О подразделении
Основные сведения
  • Ликвидировано 31.01.2014
  • Наименование Кафедра «Локомотивы и локомотивное хозяйство», ЛЛХ
  • Официальный сайт https://rut-miit.ru/depts/52
О подразделении

26 сентября 1896 года в Москве было открыто Московское инженерное училище.

Начальник службы тяги подвижного состава Московско-Казанской железной дороги профессор Егор Егорович Нольтейн был первым заведующим локомотивной кафедрой МИИТа. Он и заложил важную традицию в работе кафедры, которая сохраняется и по сегодняшний день, - актуальное участие преподавателей кафедры в создании новых локомотивов, совершенствовании методов их эксплуатации и ремонта.

С 1913 года Московское инженерное училище было преобразовано в Московский институт инженеров путей сообщения.

Паровозную кафедру до 1926 года возглавлял профессор Евгений Генрихович Кестнер, а с 1925 года профессор кафедры в последствии действительный член Академии наук СССР Сергей Петрович Сыромятников – основатель школы отечественной паровозной теплотехники. Под его руководством профессора кафедры А.А. Чирков, В.Н. Иванов, доценты Н.И. Панов, Б.Л. Резников, Т.М. Ковнер в 50-е годы разрабатывали технические проекты по совершенствованию конструкции паровоза.

Научные основы совершенствования паровозов в дальнейшем развивали член-корреспондент Академии наук СССР И.И. Николаев, профессора В.Н. Иванов, А.П. Третьяков и другие.

Научные разработки вопросов тяги поездов в работах профессоров А.И. Бабичкова, О.Н. Исаакяна, Н.А. Сохачевского, В.Н. Сологубова, А.П. Новикова, доцента В.В. Деева.

Подготовка инженеров-тепловозников в Московском институте инженеров железнодорожного транспорта бала начата в 1927 году. У ее истоков стояли известные в стране ученые и организаторы тепловозной тяги П.В. Якобсон, К.А. Шишкин, Е.Е. Лонткевич, Н.П. Лугинин.

В 1948 году в связи с началом послевоенного тепловозостроения, была возобновлена подготовка инженеров - тепловозников под руководством профессора К.А. Шишкина, организатора создания и одного из авторов первого учебника по тепловозам для вузов железнодорожного транспорта.

Объединенная кафедра "Локомотивы и локомотивное хозяйство" была организована в 1954 году после объединения МИИТ и МЭМИИТа в один вуз.

Большую роль в организации объединения кафедры в 1955-1957 годы сыграли доценты А.Б. Домбровский, А.П. Третьяков и пришедшие на кафедру специалисты К.И. Рудая, В.Д. Кузьмич, М.Д. Рахматуллин, Н.Н. Субоч, а также профессора В.Н. Сологубов, И.Ф. Семичастнов, Н.И. Панов, А.П. Новиков.

Вся работа по перестройке учебного процесса, переквалификации кадров, созданию коллектива кафедры оснащению новых лабораторий проходила под руководством - профессора В.Н. Иванова.

Заслуженный деятель науки и техники РФ, профессор Владимир Николаевич Иванов в течение 30 лет был бессменным руководителем кафедры "Локомотивы и локомотивное хозяйство".

В 1957 г. при кафедре В.Н. Ивановым была организована научно-исследовательская тепловозная лаборатория. Спектр исследований охватывал широкий круг вопросов стоящих перед локомотивным хозяйством и тепловозостроением. Многопрофильность научных исследований на кафедре сохранилась и по настоящий день.

Под руководством В.Н. Ивановым вели исследования по дизельной тематике доценты Б.Л. Резинов, В.П. Скепский, В.Н. Васильев, И.П. Барадулин, А.И. Молчанов, В.З. Какоткин и большое число аспирантов, ныне работающих в разных вузах страны.

Вопросами динамики локомотивов совместно с В.Н. Ивановым занимались А.И. Беляев (ныне профессор), доцент Ю.В. Емельянов.

Актуальные исследования в области гидравлических передач тепловозов проводились профессором И.В. Семичастновым совместно с доцентами В.Б. Скуевым, В.С. Рудневым, В.З. Зюбановым, В.Б. Скоркиным, В.Т. Угловым.

Профессора Николай Иванович Панов и Александр Петрович Третьяков организовали научно-исследовательскую лабораторию охлаждающих устройств тепловозов.

Заведующий кафедрой с 1980 по 1998 год д.т.н. профессор, заслуженный деятель науки и техники РФ Вадим Дмитриевич Кузьмич проводил исследования систем охлаждения дизелей, и тяговых электрических машин, результаты которых нашли практическое применение на тепловозах эксплуатируемых в России и за рубежом. В них участвовали доценты В.Н. Овчинников, В.Я. Солодилов, Н.В. Большаков.

С.П. СыромятниковВ.Н. ИвановВ.Д. Кузьмич

Исследования различных аспектов электрических передач тепловозов, начатых доцентом К.И. Рудой, продолжили доценты Е.В. Лисицын, И.П. Аникиев, Н.А. Сашко, М.А. Яцков.

Профессор Н.М. Луков совместно с доцентами Л.А. Чернышевым, Е.Ю. Логиновой (ныне профессор) проводил исследования в области автоматизации регулирования температур в системах охлаждения тепловозных дизелей и электрических машин.

В исследовании вопросов улучшения работы тепловозных дизелей под руководством профессора Е.Е. Коссова, принимали участие доценты В.Е. Песков, К.Г. Михаилиди, М.В. Горохов.

Профессор И.В. Бирюков, известный научными трудами в области динамики тяговых приводов, организовал при кафедре научно-технический центр "Скоростной подвижной состав", в котором работали доценты Н.И. Долгачев, Р.П. Вяткин.

Совершенствованию конструкций узлов электрических машин разработке технологического диагностирования ТЭД посвящены исследования д.т.н., профессора В.И. Киселева, заведующий кафедрой с 1998 года.

Научные работы по энергоснабжению, проводимые доцентом Н.А. Сашко, направлены на экономию топлива при реостатных испытаниях тепловозов.

Воспитанники кафедры работают далеко за пределами Московского государственного университета путей сообщения: Н.М. Бурносов - вице президент ОАО "РЖД"; В.Г. Григоренко - ректор Дальневосточного государственного университета; Г.Т. Трусов - ректор Вологодского политехнического института; А.Л. Голубенко - ректор Восточного Украинского университета; Д.С. Стоянов - ректор Политехнического университета в Софии.

На кафедре в учебно-методической и научной работы активное участие принимали специалисты с производства, доктор технических наук - директор Всероссийского научно-исследовательского и конструкторско-технологического института подвижного состава (ВНИКТИ) д.т.н., профессор В.С. Коссов, д.т.н., профессор Коссов Е.Е. - руководитель отделения автономного подвижного состава Всероссийского научно-исследовательского института ж.д. транспорта (ВНИИЖТ), главный инспектор ЦТ ОАО "РЖД" А.А. Сашко, главный инженер ПКБ ЦТ А.З. Певзнер.

Локомотивостроение и локомотивное хозяйство - два профиля подготовки инженеров кафедрой и одновременно два традиционных направления, педагогического, учебно-методической, научной и научно-общественной деятельности преподавательской кафедры, сотрудников лабораторий.

Сегодня кафедра представляет высококвалифицированный коллектив специалистов, обеспечивающий подготовку инженеров по специальности "Локомотивы" - ведущей специальности на железнодорожном транспорте.