по внешним связям - управляющий делами АО «Рефсервис», к.э.н.;
  • Шлеин Валентин Андреевич – первый заместитель начальника Центра, Центр расчетов за международные железнодорожные перевозки "Желдоррасчет" ОАО «РЖД», к.э.н.;
  • Сорока Инна Юрьевна - ведущий экономист Центральной станции связи – филиала ОАО «Российские железные дороги», к.э.н.;
  • Грудинина Ксения Александровна - руководитель группы проектов Департамента нормативного и тарифного обеспечения перевозок Дирекции по транспорту и логистике Дирекции по обеспечению бизнеса ЗАО «РУСАЛ Глобал Менеджмент Б.В.», к.э.н.;
  • Шобанов Андрей Витальевич – заместитель директора по научно-методической работе корпоративного университета ОАО «РЖД».

Научная школа «Экономика и управление на транспорте: теория, методология, аналитика», научный руководитель – д.э.н., профессор Н.П. Терешина

Школа основана в 50-х годах ХХ века, ее теоретико-методологические походы изложены в трудах докторов наук, профессоров Е.Д. Ханукова, А.С. Чудова, А.К. Шубникова, Е.В. Михальцева, В.Я. Шульги и получила развитие в трудах последователей и учеников А.М. Шульги, Ф.И. Карпелевича, Н.Г. Смеховой, Н.Г. Винниченко, Р.М. Царева, М.Ф. Трихункова, Н.П. Терешиной, В.Г. Галабурды, Ю.Н. Кожевникова, Ю.И. Соколова, В.А. Подсорина и других ученых.

До 2018 года научная школа кафедры позиционировалась под рубрикой «Экономическая теория транспорта, оптимизация управления материальными потоками и затратами».

Результаты исследований и разработок этой школы и обоснованные рекомендации по модернизации транспортной системы страны используются на железнодорожном транспорте и в других отраслях экономики страны и в настоящее время.

На кафедре за годы ее работы в рамках научной школы сформирован и в настоящее время развивается целый ряд фундаментальных научных направлений:  «Теория управления экономическими процессами, проблемы развития транспортного комплекса, качества и конкурентоспособности
в сфере транспорта» профессоров Е.Д. Ханукова И.В. Белова, Н.П. Терешиной, В.Г. Галабурды, М.Ф. Трихункова;  «Управление затратами и результатами в сфере транспорта» профессоров Е.В. Михальцева, А.С. Чудова, А.М. Шульги, Н.Г. Смеховой, Ю.Н. Кожевникова, доц. А.И. Купорова; «Повышение эффективности управления транспортом на основе системного подхода» профессоров Б.М. Лапидуса, Д.А. Мачерета, Л.В. Лапидус, А.В. Рышкова;  «Управление качеством транспортного производства» профессоров М.Ф. Трихункова, Ю.И. Соколова, «Управление инвестиционной деятельностью, экономическая эффективность инвестиций и инноваций» академика Т.С. Хачатурова, профессоров А.Е. Гибшмана, Б.А. Волкова, М.Ф. Трихункова, Н.П. Терёшиной, В.А. Подсорина; «Управление, планирование и маркетинг на транспорте» профессоров В.Г. Галабурды, Г.В. Бубновой, Ю.И. Соколова, доцента Е.А. Ивановой; «Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности и управления конкурентоспособностью международных перевозок» профессора Н.П. Терешиной, доцентов В.Г. Летягина, А.В. Шобанова, В.В. Жакова;  «Экономика и управление материально - техническим обеспечением на транспорте» профессоров Е.Ф. Шубникова, А.Д. Майданова, доцента И.А. Епишкина;  «Экономика труда на железнодорожном транспорте» профессоров И.А. Умблия, Ю.Д. Петрова, доцентов И.А. Епишкина и М.B. Белкина.

По материалам исследований школы опубликовано более 20 монографий и базовых учебников, в том числе, в период 1979 -2011 гг.:

  • Галабурда В.Г. Оптимальное планирование грузопотоков. М.: Транспорт, 1985;
  • Трихунков М.Ф. Транспортное производство в условиях рынка: качество и эффективность.-М.: Транспорт, 1993;
  • Терешина Н.П. Экономическое регулирование
    и конкурентоспособность перевозок. – М.: ЦНТБ МПС, 1994;
  • Терешина Н.П., В.Г. Галабурда, Кожевников Р.А. и др. Управление инновациями в сфере экономики и финансов на железнодорожном транспорте. – М.: МИИТ, 2001;
  • Терешина Н.П., А.В. Шобанов, А.В. Рышков Управление конкурентоспособностью железнодорожных перевозок. - М.: ВИНИТИ РАН, 2005;
  • Ю.И. Соколов Проблемы и методы формирования спроса на грузовые железнодорожные перевозки. – М.: Маршрут, 2005;
  • Подсорин В.А. Экономическая оценка капитализации транспортной компании. – М.: МИИТ, 2007.

В период 2012-2019:

  • Терешина Н.П., Дедова И.Н., Соколов Ю.И., Подсорин В.А. Управление инновациями на железнодорожном транспорте – М.: МИИТ, 2014;
  • Терешина Н.П., Кожевников Р.А. и др. Экономическая безопасность железнодорожного транспорта – М.: МИИТ, 2013;
  • Лапидус Б.М., Мачерет Д.А. Макроэкономическая роль железнодорожного транспорта: теоретические основы, исторические тенденции и взгляд в будущее – М.: КРАСАНД, 2013;
  • Елизарьев Ю.В, Кожевников Ю.Н. и др. Новые формы долгосрочного государственного регулирования железнодорожного транспорта – М.: МЦФЭР, 2013;
  • Терешина Н.П., Галабурда В.Г., Соколов Ю.И., Толкачева М.М. Управление качеством транспортного обслуживания грузовладельцев – М.: МИИТ, 2014; Кожевников Р.А., Терёшина Н.П., Межох З.П., Шкурина Л.В., Дедова И.Н., Епишкин И.А., Соколова и др. Экономическая безопасность транспортных компаний и комплексов – М.: МИИТ, 2015;
  • Терешина Н.П., Подсорин В.А. Экономическое развитие и управление производительностью труда на железнодорожном транспорте – М.: МИИТ, 2015;
  • Соколов Ю.И., Иванова Е.А., Шлеин В.А., Лавров И.М., Аникеева-Науменко Л.О., Нестеров В.Н. Управление спросом на железнодорожные перевозки и проблемы рыночного равновесия – М.: МИИТ, 2015;
  • Соколов Ю.И., Лавров И.М. Методы экономической оценки качества транспортного обслуживания грузовладельцев в условиях множественности участников перевозочного процесса – М.: МИИТ, 2015;
  • Соколов Ю.И., Аверьянова О.А. Экономическая эффективность повышения безопасности железнодорожных перевозок в системе управления качеством – М.: Частное издательство «Золотое сечение», 2016;
  • Иванова Е.А. Системы управления качеством транспортного обслуживания пассажиров – М.: Известия, 2018;
  • Сорокина А.В. Стратегическое управление в компаниях с государственным участием – М.: Известия, 2018;
  • Терешина Н.П., Токарев В.А., Иноземцева С.М. Расходы инфраструктуры железнодорожного транспорта: учеб. пособие. – М.: ФГБУ ДПО «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2019.–264 с.;
  • Терешина Н.П., Подсорин В.А. Экономика инноваций на транспорте: монография. – М.: РУТ (МИИТ) – 2019. – 401 с.
В МИИТе, при кафедре «Экономика и управление на транспорте», созданы научные центры по технико-экономическим исследованиям на транспорте, учебно-научная лаборатория «Экономика инноваций на транспорте» и учебно-научный комплекс «Моделирование транспортных коридоров».